Регулирование экосистем
В настоящее время мы являемся свидетелями активного развития бизнеса в цифровой среде. С расширением использования информационных технологий в повседневной жизни становится очевидно, что рядовой потребитель с наибольшей степенью вероятности выберет продукт, который можно купить через сеть Интернет с помощью персонального компьютера или даже смартфона. Такая модель взаимодействия требует от него меньше времени и меньше усилий. Также в результате развития технологий и рынка появились продукты, которых вовсе не было до повсеместного распространения интернета либо они существовали в совершенно ином виде. В качестве примера можно привести стриминговые сервисы, агрегаторы заказа транспорта, бронирования недвижимости, разнообразные сервисы совместного использования (шеринг).
ПОНЯТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
Площадки, с помощью которых можно удовлетворить множество различных потребностей, пользуются популярностью достаточно давно. В качестве примеров можно привести торговые центры, ярмарки, кинотеатры. Пиком развития офлайн-торговли стали крупные торгово-развлекательные центры, в которых есть десятки различных магазинов, сервисов и развлечений на любой вкус.
Однако с переходом в цифровую среду проверенные временем бизнес-модели модифицируются для лучшего соответствия требованиям рынка. Следующим этапом развития стало появление цифровых платформ, на которых потребителю стало доступно приобретение, а также предоставление продуктов и услуг в формате онлайн. Так, частное лицо получило возможность не только приобретать и получать различные блага, но и продавать товары и предоставлять услуги другим лицам: сдавать недвижимость напрямую арендаторам через такие сервисы, как Airbnb, передавать управление своим автомобилем другим водителям через различные сервисы p2p каршеринга, брать попутчиков при междугородних поездках через такие сервисы, как BlaBlaCar и многое другое. Затем появились цифровые экосистемы, которые предоставили потребителю возможность использования нескольких органически связанных между собой цифровых платформ, предлагающих различные продукты.
В отечественном праве отсутствуют закрепленные понятия цифровой платформы и цифровой экосистемы. Для единообразного понимания для целей настоящей статьи предлагаем использовать следующие определения, введенные в докладе Министерства экономического развития РФ1:
Цифровая платформа — это бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией (цифровыми сервисами), включая предоставление продуктов/услуг/информации собственного производства.
Цифровая экосистема — это клиентоцентричная бизнес-модель, объединяющая две и более группы продуктов, услуг, информации (собственного производства и/или других игроков) для удовлетворения конечных потребностей клиентов (безопасность, жилье, развлечения и т.д.).
В настоящее время границы между цифровыми платформами, экосистемами и предоставляемыми ими продуктами оказываются размытыми. Это создает определенные сложности в регулировании данной сферы.
Смежным с цифровой экосистемой понятием является маркетплейс (его также называют агрегатором). Понятие «маркетплейс» используется в разных значениях — от простого интернет-магазина с широким ассортиментом и большим количеством поставщиков до сложной площадки, созданной для предоставления равного доступа к потребителям.
Маркетплейсы (агрегаторы) — это объемные торговые интернет-площадки, которые предлагают потребителям продукты от большого числа поставщиков, поэтому их ассортимент более обширен, чем ассортимент обычных онлайн-магазинов2. Нередко одни и те же товары можно купить у разных продавцов, при этом цены могут отличаться, и у покупателя есть возможность выбрать наиболе... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.