ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ: ЗА И ПРОТИВ

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

В соответствии со статьей 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 года по всей стране состоится переход на новую российскую 9-уровневую квалификационную систему, когда характеристики квалификаций, содержащиеся в профессиональных стандартах (далее -ПС), должны будут применяться всеми работодателями страны в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

При этом в ряде случаев, специально предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами РФ, требования к квалификации станут обязательными для применения работодателями.

Необходимо отметить, что ПС для представителей юридических профессий сейчас еще находятся в стадии разработки. Особую роль в этом процессе призвана сыграть Ассоциация юристов России (далее - АЮР).

В дальнейшем принятые ПС лягут в основу специализированных отраслевых сертификационных систем, т.к. именно в них по-новому будут раскрываться содержание трудовых функций, определяться перечни трудовых действий, а также формироваться базовые требования к образованию и обучению работников.

Представители юридических профессий, имеющие высшее образование, в новой российской системе квалификаций разместятся с 6 по 9 квалификационный уровень (см. таблицу № 1).

Таблица 1. Пути достижения уровня квалификации через образование


При этом интересно, что бакалавры, имеющие в соответствии с ФЗ Об образовании в РФ" законченное высшее образование первого уровня, с точки зрения уровня квалификации находятся на том же уровне, что и специалисты со средним профессиональным образованием.

Таким образом, стоит ожидать, что в рамках перехода на ПС возможности бакалавров занимать определенные должности будут в значительной степени ограничены.

Необходимо обратить внимание, что новая квалификационная сетка уравнивает возможности выпускников специалитета и магистратуры (7-8 уровень). По сути, они смогут занимать все возможные руководящие должности за редким исключением (9 уровень), например, они не смогут руководить вузом, факультетом или кафедрой.

Здесь, правда, необходимо отметить, что в последние годы в стране получила широкое распространение весьма порочная практика, когда в юридическую магистратуру поступают бакалавры или специалисты, не имеющие базового юридического образования. Через два года новоиспеченные магистры юриспруденции, которые часто ни разу в жизни не слышали про гражданское, налоговое, трудовое, предпринимательское и иные ненужные" им отрасли права, получают диплом, который дает им право занимать должности 7-8 квалификационного уровня.

Ситуация осложняется еще и тем, что формально работодатели не могут требовать у магистров юриспруденции диплом бакалавра или специалиста при поступлении на работу, чтобы проверить факт наличия базового юридического образования (ст. 65 ТК РФ).

Еще одной новеллой реформы образования стало перемещение аспирантур, в том числе юридических, из системы науки в систему высшего образования. Сложно комментировать обоснованность, разумность и целесообразность подобного шага, последствия которого проявят себя во всей полноте уже в ближайшие десятилетия. Но аспиранты в результате реформы превращаются в обычных студентов. Они ходят на лекции, участвуют в семинарах. Интересно, что итоговая аттестация по программе может проходить в самых разнообразных формах, например - написания диплома, защиты итогового проекта и т. п.

После успешного завершения такого обучения выпускники получают диплом о высшем образовании третьего уровня с квалификацией Исследователь" (Преподаватель-исследователь"), который дает право занимать все должности на 8-9 квалификационных уровнях.

Защита диссертации остается на усмотрение новоиспеченного исследователя. Впрочем, это уже не вопрос образования или доступа к квалификации, а проблемы науки.

Проблема карьерного выбора

Перед бакалавром юриспруденции во всем мире открываются самые широкие возможности. Но ключевой вопрос, на который предстоит ответить каждому молодому специалисту, только получившему диплом, - в какой области юриспруденции ему следует профессионально развиваться. Говоря проще: наука или практика.

Конечно, в дальнейшем одно часто дополняет другое, а в ряде случаев происходят весьма эффективные замены одной траектории на другую. Но в начале пути необходимо определиться, как строить свою карьеру. И системы юридического образования большинства стран уже давно нашли для себя ответ на указанный вопрос: нужно предоставить максимально разнообразный выбор.

Но дело в том, что российское юридическое образование - одна из немногих систем, развивавшихся исключительно в рамках научно-теоретической парадигмы. В доминирующей российской доктрине прикладная юриспруденция не вопрос образования, а проблема работодателя, который и так доучит выпущенный системой полуфабрикат".

Традиционные специалитет, магистратура, аспирантура и докторантура достраивают научную траекторию до логического завершения, часто и не задумываясь о прикладных аспектах деятельности. При этом большинство юристов все-таки первоначально выбирают для начала своей карьеры прикладную сферу. А вот здесь нам похвастаться, действительно, нечем. Достаточно взглянуть на таблицу 2.

Таблица 2. Ключевые образовательные траектории (объединенный подход)


Дополнительное профессиональное образование (ДПО) как путь достижения квалификации

Новая российская квалификационная модель говорит о программах ДПО как об одном из основных путей достижения необходимого уровня квалификации для всех юридических должностей. В данном подходе нет ничего нового. Мир уже более ста лет формирует систему делового образования как ключевое звено в системе постдипломного образования. И важнейшее место в этой системе занимает деловое образование представителей юридических профессий.

При этом часто возникает вопрос: чем отличаются между собой деловое и бизнес-образование? Несмотря на схожесть понятий, определенные различия все-таки существуют.

Так, деловое образование" более широкое понятие - образование для профессионалов. Любой юрист, проходящий программу повышения квалификации, получает деловое образование. Бизнес-образование, в свою очередь, являясь, по сути, разновидностью делового образования, специализируется на подготовке предпринимателей и менеджмента, т. е. управленцев самого разного уровня.

После реформы образования 2013 года ландшафт ДПО в стране изменился кардинально. Отменена государственная аккредитация программ, исключена возможность выдачи документов государственного образца. Кроме того, вместо 5 разновидностей программ ДПО осталось только две: повышение квалификации (ПК) и профессиональная переподготовка (ПП).

Программы ПК направлены на совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности или повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Продолжительность программ ПК не может быть менее 16 часов, а слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверения о ПК, формат которых теперь определяет сама обучающая организация. Для реализации программ ПК всегда необходима лицензия на образовательную деятельность.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что многие организации занимаются реализацией программ в данной области, реальных лидеров рынка ПК юристов на сегодня двое: Школа права СТАТУТ" (генеральный директор Олег Волошин) и Юридический институт М-Логос" (директор Артем Карапетов).

Сам по себе чрезвычайно интересен тот факт, что лидерами в сфере ПК юристов стали негосударственные образовательные структуры. Юристы, видимо, как никто, понимают истинную ценность реальных компетенций, а также значимость разнообразных корочек", выдаваемых многими центрами повышения квалификации с сомнительной репутацией.

Стоит отметить, что программы Школы права СТАТУТ" и Юридического института М-Логос" затрагивают практически полный спектр актуальных узкоспециализированных юридических проблем. Вопросы корпоративного, договорного, предпринимательского, налогового, трудового и других видов права освещают ведущие преподаватели соответствующего профиля.

Актуальность, комфорт и качество обучения - три кита, которые позволяют флагманам удерживать лидерство уже многие годы.

При этом следует помнить, что прохождение программы ПК с формальной точки зрения не дает новую квалификацию или право работать в новой области.

Профессиональная переподготовка (ПП) - правовая форма бизнес-образования

Программы ПП, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой квалификации, в России являются основной формой получения как делового, так и бизнес-образования. Более того, ПП на сегодня единственная правовая форма, позволяющая реализовывать программы прикладной траектории от уровня МВА-Master до уровня DBA.

Продолжительность программ должна составлять не менее 250 часов. Само обучение занимает, как правило, от полугода до двух лет. Выпускники получают диплом о ПП с дополнительной квалификацией или правом на ведение нового вида профессиональной деятельности. При этом в отличие от рынка программ ПК по правовой тематике рынок юридического бизнес-образования пока еще находится в стадии становления.

Наиболее известной российской юридической бизнес-школой на сегодня является Высшая школа юриспруденции (ВШЮР), созданная Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики". Программы ВШЮР направлены на управленческую подготовку руководителей сферы юриспруденции уровня Executive Master" и традиционно относятся к числу прикладных программ для топ-менеджмента.

В этом году в Школе состоялся уже шестой выпуск программы Executive Master of Management in Law Директор юридической службы", которая является наиболее популярной в российском юридическом сообществе. Школой реализуются и иные программы уровня Executive Master", в том числе Еxecutive Master in Human Resource Management Организационно-правовая архитектура управления человеческими ресурсами" и Executive Master in Law Правовая стратегия предприятия нефтегазового комплекса".

Традиционно обучение по программам Executive Master предполагает серьезный конкурсный отбор, чтобы сформировалась команда равных". К поступающим предъявляются требования к уровню образования, наличию управленческого (профессионального) стажа и опыта работы. Кроме того, кандидатам необходимо пройти вступительное собеседование. Да и само обучение в малых группах в тренингово-консалтинговом формате предполагает значительную отдачу со стороны слушателей.

Последнее время широкое распространение на рынке дополнительного юридического образования получили также комплексные экономико-юридические и специализированные отраслевые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Так, в Институте повышения квалификации МГЮА им. О. Е. Кутафина реализуются программы ПП Право и современное законодательство" и Правовое сопровождение юридического бизнеса", в Высшей юридической школе Финансового университета при Правительстве РФ программа Евразийский экономический союз: правовые и институциональные основы", в Центре корпоративного управления НИУ ВШЭ ПП Корпоративный секретарь - специалист по корпоративному управлению", а в различных структурных подразделениях РАНХиГС при Президенте РФ можно пройти обучение по таким специализированным программам, как Правовое регулирование парламентской деятельности" и Юриспруденция в сфере здравоохранения".

Говоря о программах LL.M, следует отметить, что за степенью LL.M (Master in Law), о необходимости получения которой все чаще задумываются не только начинающие, но и опытные юристы, могут скрываться две различные программы.

Так, во многих странах, принявших Болонскую систему, степень LL.M часто означает классическую двухлетнюю юридическую магистратуру, что можно легко определить по количеству набранных за время обучения зачетных единиц (ECTS). При прохождении подобной программы студенты, как правило, набирают 120 ECTS, что соответствует и объему российской программы обучения на степень магистра. Успешное завершение подобных программ позволяет продолжать обучение по программам PhD или аспирантуры.

В то же время обучение по программе LL.М для получения прикладной степени имеет обычно меньшую продолжительность - год или полтора, что соответствует 60 или 90 ECTS.

Подобные программы весьма популярны как в странах англо-саксонской, так и континентальной правовых систем, в том числе в США, Великобритании, Германии, Франции, Австрии и др.

Прикладные программы МВА чаще всего предполагают углубленную специализацию по одной из отраслей права. Линейка подобных программ чрезвычайно широка - от LL.M Корпоративное право", Договорное право", Акционерное право" до таких программ, как Европейское право", Налоговое право", Медицинское право", Спортивное право", Морское право" и др.

Дипломы, полученные по результатам успешного усвоения подобных программ, особенно в ведущих мировых университетах, крайне высоко ценятся при приеме на работу в корпоративные юридические службы или крупные юридические компании.

К сожалению, в России сегодня практически полностью отсутствует конкуренция в сегменте прикладных программ LL.M. Только знаменитой Шанинкой (Московской высшей школой социальных и экономических наук) уже много лет успешно реализуется ряд валидированных Манчестерским университетом специализированных программ LL.M по сравнительному, предпринимательскому и международному коммерческому праву.