Стратегически значимые компании

Стратегически значимыми компаниями являются как федеральные государственные унитарные предприятия, так и акционерные общества (акции которых находятся в федеральной собственности), которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

В настоящий момент к стратегически значимым компаниям (далее также - СЗК) относятся:

1. Компании, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 г. № 1226-р Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации". В данный перечень входят 1 178 компаний со всей России (кроме кредитных организаций), из которых:

  • 264 компании - это федеральные государственные унитарные предприятия, такие как Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт, г. Москва; Гознак, г. Санкт-Петербург; Горно-химический комбинат, Красноярский край; Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, г. Москва; Завод синтетических волокон Эластик", Рязанская область; Космическая связь, г. Москва; Кронштадтский морской завод" Министерства обороны РФ, г. Санкт-Петербург; Научный центр Сигнал", г. Москва и другие;
  • 903 компании - это открытые акционерные общества, такие как 179 судоремонтный завод", Хабаровский край; Конструкторское бюро транспортного машиностроения, Омская область; Московский институт электромеханики и автоматики, г. Москва; Судоремонтно-судостроительная корпорация, Нижегородская область; Тульский завод Арсенал", Тульская область; Электросигнал, Республика Дагестан; Московский конструкторско-производственный комплекс Универсал", г. Москва и другие;
  • 9 компаний - это иные организации, такие как ГУП Амурской области Аэропорт Благовещенск", Амурская область; ЗАО Авиастар-СП", Ульяновская область; ЗАО Завод им. Козицкого", г. Санкт-Петербург; ЗАО Новатор", Московская область; ЗАО Саратовский авиационный завод", Саратовская область; ЗАО Электросигнал", Новосибирская область, ООО Завод электроагрегатного машиностроения СЭПО-ЗЭМ" АО Саратовское электроагрегатное производственное объединение", Саратовская область; ООО Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК", Челябинская область; ООО Сретенский судостроительный завод", Забайкальский край.

2. Компании, включенные в перечень, утвержденный Указом Президента от 04.08.2004 г. № 1009 Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (далее - перечень № 1009). Данный перечень включает в себя 175 компаний, из которых:

  • 127 компаний - это федеральные государственные унитарные предприятия, такие как Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", г. Москва; Почта России", г. Москва; Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", г. Москва; Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)", г. Москва; Казанский государственный казенный пороховой завод", Амурский патронный завод "Вымпел"", Хабаровский край; Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"", г. Москва и другие;
  • 48 компаний - это открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, такие как Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", г. Москва; АК АЛРОСА", г. Мирный Республики Саха (Якутия); АК Транснефть", г. Москва; Аэрофлот - российские авиалинии", г. Москва; Газпром", г. Москва; Международный аэропорт Шереметьево", г. Москва; НК Роснефть", г. Москва; РЖД", г. Москва; ОАО Объединенная зерновая компания", г. Москва и другие.

3. Компании, включенные в перечни, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 г. № 91-р О перечне открытых акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера - Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Российской Федерации" (далее - перечень 91-р). Данное распоряжение включает в себя два перечня, состоящих из 52 компаний (кроме кредитных организаций).

В таблице № 1 представлен исчерпывающий перечень компаний, утвержденный Распоряжением № 91-р от 23.01.2003 г.

Таблица № 1. Перечень компаний, утвержденный Распоряжением № 91-р от 23.01.2003 г.

№ п/п, Стратегические предприятия и их местонахождение
Перечень ОАО, в отношении которых определение позиции акционера - Российской Федерации по вопросам назначения представителя для голосования на общем собрании акционеров, внесения вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыва внеочередного общего собрания акционеров, голосования по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, а также согласование директив представителям Российской Федерации и представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
1. Авиакомпания Аэрофлот - российские авиалинии", г. Москва 9. Современный коммерческий флот, г. Москва 17. Объединенная авиастроительная корпорация, г. Москва 25. Открытое акционерное общество Объединенная зерновая компания", г. Москва
2. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, г. Москва 10. Российские железные дороги, г. Москва 18. Объединенная судостроительная корпорация, г. Санкт-Петербург 26. Корпорация Московский институт теплотехники", г. Москва
3. Акционерная компания АЛРОСА", г. Мирный, Республика Саха (Якутия) 11. Концерн ПВО Алмаз-Антей", г. Москва 19. Росагролизинг, г. Москва 27. Открытое акционерное общество Росгеология", г. Москва
4. Акционерная компания по транспорту нефти Транснефть", г. Москва 12. Корпорация Тактическое ракетное вооружение", г. Королев, Московская область 20. Российский сельскохозяйственный банк, г. Москва 28. Открытое акционерное общество междугородной и международной
5. Внешторгбанк, г. Москва 13. Корпорация Росхимзащита", г. Москва 21. РусГидро, г. Красноярск 29. Российские ипподромы", г. Москва
6. Газпром, г. Москва 14. Первый канал", г. Москва 22. Системный оператор Единой энергетической системы, г. Москва 30. Корпорация космических систем специального назначения Комета", г. Москва
7. Международный аэропорт Шереметьево, г. Москва 15. РОСНЕФТЕГАЗ", г. Москва 23. Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, г. Москва 31. Роскартография, г. Москва
8. Нефтяная компания Роснефть", г. Москва 16. Зарубежнефть", г. Москва 24. Российские сети, г. Москва 32. РОСНАНО, г. Москва
Перечень ОАО, в отношении которых определение позиции акционера - Российской Федерации по вопросам выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, голосования на общих собраниях акционеров по вопросам их формирования, а также согласование директив представителям Российской Федерации и представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) по голосованию на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) по вопросам формирования единоличного исполнительного органа и избрания (переизбрания) председателей советов директоров (наблюдательных советов) осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
Промышленность 1. Концерн Океанприбор", г. Санкт-Петербург 8. Государственная акционерная компания Оборонпромкомплекс", г. Москва
2. Концерн Моринформсистема-Агат", г. Москва 9. Концерн Гранит-Электрон", г. Санкт-Петербург
3. Росспиртпром, г. Москва 10. Концерн Центральный научно-исследовательский институт Электроприбор", г. Санкт-Петербург
4. Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского", г. Нижний Тагил, Свердловская область 11. Приокский завод цветных металлов, г. Касимов, Рязанская область
5. Концерн Морское подводное оружие - Гидроприбор", г. Санкт-Петербург 12. Производственное объединение Кристалл", г. Смоленск
6. Центр технологии судостроения и судоремонта", г. Санкт-Петербург 13. Корпорация Стратегические пункты управления", г. Москва
7. Концерн Научно-производственное объединение Аврора", г. Санкт-Петербург 14. Объединенная ракетно-космическая корпорация", г. Москва
Транспорт 15. Мурманское морское пароходство, г. Мурманск 16. Новороссийский морской торговый порт, г. Новороссийск, Краснодарский край
Непроизводственная сфера 17. Государственная транспортная лизинговая компания, г. Москва 18. Трансинжстрой, г. Москва
Энергетика 19. ИНТЕР РАО ЕЭС, г. Москва
Агропромышленный комплекс 20. Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных, пос. Быково, Московская область


В связи с особым положением данных компаний в отношении них существует ряд ограничений, которые рассмотрены ниже.

Особенности открытия банковских счетов, аккредитивов и заключения договоров банковского вклада

В июле 2014 г. вступил в действие Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 213-ФЗ Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон № 213-ФЗ).

Данный закон распространяется на хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ (включены в перечни № 1009 и № 91-р, за исключением кредитных организаций и определенные отдельными решениями Президента РФ или Правительства РФ), а также общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем (в настоящий момент перечень формируется).

Все эти организации вправе осуществлять открытие счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (независимо от валюты соответствующего договора) только в кредитных организациях, соответствующих следующим требованиям:

  • кредитные организации, имеющих собственные средства (капитал) в размере не менее 5 млрд. руб. (установлен Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1030 по согласованию с Банком России);
  • кредитные организации, находящиеся под прямым или косвенным контролем Банка России или РФ (в настоящий момент это 28 банков - ОАО ГПБ", ЗАО ВТБ 24", ОАО Сбербанк России", ОАО Банк Москвы" и другие);
  • Полный Перечень кредитных организаций (136 кредитных организаций), соответствующих требованиям части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 213-ФЗ, размещается на официальном сайте Банка России по адресу: http://www.cbr.ru/credit/.
  • государственной корпорацией Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
  • иными кредитными организациями, которым право на банковское обслуживание стратегически значимых компаний будет определено решением Правительства РФ.

Следует также помнить, что в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операции по зачислению или списанию денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив (для организаций, включенных в перечни № 1009 и № 91-р) подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 50 миллионов рублей (в т. ч. в иностранной валюте в количестве, эквивалентном данной сумме).

СЗК уведомляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)) о:

  • открытии счетов;
  • покрытии (депонированных) аккредитивов в иностранных банках;
  • заключении договоров банковского счета;
  • заключении договоров банковского вклада (депозита) с иностранными банками;
  • приобретении ценных бумаг иностранных банков.

За совершение операций в нарушение требований Закона № 213-ФЗ введена административная ответственность как для самих компаний и их должностных лиц, так и для кредитных организаций и их должностных лиц в размере:

  • на должностных лиц от 100 тыс. до 1 млн. рублей;
  • на юридических лиц от 10 до 60 млн. рублей.

СЗК, имеющие счета в кредитных организациях, не соответствующих требованиям Закона № 213-ФЗ (не включенные в перечень кредитных организаций, сформированный Банком России), должны расторгнуть договоры банковского счета, закрыть счета в таких кредитных организациях в течение одного года со дня опубликования Банком России на своем официальном сайте перечня кредитных организаций.

Договора банковского вклада (депозита), покрытые (депонированные) аккредитивы и ценные бумаги, которые были заключены, открыты или приобретены СЗК до вступления Закона № 213-ФЗ в силу (22.07.2014 г.), расторгать не требуется, но срок действия таких договоров продлен быть не может.

Однако в случае отсутствия или исключения кредитной организации из Перечня ЦБ на банковский счет СЗК (открытый в данной кредитной организации) нельзя будет зачислять денежные средства за исключением процентов по договору банковского счета, вклада (депозита).

Уведомление о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы СЗК

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - закон №57-ФЗ) иностранные инвесторы или группа лиц обязаны представлять в уполномоченный орган (Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)) информацию о приобретении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение.

Порядок предоставления данной информации прописан в Постановлении Правительства РФ от 27.10.2008 г. № 795 Об утверждении Правил представления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Правила № 795).

В соответствии с Правилами № 795 информация о приобретении 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляется иностранным инвестором или группой лиц в ФАС России путем направления уведомления в течение 45 дней с момента совершения сделки.

Предварительное согласование сделок (установление контроля) иностранных инвесторов над СЗК, имеющими значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

Любой иностранный инвестор или группа лиц, в которую входит иностранный инвестор, в случае установления контроля над СЗК, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, обязан предварительно согласовать данную сделку в ФАС России, подав ходатайство о предварительном согласовании такой сделки. Предварительному согласованию подлежат следующие сделки:

1. Сделки (за исключением сделок в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения), в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

  • право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал СЗК;
  • право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа СЗК и (или) безусловную возможность избирать более чем 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления СЗК.

2. Сделки в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал СЗК и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если в результате совершения этих сделок иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

  • право прямо или косвенно распоряжаться 25% и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал СЗК;
  • право назначать единоличный исполнительный орган и (или) 25% и более процентов состава коллеги��льного исполнительного органа СЗК и (или) безусловную возможность избирать 25% и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления СЗК.

К сделкам, указанным в п. 1 и 2 относятся:

  • договоры купли-продажи, дарения, мены голосующих акций (долей), составляющих уставный капитал СЗК, а также иные соглашения, на основании которых право собственности на указанные акции (доли) переходит к иностранному инвестору или группе лиц;
  • договоры доверительного управления и (или) подобные соглашения, объектами которых являются голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал СЗК.

3. Сделки, направленные на приобретение иностранным инвестором или группой лиц права прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) в уставном капитале СЗК и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если этот иностранный инвестор или эта группа лиц имеет право прямо или косвенно распоряжаться 25% и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале такого хозяйственного общества (за исключением сделок по приобретению иностранным инвестором или группой лиц акций (долей) в уставном капитале такого хозяйственного общества, в результате совершения которых доля участия этого иностранного инвестора или этой группы лиц в уставном капитале такого хозяйственного общества не увеличивается).

4. Договоры об осуществлении иностранным инвестором либо входящими в группу лиц коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем функций управляющего (управляющей организации) в отношении СЗК.

5. Сделки, направленные на приобретение иностранным государством, международной организацией или находящейся под их контролем организацией права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал СЗК, или иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества либо права прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал СЗК, и осуществляющего пользование участком недр федерального значения.

6. Любые сделки, если они совершаются иностранным инвестором или группой лиц в отношении третьих лиц, прямо или косвенно осуществляющих контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, и влекут за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над таким хозяйственным обществом.

7. Иные сделки, направленные на передачу иностранному инвестору или группе лиц права определять решения органов управления СЗК, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности.

8. Приобретение акций (долей), в результате которого иностранным инвестором или группой лиц прямо или косвенно устанавливается контроль над СЗК, в том числе посредством реализации иностранным инвестором или группой лиц обязанности по приобретению ценных бумаг такого хозяйственного общества в соответствии со статьей 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах" (приобретение более 30% общего количества акций открытого общества).

Правила осуществления предварительного согласования сделок

В Постановлении Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 838 Об утверждении Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" установлен порядок осуществления предварительного согласования данных сделок.

В федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, данным органом является ФАС России, на имя его руководителя направляется ходатайство с заявлением на русском языке о:

  • предварительном согласовании сделки;
  • согласовании установления контроля.

Иностранный инвестор или группа лиц обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над СЗК.

В заявлении о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля помимо сведений, предусмотренных ст. 8 закона № 57-ФЗ, указываются существенные условия сделки (определены в ст. 7 закона № 57-ФЗ), а также полный перечень лиц, которые в результате совершения сделки приобретают права по установлению контроля в отношении хозяйственного общества. К заявлению прилагается опись направляемых документов.

Сведения и документы, входящие в состав ходатайства, должны быть полными и достоверными. В случае невозможности полного представления заявителем необходимых сведений и документов они представляются в имеющемся у него объеме. При этом указываются причины невозможности представления заявителем соответствующих сведений и документов, а также сообщается, где такие сведения и документы могут быть затребованы.

Заявитель при наличии в документах сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, указывает в заявлении исчерпывающий перечень документов, содержащих такие сведения. В свою очередь ФАС России обеспечивает учет и хранение заявления и документов, входящих в состав ходатайства, а также защиту содержащихся в них сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Срок согласования в ФАС России не может превышать три месяца (может быть продлен еще на 3 месяца в исключительных случаях).

При осуществлении проверки хозяйственных обществ ФАС России вправе запросить информацию, необходимую для исполнения возложенных на него функций, у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц.

В дальнейшем ФАС России может самостоятельно принять решение по ходатайству, либо запускает процедуру по его дальнейшему согласованию.

Самостоятельное решение ФАС России принимает в случае если:

  • приходит к выводу, что в результате совершения сделки или при изменении соотношения голосов иностранным инвестором не будет установлен контроль над стратегическим обществом (заявитель получает право совершить планируемую сделку);
  • определяет, что заявитель, являющийся международной организацией, в результате сделки установит контроль над стратегическим обществом (заявитель не получает право совершить планируемую сделку, т. к. это запрещено законом № 57-ФЗ).

Дальнейшее согласование происходит в случае если:

  • ФАС России приходит к выводу, что иностранный инвестор в результате сделки установит контроль над стратегическим обществом;
  • контроль установлен в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на акции (доли);
  • сделка требует предварительного согласования (например, приобретение более чем 25 процентов акций (долей) в уставном капитале СЗК).

В данном случае ФАС России производит следующие действия:

  • направляет в Федеральную службу безопасности запрос о предоставлении сведений о возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства или об отсутствии такой угрозы в результате совершения такой сделки;
  • проверяет наличие у стратегического общества лицензий на осуществление определенных видов деятельности;
  • устанавливает факты участия в поставках товаров по государственному оборонному заказу;
  • устанавливает иные обстоятельства.

Все материалы, полученные в результате проведенной проверки, а также предложение по согласованию или отказу в согласовании сделки направляются ФАС России в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия).

По результатам рассмотрения представленных материалов Комиссия в течение 30 дней принимает одно из следующих решений:

  • о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля;
  • о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля при наличии соглашения с заявителем об обеспечении выполнения заявителем обязательств, возлагаемых на него ФАС России, в связи с осуществляемой сделкой (при неподписании заявителем такого соглашения Комиссия принимает решение об отказе в предварительном согласовании сделки или об отказе в согласовании установления контроля);
  • об отказе в предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля.

Принятое решение о предварительном согласовании сделки предоставляет заявителю право совершить такую сделку в течение указанного в нем срока.

Следует уточнить, что все сделки, совершенные с нарушением вышеуказанных Правил и закона № 57-ФЗ, являются ничтожными.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что в соответствии с особым положением СЗК такие компании должны не только согласовывать большинство проводимых сделок и уведомлять ФАС России о приобретении 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал, но и открывать счета, заключать договора банковского счета и банковского вклада они могут только в определенных кредитных организациях.

Кроме того, по ряду СЗК все вопросы, связанные с назначением представителя для голосования на общем собрании акционеров, внесения вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыва внеочередного общего собрания акционеров, голосования по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, согласования директив представителями РФ и представителями интересов РФ в советах директоров (наблюдательных советах), выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, голосования на общих собраниях акционеров по вопросам их формирования, осуществляется только Правительством РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению Заместителем Председателя Правительства РФ.

Все это значительно усложняет процесс привлечения инвестиций в данные компании и в случае отсутствия реального финансирования со стороны государства может привести к негативному финансовому состоянию СЗК, что в конечном итоге может негативно отразиться на областях, в которых они осуществляют свою деятельность.