Показатели деятельности регистратора косвенно могут указывать на уровень развития корпоративного управления в компаниях
Показатели деятельности регистратора косвенно могут указывать на уровень развития корпоративного управления в компаниях, являющихся их клиентами, в том числе, и публичных эмитентах, говорится в первом обзоре "Регистраторы: "невидимая часть айсберга" ESG", который подготовил "Эксперт Бизнес-Решения" ("дочка" "Эксперт РА").
"Раньше принципы ESG в рамках развития эмитента воспринимались как необязательные атрибуты, нужные лишь для особенных, продвинутых публичных компаний, которые как-либо связаны с рынком капитала или работают с контрагентами в Европе. Но сейчас уже неважно - большая ли это компания или нет, публичная ли и непубличная - она должна соответствовать ESG-критериям. Как это проявляется в требованиях к корпоративному управлению? Из традиционных и понятных нам - компания должна иметь совет директоров, публичность, понятную и прозрачную систему принятия решений. В принципе, регистраторы это сейчас уже помогают делать. Но важность блока G в рамках ESG растет и регистраторы как индикатор играют тут не последнюю роль", - считает гендиректор аналитической компании "Эксперт Бизнес-Решения" Павел Митрофанов.
Например, если крупная публичная компания держит свой реестр в кэптивном или небольшом регистраторе, который "не соответствует ее статусу", она может выглядеть более уязвимой в трактовке ее прозрачности корпоративного управления, чем компания, которая работает с крупным частным регистратором, пояснил он "Интерфаксу". Пока на уровне методологии рейтинговых агентств при оценке ESG-рейтинга этому не уделяется достаточно внимания, но в последующем факт о том, где находится реестр компании, может иметь вполне предметные риски по линии корпоративного управления.
G в ESG
По словам главы и совладельца регистратора НРК - Р.О.С.Т. Олега Жизненко, самым ярким примером, как регистраторы могут оказывать влияние на G (корпоративное управление), может быть такая ситуация: если в обществе корпоративный конфликт, регистратор должен вести себя последовательно принципиально, не боясь, что клиент уйдет. А если стороны конфликта не прислушиваются к экспертизе регистратора, регистратор должен отказываться от обслуживания таких клиентов. "Все остальное - экспертиза регистраторов как проводников лучших практик корпоративного управления, собственное профессиональное поведение в сложных вопросах, - также оказывает впечатление на клиентов, и некоторые из них начинают задумываться о повышении качества корпоративного управления (G)", - говорит он.
"Мы видим, что качество корпоративного управления в АО выше, чем в ООО. И считаем, что это следствие также и того, что АО сотрудничают с регистраторами. Можно смело утверждать, что регистраторы - проводники политики ЦБ в области корпоративного управления", - заявил он "Интерфаксу".
Крупные регистраторы много работают над внедрением лучших практик и консультируют компании по широкому кругу вопросов, говорит гендиректор регистратора "Статус" Людмила Миронова. Это особенно важно для среднего и малого бизнеса, не обладающего значительными ресурсами для привлечения дополнительных внешних консультантов, или недостаточной внутренней компетенцией. "Причем мы берем на себя и просветительскую миссию, организуя для акционерных обществ вебинары, семинары, мастер-классы. Это, конечно, оказывает позитивное влияние на корпоративное управление в этих компаниях и является важной частью ESG-повестки. У нас также есть кейсы, где "Статус" выступал консультантом и посредником для различных групп стейкхолдеров - совета директоров, миноритариев и мажоритариев", - сказала она.
Также ведущие регистраторы, оказывая услуги своим клиентам, получают большой объем информации о лучших корпоративных практиках и могут рекомендовать внедрение этих практик компаниям, отмечает руководитель "ВТБ Регистратор" Константин Петров. Так, "ВТБ Регистратор" ежегодно проводит независимые оценки эффективности деятельности советов директоров и корпоративного управления в крупных компаниях и выдает рекомендации, исполнение которых улучшает критерии оценки блока G.
"Ведущие регистраторы много инвестируют в развитие IT-технологий, что в конечном итоге определяет доступность услуг, раскрытие информации, возможность обратной связи для акционеров, я считаю это важной характеристикой качества корпоративного управления, особенно учитывая инвестиционный бум, происходящий в России в последние годы", - говорит Людмила Миронова.
По словам заместителя директора "Нового регистратора" по работе с эмитентами Дмитрия Кошечкина, пока невозможно говорить о серьёзных изменениях качества корпоративного управления в России, если регистраторы не будут подключены к корпоративной жизни обществ с ограниченной ответственностью. "Вот этот шаг действительно сильно всё изменит, как это было с небольшими акционерными обществами после изменений 2013-2014 годов", - говорит он.