Законно ли требование мажоритария к АО предоставить сведения о доходах, об имуществе в отношении генерального директора

19 авг - 11:27

Вопрос? Законно ли требование акционера (доля акций 100%) к АО предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении единоличного исполнительного органа (генерального директора), заместителей генерального директора, а также главного бухгалтера за период с 2022 по 2025 гг. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.11.2019 N 685?Единственным акционером АО является РФ в лице уполномоченного департамента Министерства обороны РФ.

На вопрос читателей отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ефимова Ольга

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требование акционера незаконно.

Обоснование вывода:
Указанный приказ утвержден Министром обороны на основании ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным названным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, граждане, относящиеся в категориям, прямо обозначенным в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе граждане, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 3 и п. 4 ч. 1). Именно такой перечень утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 685.
Таким образом, обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера согласно приказу Министра обороны РФ от 21 ноября 2019 г. N 685 установлена для единоличного исполнительного органа (генерального директора), заместителей генерального директора, а также главного бухгалтера тех организаций, которые созданы для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ.
Отметим, что нет какого-либо законодательного определения понятия "организация, создаваемая для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами". Исходя из общих основ гражданского законодательства, учитывая, что основной целью деятельности акционерного общества является извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), представляется, что в отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего иное, акционерные общества не должны создаваться для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Такие организации следует создавать в форме соответствующих некоммерческих организаций, например, бюджетных или автономных учреждений (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Отметим, что в свое время Правительством России разрабатывался законопроект, в котором давалось определение рассматриваемого понятия, позволявшее относить к таким организациям акционерные общества, более 50 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, а также хозяйственные общества, в отношении которых указанные акционерные общества имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества (смотрите информацию об указанном законопроекте: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=55620).
Также в постановлении Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 613 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты предоставляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению" в числе организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, прямо указано несколько акционерных обществ, которые отнесены к организациям, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации. Но, по нашему мнению, учитывая, что акционерные общества создаются для извлечения прибыли, отнесение Правительством РФ в отсутствие законодательного акта, устанавливающего иное, акционерные общества не могут признаваться создаваемыми для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
С учетом того, то в рассматриваемой ситуации акционерное общество не создавалось для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны России, поскольку соответствующая информация где-либо отсутствует (включая устав АО и приказ Министра обороны РФ от 21 ноября 2019 г. N 685), мы полагаем, что единственному акционеру в лице департамента Министерства обороны не должны предоставляться указанные в вопросе сведения.
Также отметим, что единственный акционер будет нанимателем (работодателем) только для генерального директора АО, для остальных должностных лиц нанимателем выступает само АО (части четвертая, шестая ст. 20 ТК РФ, пп. 2, 3 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Соответственно, даже при включении АО в перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, единственному акционеру не должны предоставляться сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении иных должностных лиц, кроме единоличного исполнительного органа АО. Статья 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" такой обязанности на общество не возлагает. Акционер может получить сведения только о составляющих заработной платы, выплачиваемой указанным должностным лицам самим АО (подп. 2 п. 5 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; постановление АС Центрального округа от 15.02.2018 N Ф10-107/18).

Иванов Петр Корреспондент журнала "Акционерное общество"