Реформа корпоративных действий
1 июля 2016 вступил в силу блок поправок, изменяющих подходы и порядок реализации важных корпоративных процедур в акционерных обществах. Речь идет о Федеральном законе от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ, которым изменены свыше двухсот положений законодательства, в том числе ряд положений ФЗ Об акционерных обществах" и ФЗ О рынке ценных бумаг".
В настоящей статье дается обзор наиболее существенных изменений и дополнений, общий анализ преимуществ и недостатков нового порядка совершения основных корпоративных процедур с точки зрения эффективности реализации прав акционеров.
Главными являются изменения, затронувшие порядок осуществления корпоративных прав владельцами ценных бумаг клиентами номинального держателя. Федеральный закон Об акционерных обществах" (далее Закон Об АО) дополнен положением, устанавливающим, что особенности осуществления прав акционерами, не зарегистрированными в реестре, определяются законодательством о ценных бумагах, которым в свою очередь установлен новый порядок взаимодействия всех участников процедуры.
Внесены сквозные изменения в Закон об акционерных обществах, устанавливающие право акционера, не зарегистрированного в реестре, осуществлять корпоративные действия посредством дачи указаний (инструкций) номинальному держателю (далее - НД[1]) и, соответственно, обязанность акционерного общества по направлению такому акционеру уведомлений, сообщений и решений через номинального держателя. Установлено, что НД вправе совершать действия в соответствии с указаниями акционера без доверенности.
Согласно новациям, к правам, осуществляемым владельцем ценных бумаг только через НД, относятся:
- преимущественное право приобретения ценных бумаг при их размещении;
- право требовать выкупа акций обществом;
- право на продажу акций, приобретаемых обществом;
- право на продажу акций, приобретаемых на основании добровольного/обязательного предложения;
- право владельца более 95 % акций выкупить акции, принадлежащие миноритарным акционерам.
К корпоративным правам, осуществляемым владельцем ценных бумаг как через НД путем дачи ему указаний (инструкций), так и лично, относятся:
- внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров (собрания держателей облигаций);
- выдвижение кандидатов в органы управления и контроля акционерного общества;
- требование созыва (проведения) общего собрания акционеров (собрания держателей облигаций);
- участие в общем собрании акционеров (собрании держателей облигаций) и осуществление права голоса;
- осуществление иных прав по ценным бумагам (включая, например, запрос акционером информации у общества).
Порядок дачи указаний (инструкций) определяется договором владельца ценных бумаг с НД. После получения НД инструкций он направляет по депозитарной цепочке соответствующее сообщение о волеизъявлении владельца ценных бумаг, которое доводится до АО через регистратора только в электронной форме.
Сообщение должно содержать существо волеизъявления, сведения, позволяющие идентифицировать лицо, осуществляющее права по ценным бумагам (далее условно - владелец ЦБ), сведения, позволяющие идентифицировать ценные бумаги, количество принадлежащих владельцу ценных бумаг, международный код идентификации НД.
Предоставление каких-либо дополнительных документов, предусмотренных российским законодательством для подтверждения волеизъявления (бюллетеней, заявлений, требований и т. д.), не требуется, а волеизъявление считается полученным АО в день получения соответствующего сообщения регистратором.
В свою очередь, договор АО с регистратором должен предусматривать условия, обеспечивающие владельцам ценных бумаг возможность реализации их прав путем дачи указаний (инструкций) НД.
Следует учитывать, что при участии в процедурах иностранных НД их личным законом могут быть установлены требования, не соответствующие российскому законодательству или стандартам документооборота, что может создать сложности в практическом осуществлении соответствующих процедур.
Процедуры корпоративных действий, не требующих волеизъявления акционера, осуществляются в целом в прежнем порядке.
Вторым важным нововведением является изменение порядка составления списков лиц, осуществляющих корпоративные права.
Список владельцев ценных бумаг составляется по требованию эмитента в случае, когда он нужен ему для исполнения обязанности, предусмотренной федеральными законами. Такой список составляется также по требованию Банка России.
Сроки составления - не позднее 15 дней с получения требования (даты, указанной в требовании, если она наступает позднее).
Список содержит сведения:
- о владельцах/распорядителях ценных бумаг и о лицах, в интересах которых такие лица осуществляют права по ценным бумагам;
- о лицах, не предоставивших сведения, и количестве принадлежащих им ценных бумаг;
- о количестве ценных бумаг на счетах неустановленных лиц;
- другие сведения.
Регистратор, депозитарии, включая иностранные, обязаны предоставлять такие сведения по депозитарной цепочке и несут ответственность в случае непредставления за убытки следующих по цепочке лиц, но не за достоверность или полноту сведений, предоставленных им их депонентами/зарегистрированными лицами.
Список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, составляется в случае, когда требовать исполнения по ЦБ имеют право лица, зафиксированные на определенную дату.
Указанный список составляется по требованию АО и иных лиц, имеющих право требовать его составления по закону.
Это относится к списку лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, на преимущественное право приобретения ценных бумаг, на получение доходов по ценным бумагам и тому подобное.
Требования к порядку и форме предоставления иностранными НД информации о владельцах ценных бумаг и о количестве принадлежащих им ценных бумаг устанавливаются нормативными актами Банка России.
Регистратор составляет указанный список в соответствии с данными его учета и данными, полученными от НД.
Список лиц, имеющих право на получение доходов, как и ранее, составляется регистратором до уровня зарегистрированных в реестре лиц без раскрытия сведений о владельцах, права которых учитываются НД, с учетом того, что депозитарии обязаны передавать по цепочке в установленные сроки (один рабочий день для промежуточных депозитариев) и выплачивать доходы по ценным бумагам по данным своего внутреннего учета на дату выплаты.
Важнейшей новацией является то, что в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, включаются также владельцы ценных бумаг, раскрывшиеся непосредственно путем направления указаний (инструкций) о волеизъявлении своему НД в процессе корпоративного действия (например, о голосовании на собрании).
Сведения для списка могут быть предоставлены в форме сообщения о волеизъявлении.
В список кроме сведений, идентифицирующих владельцев ценных бумаг, и международных кодов НД, включаются также иные, устанавливаемые нормативными актами Банка России.
Наиболее существенной новацией, сближающей российскую практику с международными стандартами стран ОЭСР[2], является то, что теперь НД вправе не предоставлять для включения в список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, сведения о своих клиентах, если это предусмотрено договором с владельцем. Следует иметь в виду, что такое условие договора с владельцем не может требоваться как обязательное со стороны НД.
Если сведения не включены в список, владельцы/распорядители ценных бумаг теряют право:
- требовать от эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) исполнения по ценным бумагам (например, выкупа);
- оспаривать соответствующие решения общего собрания акционеров.
Важно отметить, что список фиксируется на дату, определенную в требовании эмитента и установленную на основании закона, например, на дату, установленную в решении о созыве общего собрания акционеров, но фактически составляется регистратором на последнюю дату, до которой должны быть получены в соответствии с законодательством бюллетени, требования и иные документы, свидетельствующие о волеизъявлении лиц, осуществляющих права по ценным бумагам (например, на дату окончания приема бюллетеней).
Таким образом, возникает важный с точки зрения соблюдения прав и законных интересов акционеров вопрос (особенно при консолидации миноритарными акционерами голосов для выборов независимых директоров или голосования по сделкам с заинтересованностью): каков должен быть порядок действий при запросе акционером, обладающим свыше одного процента голосов, такого списка для ознакомления в период с даты, на которую фиксируется список, до даты его фактического составления?
Данный вопрос не может быть решен в договорном поле и требует нормативного акта Банка России. В случае, если указанный список будет предоставляться по его фактическому формированию, то есть, например, не ранее двух дней до даты проведения собрания, это создаст значительные предпосылки к нарушению законных интересов акционеров путем создания необоснованных препятствий к предусмотренным законом совместным действиям таких акционеров.
Представляется в этой связи целесообразным установить возможность предоставления выписки из полного (неполного) списка лиц, имеющих право на участие в собрании, по требованию акционера на дату, наступающую ранее формирования полного списка.
Выдвижение кандидатур в органы управления и контроля АО, внесение вопросов в повестку дня собрания и направление требований о созыве собрания теперь могут осуществляться двумя способами:
- путем дачи указаний (инструкций) НД с получением конечного сообщения о волеизъявлении регистратором;
- путем направления акционером лично или через представителя.
На практике, возможно, будут реализованы и сочетания указанных способов.
Поскольку в первом случае сообщение поступает регистратору, а во втором - непосредственно АО, необходимо обеспечить своевременное и полное направление регистратором соответствующих сообщений о волеизъявлении в акционерное общество.
Представляется, что рамочные требования по договорным срокам трансляции сообщений о волеизъявлении регистратором в АО должны быть урегулированы нормативным актом Банка России, так как отсутствие регламентации может вызвать потенциально конфликтные ситуации.
В случае поступления требований от разных акционеров, как непосредственно, так и через регистратора, по выдвижению одной и той же кандидатуры в совет директоров (одного и того же вопроса в повестку дня собрания), в установленные сроки необходимо обеспечить получение обществом указанных сообщений о волеизъявлении в срок, достаточный для принятия решения о включении кандидатур (вопросов) в соответствии с законодательством и требованиями внутренних документов общества.
Как правило, во внутренних документах публичных АО установлены дополнительные требования к кандидатам в органы управления и контроля АО, которые должны содержаться в предложении акционеров о выдвижении. Необходимо обеспечить передачу указанных сведений в сообщении о волеизъявлении, что потребует согласования форматов, а также соответствующих положений в договоре между эмитентом и регистратором.
В соответствии с законом требование о созыве внеочередного собрания подписывается требующими созыва лицами. В случае, если требование акционера о созыве такого собрания передается через НД регистратору в виде электронного сообщения, во избежание нарушения прав акционеров целесообразно установить обязанность признавать ЭЦП НД/акционера, переданные регистратором путем прибавления своей ЭЦП, или только одну ЭЦП, или подпись и печать уполномоченных лиц регистратора как подпись, требуемую п. 5 ст. 55 Закона Об АО.
В целом вопрос правильности оформления голосования и учета НД волеизъявлений своих клиентов будет теперь определяться, прежде всего, отношениями между ними.
Следующими важнейшими новациями являются установление возможности голосования в электронной форме на общем собрании акционеров, направления электронных уведомлений о проведении собрания, а также установление порядка уведомления (предоставления сообщений о проведении собрания, материалов к собранию или сведений о них) акционеров, чьи права на ценные бумаги учитываются НД.
Устав АО теперь может предусматривать следующие способы доведения сообщения о проведении ОСА:
- сообщение по адресу электронной почты лица, указанному в реестре;
- направление текстового сообщения (СМС или е-mail), содержащего порядок ознакомления с сообщением о проведении ОСА, на номер контактного телефона или по адресу электронной почты, которые указаны в реестре;
- опубликование в определенном уставом печатном издании и (или) размещение на определенном уставом сайте общества в Интернете.
В сообщении о проведении собрания указывается адрес электронной почты, по которому могут направляться заполненные бюллетени, и (или) адрес сайта в Интернете, на котором может быть заполнена электронная форма бюллетеней (если эти способы предусмотрены уставом).
Может быть также предусмотрена рассылка бюллетеней для голосования по электронной почте (лицам, зарегистрированным в реестре), а для АО с числом акционеров свыше 500 тысяч - также их опубликование в общедоступном печатном издании.
Формулировки решений по вопросам повестки дня общего собрания акционеров должны также направляться в электронной форме регистратору для передачи НД, который далее передает их по депозитарной цепочке до владельцев ценных бумаг.
Доведение сообщений о проведении собрания и материалов к нему для акционеров, чьи права учитываются НД, осуществляется через НД, при этом НД могут как доводить сами материалы и сообщения до своих клиентов, так и сообщать о сайте, на котором такие сведения/материалы раскрыты.
Получение сообщений о волеизъявлении клиентов НД приравнивается к голосованию бюллетенями.
Уставом АО может быть предусмотрено заполнение электронной формы бюллетеней лицом, имеющим право на участие в собрании, на сайте в Интернете.
Заполнение электронной формы может осуществляться акционерами и в ходе проведения очного собрания, но только если они не реализовали право на участие в нем иным способом, то есть не заполнили форму до этого, не дали инструкцию НД, не голосовали по почте. При заполнении электронной формы на сайте должны фиксироваться дата и время заполнения. Естественно, такое право получают только акционеры, раскрывшиеся через НД.
Реализация данных прав на практике вызывает ряд вопросов, которые требуют нормативного регулирования.
В целях увеличения инвестиционной привлекательности российского рынка ценных бумаг для международных институциональных инвесторов представляется целесообразным при разработке ПО и стандартов междепозитарного обмена стремиться к интеграции с международными платформами (например, Broadridge с его сервисом ProxyEdge, и другими). Такая мера обеспечит возможность автоматического сбора данных регистратором при направлении инструкций иностранными акционерами. При принятии соответствующих нормативных актов и при реализации технических решений целесообразно обеспечить регистрацию и голосование на сайте АО в Интернет через шлюзы, к которым могут быть подключены как российские, так и иностранные сервисы для голосования, с признанием соответствующих ЭЦП.
Целесообразно предусмотреть возможность заблаговременного официального нотариального перевода бюллетеней, формулировок решений собраний, направляемых иностранным НД, а также электронных форм для голосования на сайте на иностранный язык (например, английский). Это необходимо сделать для того, чтобы сообщения о волеизъявлении, полученные от акционеров клиентов иностранных НД в указанной электронной форме на иностранном языке (в том числе на сайте) признавались полученными на русском языке и могли приниматься к делопроизводству без дополнительного индивидуального перевода.
Институциональные инвесторы рассчитывают, что поставленные выше и многие другие вопросы будут разрешены новой редакцией Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, предложенной для обсуждения Банком России.
Следует отметить своевременность ряда норм проекта Положения, в том числе установление семидневного срока действия выписок со счетов депо для целей номинирования кандидатов и предложения вопросов в повестку дня собрания.
В то же время, по мнению инвесторов, некоторые нормы проекта Положения представляются требующими корректировки.
Это относится, в частности, к апостилированию выписок со счетов депо иностранных НД, выдаваемых акционерам для выдвижения кандидатов/вопросов в повестку дня собрания, то есть совершения действий без составления общего списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам.
В текущем 2016 корпоративном году инвесторам в некоторых случаях пришлось столкнуться с проблемами при попытке использования таких выписок.
Поскольку выписка подписывается техническим работником депозитария, без нотариуса, и проверить полномочия и тем более правильность регистров учета для нотариуса невозможно, а за правильность выписки как по российскому, так и по иностранному законодательству в любом случае несет ответственность депозитарий, нотариальное заверение выписок со счетов депо по именным бездокументарным ценным бумагам и в российской, и в международной депозитарной практике не осуществляется. Обеспечение достоверности выписок при их передаче осуществляется обычно путем получения выписок в порядке электронного обмена с ЭЦП.
Следует также обратить внимание на следующий момент. Законом Об АО установлено требование совокупного владения акционерами, вносящими вопросы в повестку дня собрания либо выдвигающими кандидатов в органы управления и контроля АО, 2 % голосующих акций, но ни указанным законом, ни другим законодательством не требуется того, чтобы акционеры при осуществлении таких действий действовали совместно, то есть обязаны были бы знать о воле друг друга и согласовывать ее заранее.
Если учесть, что сообщения о волеизъявлении акционеров должны поступить от НД, имеющих свои сроки и регламенты и часто находящихся в разных юрисдикциях, а в выдвижении кандидата/внесении вопроса могут еще участвовать акционеры, действующие лично или через своего представителя, становится ясно, что обеспечить совместное волеизъявление является на практике невозможным.
Инвесторы предлагают установить в Положении простое суммирование всех предложений, поступивших от разных акционеров и (или) разными способами, при условии идентичности содержащихся в них сведений, идентифицирующих кандидата, или формулировок вопросов в повестку дня собрания или требований о созыве внеочередного собрания с одинаковой повесткой дня, что будет полностью соответствовать законодательству и принципам и рекомендациям Кодекса корпоративного поведения в отношении эффективного обеспечения прав акционеров на управление обществом.
Кроме того, инвесторы предлагают в целях обеспечения прав акционеров установить обязанность регистратора подтверждать письменно отдельные важнейшие факты, имеющие юридическое значение для участников корпоративной процедуры по проведению общего собрания акционеров:
- получение от акционера при досрочном голосовании заполненного и подписанного бюллетеня и документов, подтверждающих полномочия подписавшего, направляемых курьерской связью (нарочным);
- факт досрочного голосования акционера, выдавшего доверенность на представление его интересов на собрании, при отказе регистратора регистрировать его представителя на участие в очном собрании.
Также представляется целесообразным оглашать и подтверждать письменно по запросу акционера информацию о количестве голосов лиц, проголосовавших досрочно, при проведении очного собрания, при оглашении кворума перед началом собрания и перед перерывом на голосование.
Включение информации о совокупном количестве голосов лиц, проголосовавших досрочно, в информацию, предоставляемую акционерам на собрании, позволяет обеспечить защиту интересов миноритарных акционеров на оптимальное распоряжение своими голосами и тем самым справедливое и соответствующее основным принципам и рекомендациям Кодекса корпоративного управления формирование органов управления АО.
Также представляется целесообразным обязать регистраторов обеспечить прием бюллетеней для голосования на протяжении не менее 8 часов каждый рабочий день, так как при этом регистратор фактически выполняет функции счетной комиссии на ОСА, на которые не распространяются допускаемые законодательством ограничения срока приема документов (4 часа в день).
При этом в течение установленного в регистраторе времени приема документов может осуществляться письменное подтверждение приема бюллетеня, а в течение остального времени акционеру должна быть предоставлена возможность сдать бюллетень без подтверждения (опустив его в урну для бюллетеней).
В целом, новации реформы корпоративных действий оцениваются инвесторами как полезные и направленные на совершенствование корпоративного управления и повышение эффективности реализации прав и законных интересов акционерами.
В то же время в целях обеспечения применения указанных новаций и решения возможных проблем технического и правового характера на пути их реализации необходимо решение ряда практических вопросов, в том числе указанных выше. Следует надеяться на эффективное взаимодействие регулирующих органов, эмитентов и инвестиционного сообщества в решении вышеуказанных задач.