Противники раскрытия информации просят вернуть ограничения

Противники раскрытия информации просят вернуть ограничения
Противники раскрытия вновь просят вернуть ограничения

Перезапуск системы раскрытия корпоративной информации, на который власти пошли в июле несмотря на активное противодействие лоббистов, не прекратил споров относительно допустимого уровня прозрачности компаний в условиях санкций. В правительство, сообщает Интерфакс, поступило сразу несколько предложений об ограничении раскрытия, причем в одном из них контрсанкционная аргументация выведена на принципиально новый уровень: по мнению авторов идеи, период без публичных отчетностей показал, что они инвесторам вообще не нужны.

ВЕРНУТЬ РЕЖИМ ТИШИНЫ

Первое по хронологии обращение за подписью Андрея Бугрова, руководителя комитета эмитентов акций ПАО "Московская биржа", направлено в правительство 12 сентября, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с документом. Комитет во главе с Бугровым рассматривал вопрос о раскрытии информации с учётом постановления правительства от 4 июля 2023 г №1102 на совместном заседании с комитетом эмитентов облигаций 31 июля. По его итогам биржа сообщала, что среди участников мероприятия будет проведен опрос "о необходимости корректировки положений постановления", чтобы полученные предложения затем направить в правительство.

В письме Бугрова в правительство постановление №1102 подвергнуто критике: оно даёт право не раскрывать определённый перечень информации только лицам, в отношении которых уже введены санкции (либо эмитент зарегистрирован или осуществляет деятельность на новых территориях/включён в сводный реестр организаций ОПК), а прочие российские компании, включая стратегические АО, и их подконтрольные лица "теперь вынуждены под угрозой административной и уголовной ответственности опубликовывать в открытом доступе" широкий набор сведений. Это информация о членах органов управления, список аффилированных лиц, отчетность по МСФО, информация о существенных сделках, перечисляет Бугров.

В условиях санкционного давления раскрытие информации "приведёт к невозможности выполнения госзаказов и реализации стратегических инфраструктурных проектов", полагает автор письма. "Отмена моратория на раскрытие меняет сложившийся бизнес-ландшафт. Доступ к полной информации о деятельности компаний России нарушит стабильность, которую удалось создать и сохранять в период моратория на раскрытие. Очевидно, что прозрачность российских компаний будет использована для введения новых персональных санкций на менеджмент и компании из списка аффилированных лиц, их подрядчиков и поставщиков, банков, консультантов и исполнителей по всему миру", - считает Бугров. Он констатирует, что на практике контрагенты даже из дружественных стран "крайне чувствительны" к сделкам не только с санкционными лицами, но и с компаниями, связанными с ними "тем или иным образом".

"Глобальная зависимость денежных операций от системы SWIFT, напрямую сопряженной с американскими банками, делает контрагентов крайне уязвимыми перед риском наложения санкций на их бизнес. Нарушение режима тишины в ближайшей перспективе приведет к отказу иностранных контрагентов от сотрудничества, невозможности осуществления финансовых расчетов, что неминуемо остановит с трудом восстановленный экспорт товаров и поступлений валютной выручки. По этим же причинам станет невозможным импорт критически важных товаров и технологий в РФ, (станет возможным - ИФ) разрыв логистических цепочек, договорных отношений с поставщиками (в том числе в рамках параллельного импорта)", - перечисляет Бугров. Отмена моратория на раскрытие "существенно расширяет информационную базу для недружественных лиц, оценивающих влияние уже введённых санкций на экономику, и будет использована для дальнейшего повышения эффективности санкционного давления", считает он.

Как сообщает Бугров, предложения по корректировке постановления о порядке раскрытия информации представили Национальное объединение корпоративных секретарей, а также целый ряд крупных компаний - "Газпром", Сбербанк, МТС, Evraz, "Россети", "Интер РАО", "Уралхим", ТМК.

В целях "ограничения свободного доступа недружественных лиц к публичной чувствительной информации российских организаций" в письме предлагается, помимо изменений в само базовое постановление №1102, еще ряд мер. В частности, речь идет о распространении действия постановления на информацию, размещаемую в Федресурсе в соответствии с ФЗ "О госрегистрации юрлиц и ИП", а также публикуемую субъектами естественных монополий в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях". В актах правительства "по особому порядку раскрытия в связи с санкционными рисками" предложено предусмотреть обязанность центрального депозитария не раскрывать информацию на своем сайте при наличии соответствующего уведомления от эмитента.

e-disclosure.ru