ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА АКЦИИ
В современном мире рынок ценных бумаг, и в частности рынок акций, можно сравнить с денежной системой государства. Рынок ценных бумаг является одним из элементов фундамента экономической системы развитых стран, а акции - один из самых распространенных объектов инвестирования. Это связано с их высокой ликвидностью.
В этой связи двумя основным задачами правового регулирования отношений, связанных с собственностью на акции, являются: во-первых, обеспечение максимальной защиты прав собственника акций, а во-вторых, обеспечение стабильного, но вместе с тем максимально свободного оборота акций.
Указанные аспекты в известной степени являются антагонистами и требуют разнонаправленных мер нормативного регулирования. В связи с этим краеугольной проблемой становится достижение баланса между обеспечением ликвидного характера акций, с одной стороны, и защитой прав их собственников - с другой.
Дело в том, что подавляющее большинство мер, направленных на защиту прав собственности, имеют своей целью усиление контроля за процессом перехода права собственности от одного лица к другому. Это, в свою очередь, ведет к усложнению процедур, связанных с отчуждением имущества (например, государственная регистрация перехода права, обязательное нотариальное удостоверение сделки, уведомление государственных органов и т. п.). Подобный путь не подходит для акций, так как в таком случае будет утрачена их основополагающая черта - ликвидность.
В силу указанных выше предпосылок сформировалась уникальная система учета прав на акции и сделок с ними.
Особенности учета прав на акции
Права на акции учитываются в реестре акционеров (см. схему 1). Под реестром понимается не единый документ, содержащий всю необходимую информацию, а некая совокупность данных, зафиксированных на бумажном или электронном носителе (ст. 2 Положения о ведении реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 г. № 27 Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев ценных бумаг", далее - Положение о ведении реестра, Положение).
До недавнего времени ведение реестра мог осуществлять как сам эмитент, так и профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор.
Ведение реестра самим эмитентом было сопряжено с множеством рисков, связанных с недобросовестными действиями эмитента. К таким рискам можно отнести умышленную утрату реестра, несанкционированное внесение информации в реестр, незаконный отказ в выдаче информации из реестра, незаконный отказ в проведении операций в реестре, внесение заведомо ложной информации в реестр. Зачастую данные манипуляции с реестром акционеров являлись неотъемлемой частью корпоративных конфликтов и использовались для нарушения прав миноритарных акционеров. Это связано с тем, что реестр фактически контролировался единоличным исполнительным органом, назначаемым мажоритарными акционерами.
Главной причиной подобного поведения эмитентов была фактическая неспособность регулирующего органа власти осуществлять надлежащий контроль за ведением реестров эмитентами. В результате во многих случаях эмитенты вообще не удосуживались вести свои реестры.
Ситуация изменилась после вступления в силу изменений Гражданского кодекса, согласно которым все акционерные общества обязаны передать ведение реестров своих акционеров регистратору. Эмитенты, которые на момент вступления в силу указанных изменений осуществляли самостоятельное ведение реестров, обязаны передать реестры регистратору не позднее 1 октября 2014 года.
Указанное нововведение, безусловно, положительно отразится на обороте акций. Во-первых, это связано с тем, что общее количество регистраторов по состоянию на 04.04.2014 г. составляет 37 компаний[1] и, соответственно, Центральный банк в состоянии обеспечить жесткий контроль за их деятельностью. Во-вторых, практически любое нарушение порядка учета акций может обернуться для регистратора отзывом лицензии, что, безусловно, способствует надлежащему выполнению им своих функций, а также снижает коррупционную составляющую. Это обусловлено тем, что никакая взятка или иная выгода от недобросовестных действий не может компенсировать риска утраты регистратором лицензии. В-третьих, регистратор несет солидарную ответственность с эмитентом за убытки, причиненные акционеру в результате нарушения порядка учета прав на акции, что, очевидно, повышает шансы акционера на возмещение убытков в связи с утратой акций.
Показательным является тот факт, что количество мошеннических действий с акциями, учет которых осуществлялся регистратором, минимально.
Важно отметить, что акционер вправе передать свои акции на хранение депозитарию, также являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг. В этом случае акции зачисляются на счет депо, открытый в депозитарии, а в реестр вносится информация, что указанные акции находятся в депозитарном владении (номинальном держании) (см. схему 2). При этом депозитарий на основании распоряжений акционера производит операции с акциями, осуществляя записи по счетам депо, в то время как в самом реестре не происходит никаких изменений. Более того, акции могут быть переданы в так называемое двойное номинальное держание. При этом депозитарий, хранящий акции, имеет свой счет депо в другом депозитарии, информация о котором содержится в реестре как о номинальном держателе акций (см. схему 3).
Основная проблема защиты права собственности на акции кроется в их высокой ликвидности, которая требует максимального упрощения процесса перехода права собственности на них от одного лица к другому. Этим обусловлены приведенные ниже факторы, несущие наибольший риск для права собственности на них.
Схема 1. Учет акций в реестре акционеров
Схема 2. Хранение акций в депозитарии
Схема 3. Держание акций в двойном номинальном владении
Уведомительный характер осуществления операций в реестре акционеров
Характерной чертой системы хранения и учета акций является уведомительный характер операций в ней. Уведомительный характер означает, что регистратор или депозитарий в случае полноты предоставленных документов и содержащихся в них сведений, а также достаточности оснований для проведения необходимой операции обязан провести ее и не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов. При этом указанные лица не наделены специальными полномочиями, необходимыми для проверки подлинности предоставленных документов и информации, содержащейся в них.
Положение о ведении реестра содержит закрытый перечень документов, на основании которых вносятся записи в реестр. Примечательно, что в этот перечень не входят такие первичные документы, как договор, на основании которого происходит распоряжение акциями. При этом лицо, осуществляющее ведение реестра, не вправе запрашивать дополнительные документы.
Стоит особо отметить, что документы для осуществления операций в реестре может предоставить как лицо, отчуждающее акции, так и лицо, эти акции приобретающее.
Ведомственными актами, к которым на ряду с Положением можно отнести Порядок открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов, утвержденный Приказом ФСФР России от 30.07.2013 г. № 13-65/пз-н, предусмотрены случаи, в которых регистратор обязан отказать в проведении операции, а также случаи, в которых регистратор вправе отказать в проведении операции.
Так, регистратор вправе отказать в проведении операции в том случае, если подпись на распоряжении не удостоверена нотариально, и при этом у регистратора имеются существенные и обоснованные сомнения в подлинности подписи или подпись существенно отличается от образца. Другой проблемой ведения учета акций является предоставление регистратору поддельных документов. Указанный выше Порядок открытия и ведения счетов содержит положение о том, что регистратор вправе отказать в проведении операции в случае наличия у него существенных и обоснованных сомнений в подлинности представленных документов.
В этом контексте важно отметить, что нормативные акты ни в том, ни в другом случае не содержат критериев существенности и обоснованности, что порождает правовую неопределенность и может привести к злоупотреблениям как со стороны регистратора, так и недобросовестных зарегистрированных лиц.
Вместе с тем, регистратор не обладает необходимой материальной базой (специальным оборудованием и инструментами), а также соответствующими специалистами для проверки на подлинность предоставляемых документов и подписей.
При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие каких-либо методик и разъяснений о порядке и достаточной степени проверки подлинности предоставляемых документов и подписей, регистратор не имеет достаточно инструментов и возможностей для выявления и предотвращения мошеннических действий. Например, если передаточное распоряжение передано регистратору лицом, использующим поддельный паспорт акционера, регистратор не сможет выявить факт мошенничества. Если передаточное распоряжение передано третьим лицом, информация о котором не содержится в реестре (покупателем акций), но при этом подпись на передаточном распоряжении визуально совпадает с образцом подписи, имеющимся в распоряжении регистратора, он вряд ли откажет в проведении операции.
Распространенные способы нарушения права собственности на акции и меры их предотвращения
Львиная доля мошеннических действий с акциями связана с фальсификацией подписи акционера на передаточном или ином распоряжении, на основании которого осуществляются операции в реестре. В связи с этим вопрос проверки подлинности подписи заслуживает особого рассмотрения.
Регистратор должен иметь в своем распоряжении образец подписи акционера (для физических лиц) или образец подписи лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Образец подписи акционера - физического лица должен содержаться в анкете зарегистрированного лица, предоставляемой при открытии лицевого счета. Причем подпись должна быть проставлена в присутствии уполномоченного представителя лица, осуществляющего ведение реестра, либо быть нотариально удостоверенной. В отношении юридических лиц действует правило, что если лица, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица, не расписались в анкете зарегистрированного лица в присутствии уполномоченного представителя лица, осуществляющего ведение реестра, ему должны быть предоставлены нотариально заверенные банковские карточки, содержащие подписи указанных лиц.
При осуществлении операций регистратор обязан осуществлять сличение подписей, проставленных на передаточных и иных распоряжениях, с находящимися в его распоряжении образцами.
Если документы, на основании которых должны проводиться операции в реестре, поданы не самим акционером или уполномоченным им лицом, существенные и обоснованные сомнения в подлинности подписи являются основанием для отказа в проведении операции. В этом случае лицо, осуществляющее ведение реестра, не может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности. Следует отметить, что четких критериев существенности и обоснованности сомнений в подлинности подписи правоприменительная практика не выработала, и данный вопрос решается в зависимости от обстоятельств каждого конкретного дела. По вопросу оценки существенности обоснованности сомнений в подлинности подписи см.: Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2012 г. по делу № А41 -24525/10; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2010 г. по делу № А29-11896/2009; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2006 г., 21.03.2006 г. № Ф03-А04/06-1/326 по делу № А04-9149/04-11/363.
Противоправные действия, осуществляемые третьими лицами с целью неправомерного завладения акциями или реализации акций, в большинстве случаев совершаются путем предоставления регистратору:
- сфальсифицированных документов, в том числе передаточных распоряжений, в данном случае третье лицо предоставляет передаточное распоряжение эмитенту или регистратору на основании сфальсифицированной доверенности или на основании поддельных документов, удостоверяющих личность. На таком передаточном распоряжении проставляется сфальсифицированная подпись. В результате подобных действий может быть осуществлена целая цепочка операций по передаче акций нескольким лицам, либо акции могут быть переданы в номинальное владение, а затем отчуждены широкому кругу лиц на фондовой бирже;
- заведомо ложной информации. В рассматриваемой ситуации мошеннические действия заключаются в искажении информации в отношении акционера, например, информации о лицах, имеющих право действовать от имени акционера - юридического лица без доверенности. Такие действия зачастую являются подготовительными для дальнейшего хищения акций либо направлены на препятствование акционеру в использовании своих прав на принадлежащие ему акции, например, при проведении общего собрания акционеров.
Для предотвращения рассмотренных выше действий акционеру можно порекомендовать осуществлять следующие профилактические мероприятия:
- систематическое (не реже 1 раза в месяц) получение выписок из реестра в отношении своих акций;
- периодическое (не реже 1 раза в шесть месяцев) получение справки об операциях, осуществленных по лицевому счету акционера;
- если акционер обладает пакетом акций, превышающим 1 процент от общего их количества, - периодическое (не реже 1-го раза в шесть месяцев) получение списка лиц, зарегистрированных в реестре (так называемый список однопроцентника");
- при совершении операций с акциями необходимо требовать предоставления уведомления о совершенной операции, содержащего исчерпывающую информацию об операции;
- незамедлительно уведомлять регистратора об изменении сведений, содержащихся в реестре в отношении акционера (о своих реквизитах; о лицах, имеющих право действовать без доверенности; о выданных и отозванных доверенностях);
- направить регистратору заявление, в котором акционер просит незамедлительно сообщать ему обо всех передаточных и иных распоряжениях, доверенностях, других документах, поступающих от его имени;
- заблокировать свой счет в реестре акционеров, указав, что разблокировка счета возможна только при личном обращении акционера к регистратору.
В данном контексте хотелось бы отдельно остановиться на такой мере противодействия мошенническим действиям, как передача акций на хранение в депозитарий. Преимущество такого решения заключается в том, что зачастую отношения с депозитарием носят более персонифицированный характер. Если клиентом регистратора является эмитент, а не акционер, и, соответственно, регистратор в первую очередь будет действовать в интересах эмитента, то в случае с депозитарием ситуация диаметрально противоположная. Это означает, что с депозитарием намного проще договориться, например, о порядке уведомления депонента о поступающих от его имени документах, связанных с распоряжением акциями.
Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что большинство рисков, связанных с правом собственности на акции, связано со случаями, когда реестр ведется самим эмитентом. С внесением изменений в Гражданский кодекс, согласно которым ведение реестра акций может осуществляться только профессиональным участником рынка ценных бумаг, действующим на основании лицензии, можно сказать, что система учета прав на акции стала довольно сбалансированной. Это позволяет, с одной стороны, обеспечить свободный и стабильный гражданский оборот ценных бумаг, с другой стороны - надежно обеспечить соблюдение прав собственности на них. Подобное положение вещей должно привести к значительному уменьшению случаев хищения акций.
[1]http://www.cbr.ru/sbrfr/contributors/financialmarket/market_professional_operators/reestersavers/reestersavers_list.xlsx