Как действовать гендиректору, чтобы его не привлекли к субсидиарной ответственности в случае банкротства управляемого общества

Спрос на банкротства в России остается стабильно высоким. Согласно статистике, ежегодно публикуемой в Федресурсе1, количество банкротных дел, возбуждаемых в отношении юридических лиц, растет из года в год. Исключением стал 2020 г., по итогам которого наблюдалась обратная тенденция на фоне мер поддержки, реализованных государством для предприятий и предпринимателей, пострадавших от пандемии. Напомним, что и с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов.

Вместе с тем рост количества банкротств не влияет на процент удовлетворения требований кредиторов, который остается на уровне 3–5%2. Поскольку субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц зачастую оказывается последним шансом кредиторов получить денежные средства, соответствующие требования предъявляются практически в каждом банкротном деле.

При этом Закон о банкротстве3 и разъяснения судебной практики предусматривают ряд презумпций, призванных облегчить доказывание наличия обстоятельств, необходимых для привлечения лиц к субсидиарной ответственности. Данные презумпции являются опровержимыми, но на практике ответчику по спору редко удается доказать необоснованность и/или неприменимость к нему соответствующих, заведомо предполагающих виновность, гипотез.

Ввиду особенностей участия в банкротном деле лица, привлекаемого к ответственности и не являющегося одновременно кредитором должника, нельзя исключать рисков удовлетворения заявления в отношении даже такого управленца, который принимал деловые решения без намерения ущемить права кредиторов или иных третьих лиц.

При этом основанием для привлечения к субсидиарной ответственности могут стать как обстоятельства, имевшие место в период функционирования должника, до возбуждения банкротного дела, так и поведение ответчика уже в рамках банкротных процедур.

Какие же правила поведения необходимо соблюдать единоличному исполнительному органу общества, чтобы не допустить собственного привлечения к ответственности по долгам управляемой компании? Рассмотрим рекомендации отдельно как по докризисному периоду работы общества, так и по действиям в условиях возбужденного дела о банкротстве и позднее введенных банкротных процедур.

СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА В ПЕРИОД ОБЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

В случае банкротства юридического лица пристальной оценке будет подвергаться трехлетний период, предшествующий даже не дате возбуждения дела о банкротстве, а дате наступления так называемого объективного банкротства.

По смыслу постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 534 под «объективным банкротством» понимается момент, в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из за пр... ✂