🧑‍⚖️Сохраняется ли статус исполняющего обязанности ЕИО после смерти ЕИО, издавшего в свое время соответствующий приказ по ИО в соответствии с нормой устава? 

20 дек - 11:24

Позицию суда округа, согласившегося с выводами суда апелляционной инстанции, который в свою очередь отменил предложившее положительный ответ на данный вопрос решение, 19 ноября 2025 года одобрил ВС РФ (хотя, на наш взгляд, с несколько парадоксальной редакцией основной мотивировки). 
Судебная практика. Дело № А29-4063/2024. Фабула спора. Устав компании: «при отсутствии директора, а также в иных случаях, когда директор не может исполнять свои обязанности, его функции исполняет назначенный им заместитель». Директор «подписал приказ /…/, согласно которому в целях организации планомерного и своевременного выполнения строительно-монтажных работ с 11.11.2022 исполнение обязанностей директора Общества возложено на Б. с установлением доплаты в размере 30 процентов тарифной ставки без освобождения от основной работы». 31.01.2023 директор скончался. Наследники в суде оспорили решение собрания о ротации ЕИО. Поэтому в условиях углубляющегося корпконфликта г-жа Б. принимает волевое решение, ставшее впоследствии предметом разногласий участников, а именно, «Б. возложила на себя исполнение обязанностей директора Общества /…/ до принятия решения учредителями Общества о назначении директора». Участник, полагая, что старинный приказ директора /касат. ИО ЕИО/ «прекратил свое действие», в иске обосновал вывод о том, что новое решение «о возобновлении действия старого приказа» является ничтожным.
Фрагменты постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2025 года.
«… Суд апелляционной инстанции верно указал, что в случае смерти директора Общества для передачи полномочий единоличного исполнительного органа последнего требуется исключительно волеизъявление участников ООО «А.», то есть решение общего собрания /…/. Буквальное толкование пункта /…/ устава не позволило суду апелляционной инстанции полагать сохранение за Б. статуса исполняющего обязанности директора Общества после смерти К. и прекращением в связи с этим действия приказа /…/». 
«Поскольку приказ /…/ прекратил свое действие, а Б. не является управомоченным лицом по наделению себя статусом директора Общества, в том числе в качестве исполняющего обязанности, суд апелляционной инстанции нашел требования истца, являющегося участником Общества, обоснованными /…/,  «что позволит в условиях конфликта между участниками Общества обеспечить определенность их корпоративных в соответствии с положениями Закона № 14-ФЗ и устава Общества и стабильность гражданского оборота при разрешении спорных вопросов».

Осипенко Олег Д.э.н., профессор, генеральный директор консалтинговой компании "Ринкон-гамма", руководитель Центра корпоративной конфликтологии МФПУ «Синергия»; эксперт по вопросам совершенствования корпоративного управления, формирования и реструктурирования холдингов, корпоративного контроля, защиты компаний от недружественного поглощения и корпоративного шантажа, противодействия корпоративной коррупции (32-летний опыт управленческого и юридического консалтинга). Практикующий юрист (в том числе личное участие в ряде «громких» кейсов в порядке корпоративной защиты в арбитражных и административных процессах в качестве представителя обороняющейся компании). Автор более 590 печатных работ по различным управленческим, правовым и экономическим проблемам, в том числе около 20 книг. Преподаватель ряда корпоративных институтов и тренинговых центров («Газпром Корпоративный Институт», Юридический институт «М-Логос», Российский институт директоров, АСЭРгрупп, ООО «Корпоративный секретарь» и др.). Основная тематика: корпоративное право, корпоративное управление, корпоративная конфликтология, профилактика и противодействие корпоративной коррупции, борьба с гринмейлом. Член Редакционного совета журнала «Акционерное общество. Вопросы корпоративного управления», член Редакционной коллегии журнала «Современная конкуренция». Соучредитель Telegram-канала «Корпконфликты» (https://t.me/aoconflict). Олег имеет пятилетний опыт сотрудничества с Росимуществом в качестве члена совета директоров и члена ревизионной комиссии акционерных обществ со 100%-ным участием Российской Федерации, в том числе, был членом совета директоров 13 акционерных обществ, председателем совета директоров трех акционерных обществ.