Комментарии к Обзору судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (утв. Президиумом ВС РФ 25.12.2019)

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

В конце декабря 2019 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) систематизировал позиции судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации в сфере корпоративных отношений. Таким образом был подготовлен Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (далее - Обзор).

В настоящем комментарии мы рассматриваем наиболее значимые, с нашей точки зрения, вопросы для деятельности хозяйственных обществ, а также их влияние на будущую правоприменительную практику.

Пункт 2 Обзора. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения.

Согласно положениям подп. 3 п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются по общему правилу посредством нотариального удостоверения. Иной способ подтверждения может быть предусмотрен уставом юридического лица или решением общего собрания участников, принятым единогласно.

ВС РФ в этом пункте разъяснил, что для объективизации воли участников на закрепление иного порядка подтверждения (подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ) нотариальное удостоверение также необходимо. Эта позиция ВС РФ, по нашему мнению, соответствует целям применяемых судами положений ГК РФ, направленных в первую очередь на защиту интересов участников юридического лица и на превенцию возможных корпоративных конфликтов. Вместе с тем это разъяснение лишь дополнительно подтверждает уже закрепленное в законе правило, из которого недвусмысленно следует, что все решения (в том числе решение о выборе альтернативного способа подтверждения) по общему правилу подтверждаются нотариально.

Между тем после принятия Обзора в Определении от 30.12.2019 № 306-ЭС19-25147 по делу № А72-7041/2018 ВС РФ сделал следующую оговорку: требования о нотариальном удостоверении подлежат применению только к решениям общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, принятым после 25.12.2019.

Пункт 3 Обзора. Требование о нотариальном удостоверении, установленное подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, распространяется и на решение единственного участника.

Этот пункт Обзора вызывает дискуссии как в доктрине, так и на практике.

Во-первых, это разъяснение вступает в противоречие с положениями подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, которые распространяют свое действие на случаи

принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования lt;hellip;gt;",

что, исходя из буквального толкования, исключает возможность их применения к решениям единственных участников обществ с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, комментируемый пункт Обзора не согласуется с правоприменительной практикой, сложившейся до даты утверждения Обзора. Федеральная нотариальная палата (письмо Федеральной нотариальной палаты от 01.09.2014 № 2405/03-16-3) и Центральный банк Российской Федерации (письмо Банка России от 25.11.2015 № 06-52/10054 О некоторых вопросах применения Федерального закона № 210-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерац... ✂