Правовой статус выбывшего директора и управление рисками выбытия директоров

В статье исследуется содержание понятия «выбывший директор», отдельные случаи раскрытия информации и одобрения сделок с заинтересованностью, связанные с выбытием директоров, даются предложения по управлению рисками выбытия директоров.

Законом «Об акционерных обществах»1 предусмотрено, что ряд решений совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества принимается без учета голосов выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета), при этом определение понятия выбывшего директора не дается.

Содержание понятия «выбывший директор» дает возможность сформировать анализ законодательства и судебной практики.

(I) Так, Пленум ВС РФ в п. 15 постановления от 26.06.2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью» (далее — Постановление) определил, что, в частности, выбывшим является:

  • умерший член совета директоров (наблюдательного совета)
  • или решением суда ограниченный в дееспособности,
  • признанный недееспособным или
  • дисквалифицированный,

а также член совета, уведомивший общество об отказе от своих полномочий; такой отказ должен быть сделан заблаговременно до заседания совета директоров в письменной форме.

Как отмечает А.А. Маковская, «<…> перечень случаев, приведенный в п. 15 (Постановления), не является исчерпывающим, о чем по‑прежнему свидетельствует «скромное» слово «в частности» <…> и на практике, возможно, должен быть шире.

Таковыми могут являться:

  • признанные безвестно отсутствующими (ст. 42 ГК РФ);
  • лица, которым решением (приговором) суда запрещено заниматься данной деятельностью (ст. 47 УК РФ)»2;
  • лица недружественных иностранных государств, которые входят в состав совета директоров (наблюдательного совета) и (или) назначены (избраны) в состав совета директоров (наблюдательного совета) из числа кандидатур, выдвинутых лицами недружественных иностранных государств, если в отношении таких лиц принято решение, что их голоса не учитываются при определении кворума и результатов голосования по вопросам повестки заседания такого органа (п. 3 Указа Президента РФ от 17.01.2023 № 16 «О временном порядке принятия решений органами некоторых российских хозяйственных обществ»).

Необходимо отметить, что согласно ГК РФ к хозяйственным обществам относятся акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66), при этом Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» понятие «выбывший директор» не используется.

(II) Помимо этого абз. 5 п. 1 ст. 10.1 Закона «О рынке ценных бумаг» в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, форекс-дилеры, управляющие ценными бумагами, депозитарии, регистраторы) предусмотрено, что действующий член совета директоров (наблюдательного совета) при наступлении указанных в данном пункте обстоятельств считается выбывшим со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда.

К таким лицам при наступлении соответствующих обстоятельств относятся:

  • лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет;
  • лица, которые осуществляли функции руководителя филиала иностранной страховой организации в момент совершения этой организацией нарушений в части деятельности такого филиала, за которые у иностранной страховой организации была отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанной лицензии и указанная лицензия была отозвана вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого отзыва прошло менее трех лет;
  • лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

(III) Член совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, согласно ст. 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», считается выбывшим в случае, если в отношении такого члена совета директоров (наблюдательного совета):

  • вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение умышленного преступления либо
  • вступило в силу решение суда о привлечении члена совета директоров (наблюдательного совета) к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной или некредитной финансовой организации (далее при совместном упоминании — финансовая организация) либо к ответственности в виде взыскания убытков в пользу финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» или
  • вступило в силу решение суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации.

Член совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации считается выбывшим из состава совета директоров (наблюдательного совета) со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

(IV) Лица, на которых распространяются законодательные ограничения (запреты) на занятие иными видами деятельности, вступившие в должность (получившие определенный статус) на момент вхождения в состав совета директоров (наблюдательного совета):

  • сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы (п. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации, подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • государственные гражданские служащие (п. 3 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и муниципальные служащие (подп. 3 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации») с учетом исключений, установленных данными статьями;
  • руководитель унитарного предприятия (п. 2 ст. 21 Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • военнослужащие, граждане, призванные на военную службу по мобилизации, и граждане, призванные на военные сборы (п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 01.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», п. 15 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333);
  • члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающие на постоянной (штатной) основе (ст. 19 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации);
  • судьи (п. 4 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей»), нотариусы (ст. 6 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»);
  • служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров банка (ст. 90 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»);
  • высшие должностные лица и депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 19 и п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»);
  • председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 7 Закона РФ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»);
  • иные лица, в соответствии с законодательством.

Указанные в пункте (IV) лица не именуются законом как выбывшие, однако занятие ими соответствующих должностей по общему правилу не позволяет участвовать в управлении хозяйственным обществом.

В этой связи при избрании лица на одну из вышеуказанных должностей проявлением принципа добросовестности и разумности, по мнению автора, должна быть подача заявления о выходе из состава совета директоров (наблюдательного совета) для защиты интересов общества либо инициирование проведения общего собрания акционеров для принятия соответствующего решения о переизбрании органа управления общим собранием акционеров (переизбрание одного из членов совета директоров Законом «Об акционерных обществах» не предусмотрено).

В отдельных случаях допускается, например, совмещение на безвозмездной основе должности государственного гражданского служащего с должностью в составе коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (подп. «г» п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В этом случае заявление о выходе из состава совета директоров (наблюдательного совета) может быть отозвано после получения такого разрешения. Либо такое лицо при получении соответствующего разрешения может быть избрано в состав органа управления обществом впоследствии.

Неучастие же в заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) без подачи заявления о выходе не дает возможности не учитывать данное лицо в кворуме заседания и может повлечь блокировку определенных решений (одобрение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, решений, по которым в соответствии с уставом требуется единогласное решение, и др.).

ОДОБРЕНИЕ СДЕЛОК С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ ПРИ НАЛИЧИИ В СОСТАВЕ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА) ВЫБЫВШИХ ДИРЕКТОРОВ

Согласно п. 1 ст. 81 Закона «Об акционерных обществах» сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, в частности, признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Такие лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

Так как выбывший член совета директоров (наблюдательного совета) не участвует в управлении обществом и не влияет на принятие решений, представляется, что он не может признаваться заинтересованным лицом (как и его ближайшие родственники, указанные в ст. 81 Закона «Об акционерных обществах», и (или) подконтрольные им лица).

В случае же, когда, например, сделка совершается между обществами, в одном из которых он является действующим членом совета директоров (наблюдательного совета) или контролирующим лицом, для такого общества данная сделка может быть квалифицирована как сделка с заинтересованностью.

Потребуется ли одобрить такую сделку в случае отзыва заявления? Представляется, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, так как согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» для признания сделки, подпадающей под признаки сделок с заинтересованностью, указанные в п. 1 ст. 81 Закона «Об акционерных обществах», необходимо, чтобы заинтересованность соответствующего лица имела место на момент совершения сделки.

Тем не менее, по мнению автора, данное обстоятельство не исключает возможности в последующем оспаривания такой сделки и привлечения члена совета директоров (наблюдательного совета) к ответственности (членом совета директоров (наблюдательного совета) или акционером) в случае, если подача заявления о выходе из состава совета директоров (наблюдательного совета) и его последующий отзыв не имели цели прекращения полномочий, а были связаны с обходом процедуры корпоративного одобрения.

Подтверждением данного вывода может служить ст. 53.1 ГК РФ, согласно которой члены совета директоров (наблюдательного совета) несут ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу, если при принятии решений действовали недобросовестно и неразумно, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ВЫБЫВШЕГО ДИРЕКТОРА ИЗ СПИСКА АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ И СПИСКА ИНСАЙДЕРОВ, РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ВЫБЫТИИ

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами юридического лица являются члены его совета директоров (наблюдательного совета).

Пунктом 66.4 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714‑П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» утвержден рекомендуемый образец списка аффилированных лиц. В таком списке должны указываться изменения сведений об аффилированном лице.

Поскольку решение о прекращении полномочий члена совета директоров (наблюдательного совета) принимается общим собранием акционеров, до принятия такого решения в качестве сведений об изменении могут быть указаны сведения о признании члена совета директоров (наблюдательного совета) выбывшим.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224‑ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» члены совета директоров (наблюдательного совета) являются инсайдерами.

После избрания члены совета директоров (наблюдательного совета) подлежат включению в список инсайдеров и получают доступ к такой информации. Так как выбывший член совета директоров не принимает участия в управлении обществом, то представляется, что на этом основании он должен быть исключен из списка инсайдеров.

Если же выбывшим членом совета директоров (наблюдательного совета) будет отозвано заявление о сложении полномочий, он должен быть снова включен в список инсайдеров.

Информация о том, что член совета директоров (наблюдательного совета) является выбывшим, может потребоваться для квалификации сделок с заинтересованностью, принятия акционерами (акционером) общества, являющимися владельцами не менее чем 10% голосующих акций общества, решения о созыве внеочередного общего собрания акционеров по вопросам о досрочном прекращении полномочий и избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), а также для принятия решения о приобретении или отчуждении акций общества, может оказать влияние на их стоимость.

В этой связи информация о выбытии директора из состава совета директоров (наблюдательного совета) может быть раскрыта в форме существенного факта об иных событиях (действиях), оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость или котировки его ценных бумаг.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КВОРУМА СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА) ПРИ НАЛИЧИИ В СОСТАВЕ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА) ВЫБЫВШИХ ДИРЕКТОРОВ

Голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) в отношении определенных Законом «Об акционерных обществах» вопросов повестки дня не учитываются в кворуме при принятии решений в силу прямого указания на это в тексте соответствующих норм, а именно:

  • об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (если данный вопрос отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества) (абз. 3 п. 2 ст. 28 Закона «Об акционерных обществах»);
  • о размещении обществом облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (если данный вопрос отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества) (абз. 3 п. 2 ст. 33 Закона «Об акционерных обществах»);
  • о включении лиц, выдвинутых акционерами или советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого общества, кандидатами в список членов коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии и решение об утверждении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, разделения или выделения (абз. 4 п. 8 ст. 53 Закона «Об акционерных обществах»);
  • о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), управляющей организации с одновременным принятием решения об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему (абз. 3 п. 4 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах»);
  • об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (в случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности) (абз. 4 п. 4 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах»);
  • об определении цены (денежной оценки) имущества (в случае, если количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки, а в публичном обществе количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки и отвечающих требованиям, установленным п. 3 ст. 83 Закона «Об акционерных обществах», составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, если уставом общества не предусмотрено, что цена (денежная оценка) имущества подлежит определению решением общего собрания акционеров, принятым в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона «Об акционерных обществах») (абз. 5 п. 1 ст. 77 Закона «Об акционерных обществах»);
  • о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества (п. 2 ст. 70 Закона «Об акционерных обществах»).

Однако при принятии решений по иным вопросам, отнесенным к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) Законом «Об акционерных обществах», кворум по данным вопросам должен учитывать также и «кресло» выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета). При этом даже раскрытие информации о выбытии директора из состава органа управления путем размещения соответствующего существенного факта не снимает с общества требования об учете его «места» в кворуме.

В соответствии с п. 3 ст. 66 Закона «Об акционерных обществах» количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) публичного общества составляет пять членов, непубличного общества — три члена, если уставом общества или решением общего собрания акционеров не предусмотрен больший количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более 1 тыс. составляет семь членов, общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 10 тыс. — девять членов, если уставом общества или решением общего собрания акционеров не предусмотрен больший количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Пунктом 2 ст. 68 Закона «Об акционерных обществах» предусмотрено, что заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества правомочно (имеет кворум), если в нем принимают участие не менее половины от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Уставом общества может быть определен больший кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества. В случае когда количество членов совета директоров (наблюдательного совета) общества становится менее количества, составляющего указанный кворум, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Оставшиеся члены совета директоров (наблюдательного совета) общества вправе принимать решение только о созыве такого внеочередного общего собрания акционеров.

В связи с введением недружественными странами в отношении Российской Федерации ряда санкционных ограничений численные составы советов директоров (наблюдательных советов) с учетом выбывших директоров стали составлять менее половины от избранных членов совета директоров (наблюдательного совета), что привело к невозможности принятия решений данным органом управления.

С учетом этого подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 292‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах» было предусмотрено, что до 31 декабря 2022 г. совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества сохраняет свои полномочия до принятия решения годовым общим собранием акционеров, повторным общим собранием акционеров или внеочередным общим собранием акционеров об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в новом составе в случае, если его количественный состав становится менее количества, предусмотренного п. 3 ст. 66 или п. 2 ст. 68, уставом акционерного общества либо решением общего собрания акционеров, но не менее трех членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, заседание совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества правомочно (имеет кворум), если в нем принимают участие не менее половины от числа оставшихся членов совета директоров (наблюдательного совета) такого общества, то есть два.

Федеральным законом от 19.12.2022 № 519‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» действие вышеназванной нормы было продлено до конца 2023 г.

Названные обстоятельства могут свидетельствовать о необходимости расширения случаев иного определения кворума по вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) при наличии выбывших директоров. В частности, по мнению автора, при наличии в составе совета всего трех участников кворум в интересах общества должен составлять не менее трех членов совета, поскольку два члена совета физически не составляют коллегиальности как сути взаимоотношений и плюрализма мнений и компетенций.

Еще в 2019 г. И.С. Шиткиной в этой связи высказывалось следующее мнение: «Представляется, что с учетом подобного толкования (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью» — курсив мой) кворум совета директоров должен определяться с учетом выбывших членов совета директоров, включая добровольно отказавшихся от своих полномочий, и для других случаев применения правил о кворуме. Такой подход был бы комфортным для хозяйственных обществ»3.

Данная позиция представляется еще более актуальной в свете возможного принятия в 2023 г. общим собранием акционеров акционерного общества решения об избрании совета директоров (наблюдательного совета) на три года в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона от 19.12.2022 № 519‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», поскольку при избрании совета на длительный срок вероятность постепенного выбытия и риска невозможности функционирования совета как органа управления в отсутствие кворума значительно повышается.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ВЫБЫТИЯ ДИРЕКТОРОВ

Процедура управления рисками выбытия для целей обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования совета директоров (наблюдательного совета) на период его избрания должна, по мнению автора, возлагаться на специализированный комитет совета директоров (наблюдательного совета) — комитет по номинациям и службу корпоративного секретаря.

Представляется целесообразным проводить оценку рисков выбытия директоров на стадии формирования перечня кандидатов для избрания в состав органов управления при подготовке к собранию акционеров, повестка которого содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета).

При этом в соответствии с положениями п. 4 ст. 53 Закона «Об акционерных общества», п. 2.18 Положения Банка России от 16.11.2018 № 660‑П «Об общих собраниях акционеров» и судебной практикой4 уставом или внутренними документами общества может быть предусмотрено предоставление дополнительных сведений (помимо предусмотренных законодательством) о кандидате в совет директоров (наблюдательный совет) общества.

На основании полученных сведений специализированным комитетом при совете директоров (наблюдательном совете) (комитет по номинациям (назначениям/кадрам)) может быть дана соответствующая оценка и выработаны рекомендации акционерам для принятия решения об избрании такого кандидата исходя из соответствующей оценки выявленного риска.

Информация о кандидатах и проводимая соответствующим комитетом оценка на предмет соответствующих рисков выбытия может быть сформирована на основании рекомендаций в таблице.

Таблица. Информация о кандидатах в СД при их избрании
№ п/п

Наименование риска

Факторы риска

Способ выявления и оценки вероятности риска

Общие

1

Смерть

  • Возраст.
  • Наличие хронических заболеваний.
  • Занятие экстремальными видами спорта и/или опасными видами туризма, наличие установленной группы инвалидности5

Предоставление сведений о возрасте, отсутствии хронических заболеваний, о занятии экстремальным спортом/опасным туризмом

2

Признание безвестно отсутствующим

Занятие экстремальными видами спорта и/или опасными видами туризма

Предоставление сведений о занятии экстремальным видом спорта/опасным туризмом

3

Признание ограниченно или недееспособным

Наличие психического расстройства, пристрастие к азартным играм, злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами (ст. 30 ГК РФ)

Предоставление сведений об отсутствии оснований для признания ограниченно или недееспособным (справки из наркологического и психоневрологического диспансеров)

4

Дисквалификация

Назначение административного наказания в виде дисквалификации

Предоставление справки об отсутствии дисквалификации, сведений о назначении административного наказания в виде дисквалификации и истечении срока, в течении которого лицо считается подвергнутым данному виду наказания

5

Отказ от полномочий

  • Наличие в прошлом работы на должностях государственной гражданской или муниципальной службы.
  • Наличие иностранного гражданства.
  • Владение более чем 25% акций (долей) хозяйственного общества у самого кандидата или у его близкого родственника.
  • Участие в органах управления более трех хозяйственных обществ

Предоставление сведений о ранее занимаемых должностях, о гражданстве, заключение договора (более подробно о заключении договора с членом совета директоров (наблюдательного совета) указано ниже), предоставление сведений о получении согласия уполномоченного органа организации на совмещение должности

6

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Наличие вступившего в законную силу приговора суда, участие в судебном процессе в качестве подсудимого, возбужденное в отношении лица уголовное дело, по которому оно может быть лишено права заниматься определенным видом деятельности

Предоставление справки об отсутствии судимости, предоставление сведений о снятии или погашении судимости, сведений об отсутствии возбужденного уголовного дела, по которому данное лицо является обвиняемым. Подписание с кандидатом обязательства о незамедлительном уведомлении о факте возбуждения уголовного дела.

Страхование ответственности членов совета директоров в рамках договора D&O

7

Законодательные ограничения

Указанные в пункте (IV) и иные

Предоставление информации об опыте работы на должностях государственной гражданской или муниципальной службы, сведения об отсутствии намерений занятия должности, запрещающей заниматься иными видами деятельности, наличие бронирования по основному месту работы

8

Судимость

Наличие судимости, погашенная или снятая судимость, уголовное преследование

Предоставление справки об отсутствии судимости, предоставление сведений о снятии или погашении судимости, прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям

Дополнительно для профессиональных участников рынка ценных бумаг

9

Аннулирование (отзыв) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности

Осуществление функций ЕИО финансовой организации в момент совершение данной организацией нарушения, за которое у нее была отозвана (аннулирована) лицензия, или приостановка действия лицензии с последующим аннулированием (отзывом)

Предоставление сведений об отсутствии фактов аннулирования (отзыва) лицензии

10

Отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности иностранной организации ввиду деятельности ее филиала

Осуществление функций руководителя филиала иностранной страховой организации в момент совершения этой организацией нарушения в части деятельности такого филиала, за которое у такой организации была отозвана лицензия или приостановлено действие лицензии с последующим отзывом

Предоставление сведений об отсутствии фактов отзыва лицензии

Дополнительно для кредитных организаций

11

Привлечение к субсидиарной ответственности либо ответственности в виде взыскания убытков

Вступившее в силу решение суда о привлечении к субсидиарной ответственности либо ответственности в виде взыскания убытков в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Участие в судебном процессе в качестве лица по иску о банкротстве, в соответствии с которым член совета директоров (наблюдательного совета) может быть привлечен к субсидиарной ответственности или взысканию убытков

Предоставление сведений об отсутствии фактов привлечения к субсидиарной ответственности либо ответственности в виде взыскания убытков, а также сведений о том, что данное лицо не участвует в судебном процессе по иску о банкротстве

В случае если в состав совета директоров входят представители государства (профессиональные поверенные), а также лица, выдвинутые по предложению Российской Федерации в качестве независимых директоров, управление рисками их выбытия осуществляется в рамках критериев их отбора, определенных приказом Минфина России от 05.10.2021 № 145н «Об утверждении критериев отбора кандидатов для избрания в качестве единоличного (коллегиального) исполнительного органа, в составы советов директоров (наблюдательных советов) и ревизионных комиссий акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, за исключением акционерных обществ, указанных в абз. 2 и 3 п. 1 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)», в том числе:

  • отсутствие административного наказания в виде дисквалификации;
  • отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости и (или) факта уголовного преследования (за исключением случая прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям);
  • отсутствие в реестрах лицензий сведений об аннулировании лицензий, предоставленных юридическим лицам в период осуществления претендентом полномочий их единоличного исполнительного органа и (или) члена их органов управления за три года, предшествующих отбору;
  • отсутствие у претендента в течение десяти лет, предшествующих отбору, факта привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.12 и (или) 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, если в состав органа управления кандидаты выдвигаются со стороны Российской Федерации, проверка в части их деловой репутации и исключения факторов невозможности их избрания в силу закона проводится акционером (Росимуществом).

Соответственно, проводить повторную проверку по данным основаниям такого кандидата комитетом совета директоров (наблюдательного совета) не требуется.

Тем не менее указанная проверка кандидатов со стороны акционера — субъекта РФ или муниципального образования может и не проводиться, поскольку постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)» распространяется на общества, акции которых находятся в федеральной собственности.

В таком случае проверку кандидата от субъекта и муниципалитета целесообразно провести в диалоге с выдвигающим его акционером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА С ЧЛЕНОМ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА)

Важный практический интерес, по мнению автора, представляет категория выбывших директоров, написавших отказ от своих полномочий.

Данный отказ может быть связан не с желанием прекратить полномочия, а с желанием уйти от учета своей кандидатуры в кворуме, например, при одобрении сделки и в последующем отозвать свое заявление. Такие действия могут совершаться как из корыстных побуждений, так и по причине влияния извне либо по причине стремления уйти от имущественной ответственности за причинение ущерба обществу в рамках ст. 53.1 ГК РФ.

Возможным способом управления данным риском является заключение договора с членом совета директоров.

Как отмечено в п. 3.1 Определения КС РФ от 06.06.2016 № 1170‑О, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей в случаях, установленных законом, являются и решения собраний. В этой связи одним из способов заключения договора может быть обмен документами (согласие на избрание в обмен на решение собрания), что влечет принятие обязательств, предусмотренных внутренними документами общества.

Общим принципом гражданского права является запрет (невозможность) одностороннего отказа от сделки, если договором или законом не предусмотрено иное.

В этой связи во внутренних документах целесообразно предусмотреть:

  1. форму и необходимость подписания кандидатом согласия на избрание с его обязательствами информировать общество об определенных обстоятельства и событиях, гарантировать достоверность информации, которую он предоставляет о себе, в том числе в анкете кандидата, и выходить в добровольном порядке из состава совета в определенный срок и с предоставлением определенного заявления. Такое подписанное согласие является офертой кандидата о будущем обязательстве перед обществом, которое возникнет в момент его избрания общим собранием акционеров;
  2. порядок информирования совета о наступлении определенных обстоятельств (реализация рисков) и порядок, форму и сроки подачи заявления на выход из состава совета в зависимости от причин выхода из состава совета директоров (наблюдательного совета).

Такая формализация позволит обществу надежно функционировать путем применения риск-ориентированного подхода за счет повышения устойчивости функционирования органов управления.

Для кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) и будущих членов органов управления такая формализация процедуры оценки и выбытия формирует предсказуемость, удобство в реализации своих прав и бесконфликтное сложение полномочий без причинения ущерба интересам общества.


Примечания:

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах».
  2. Маковская А.А. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью: анализ и комментарий Законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «Консультант+».
  3. Шиткина И.С. Значение реформы института крупных сделок и сделок с заинтересованностью для теории и практики // СПС «Консультант +».
  4. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.06.2021 № Ф09-1861/21 по делу № А60-21128/2020, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2011 по делу № А45-4037/2011.
  5. Обработка персональных данных о состоянии здоровья по общему правилу не допускается и возможна только по письменному согласию субъекта таких персональных данных (ст. 10 Федерального закона «О персональных данных»).