Топ-10 изменений в сфере правового регулирования M&A в России за 2018 г.

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Международная юридическая фирма Дебевойз энд Плимптон ЛЛП" представляет обзор наиболее значимых событий в российском законодательстве и судебной практике в сфере слияний и приобретений (Mamp;A) и корпоративного законодательства за 2018 г.

1/ Изменение правил осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества

12 июня 2018 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон о стратегических обществах) и некоторые иные законодательные акты.

Введение ограничений для иностранных инвесторов, не предоставляющих информацию о своих бенефициарах и иных лицах. До 12 июня 2018 г. Закон о стратегических обществах1 предусматривал ряд ограничений для участия в стратегических обществах иностранных инвесторов, учрежденных в некоторых офшорных юрисдикциях, независимо от того, кто являлся их конечным бенефициаром2.

С 12 июня 2018 г. вместо этих ограничений введены новые требования для любых иностранных инвесторов (независимо от страны их учреждения), которые не предоставляют в Федеральную антимонопольную службу РФ (далее - ФАС России) информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах3.

Данная информация предоставляется в ФАС России в произвольной форме4:

  • в составе ходатайства о предварительном согласовании сделки (например, в случае приобретения более 50% голосов в стратегическом обществе);
  • в составе уведомления о совершенной сделке (например, в случае приобретения от 25 до 50% голосов в стратегическом обществе);
  • в составе запроса о необходимости согласования сделки в случае, если факт установления контроля иностранного инвестора над стратегическим обществом не является очевидным; или
  • в виде отдельного документа в случае, если этот документ требуется ФАС России для принятия решения о том, что сделка не подлежит предварительному согласованию (например, при приобретении иностранным инвестором от 25 до 50% голосов в стратегическом обществе или при приобретении более 50% голосов иностранным инвестором, который находится под контролем гражданина РФ, являющимся налоговым резидентом РФ и не имеющим иного гражданства).

Иностранным инвесторам, которые не предоставляют указанную выше информацию, запрещается:

  • приобретать 25 и более процентов голосов в пользователях участками недр федерального значения (далее - стратегические недропользователи)
  • приобретать более 50% голосов в иных стратегических обществах;
  • устанавливать контроль над стратегическими обществами иным образом;
  • приобретать основные производственные средства стратегического общества, стоимость которых составляет 25 и более процентов балансовой стоимости его активов.

Помимо этого, такие иностранные инвесторы обязаны получать предварительное согласие Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ на приобретение:

  • права прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов в стратегическом недропользователе;
  • права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов в ином стратегическом обществе или иной возможности блокировать решения его органов управления.

Совокупный контроль. Для определения контроля над стратегическим обществом учитывается совокупная доля всех (i) иностранных инвесторов, не предоставляющих информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, (ii) иностранных государств, (iii) международных организаций, а также (iv) находящихся под их контролем лиц, даже если они не входят в одну группу лиц.

Исключение предусмотрено для иностранных инвесторов, являющихся акционерами публичной компании в смысле ст. 11 Налогового кодекса РФ5 (кроме международных организаций, иностранных государств и контролируемых ими организаций). При установлении контроля для данного иностранного инвестора в отношении стратегического общества будут учитываться только голоса, принадлежащие его группе лиц.

Применение льгот для иностранных инвесторов. Организации, находящиеся под контролем российских лиц, и иностранные граждане, имеющие также российское гражданство, более не относятся к категории иностранных инвесторов и не могут претендовать на льготы, предоставляемые законодательством об иностранных инвестициях.

Полномочия ФАС России. ФАС России, как уполномоченный орган по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические общества, получила право давать разъяснения по вопросам применения Закона о стратегических обществах, которое ранее уже использовалось ею на практике, однако не было закреплено в законе.

2/ Наделение Президента РФ дискреционными полномочиями по регулированию корпоративных отношений

4 июня 2018 г. вступили в силу положения федерального закона6, которые наделяют Президента РФ правом в исключительных случаях и в отдельных сферах устанавливать особенности:

  • создания, реорганизации, ликвидации и правового положения хозяйственных обществ (включая реализацию обязанности по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности);
  • совершения сделок (включая их нотариальное удостоверение и учет);
  • правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • учета информации о ценных бумагах.

В законе не раскрывается, что понимается под исключительными случаями" и отдельными сферами деятельности". Равным образом закон не предусматривает цели и характер таких возможных особенностей, сроки и порядок их введения и применения, а также круг лиц, в отношении которых они могут устанавливаться.

Поскольку данные положения носят слишком общий характер, ... ✂