Неявка на собрания участников не может служить основанием решения об исключении участника в судебном порядке

21 окт - 19:50

Важно учесть и следующее. Корпконфликт совладельцев сам по себе не является основанием для отказа в иске об исключении участника из общества. 
Судебная практика. Отменяя вердикты судов первой и апелляционной инстанций, Арбитражный суд Уральского округа в своем постановлении от 8 октября 2025 году по делу № А76-24288/2024 отметил следующее.
«Судами не включены в предмет исследования и оценки вопросы о том, велась ли вообще какая-либо деятельность обществом «Г.» с момента его создания, ее характер и масштаб и блокировалась ли она фактически ответчиком посредством совершения каких-либо действий (бездействий) или принятия решений, каким образом с учетом дат несостоявшихся собраний участников, осуществлялась хозяйственная деятельность юридического лица /…/, проводились ли собрания участников общества в указанный период, если нет, то по каким причинам, какие действия и решения предпринимались В. как директором общества в период деятельности общества и могли ли они повлечь какие-либо негативные последствия. Вместе с тем, установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора. 
При этом, указывая, что неявка на собрания участников общества является основанием для исключения ответчика из состава общества, суд первой инстанции не исследовал причины неявки на собрания В., а также не оценил, насколько это в действительности могло повлиять на деятельность общества, привести к невозможности продолжения нормальной хозяйственной деятельности общества (при фактическом наличии таковой). 
В свою очередь апелляционный суд, ссылаясь на наличие в обществе корпоративного конфликта, не учел, что данное обстоятельство само по себе не является основанием для отказа в иске об исключении участника из общества, поскольку наличие корпоративного конфликта между участниками общества не является обстоятельствами, препятствующими исключению одного из участников в судебном порядке, а, напротив, может выступать надлежащим поводом для передачи на рассмотрение суда вопроса об исключении участника общества, если разлад в отношениях участников вызван его неразумным или недобросовестным поведением (пункт 7 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2023 № 305-ЭС22 28611)».

Осипенко Олег Д.э.н., профессор, генеральный директор консалтинговой компании "Ринкон-гамма", руководитель Центра корпоративной конфликтологии МФПУ «Синергия»; эксперт по вопросам совершенствования корпоративного управления, формирования и реструктурирования холдингов, корпоративного контроля, защиты компаний от недружественного поглощения и корпоративного шантажа, противодействия корпоративной коррупции (32-летний опыт управленческого и юридического консалтинга). Практикующий юрист (в том числе личное участие в ряде «громких» кейсов в порядке корпоративной защиты в арбитражных и административных процессах в качестве представителя обороняющейся компании). Автор более 590 печатных работ по различным управленческим, правовым и экономическим проблемам, в том числе около 20 книг. Преподаватель ряда корпоративных институтов и тренинговых центров («Газпром Корпоративный Институт», Юридический институт «М-Логос», Российский институт директоров, АСЭРгрупп, ООО «Корпоративный секретарь» и др.). Основная тематика: корпоративное право, корпоративное управление, корпоративная конфликтология, профилактика и противодействие корпоративной коррупции, борьба с гринмейлом. Член Редакционного совета журнала «Акционерное общество. Вопросы корпоративного управления», член Редакционной коллегии журнала «Современная конкуренция». Соучредитель Telegram-канала «Корпконфликты» (https://t.me/aoconflict). Олег имеет пятилетний опыт сотрудничества с Росимуществом в качестве члена совета директоров и члена ревизионной комиссии акционерных обществ со 100%-ным участием Российской Федерации, в том числе, был членом совета директоров 13 акционерных обществ, председателем совета директоров трех акционерных обществ.