Малые и средние предприятия России. Все привилегии и льготы
1. Субъекты малого и среднего предпринимательства
Авторы:
В частности, к категории субъектов МСП относятся малые предприятия, микропредприятия, а также средние предприятия и индивидуальные предприниматели.
Условия для отнесения того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП перечислены в ст. 4 Закона № 209 ФЗ, и к ним относятся следующие:
- минимум 51% уставного капитала предприятия должен принадлежать физическим лицам или организациям — субъектам МСП. Доля организаций, не относящихся к субъектам МСП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО — 25%;
- среднесписочная численность работников должна составлять не более 250 человек для среднего предприятия, не более 100 человек для малого предприятия и не более 15 человек для микропредприятия;
- годовой доход не должен превышать 120 млн руб. для микропредприятия, 800 млн руб. для малого предприятия и не более 2 млрд руб. для среднего предприятия.
Сведения о каждом субъекте МСП вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а сам субъект МСП получает право на соответствующую государственную поддержку (ч. 1 ст. 8 Закона № 209 ФЗ).
Одними из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются развитие субъектов МСП и оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
Учитывая современные реалии, а также пандемию, которая внесла серьезные коррективы и существенно повлияла на экономическую ситуацию в стране и в мире, многие небольшие компании оказались в тяжелой финансовой ситуации, в связи с чем вопрос о мерах поддержки от государства для субъектов МСП в текущий момент является еще более актуальным.
Помимо мер поддержки, установленных на государственном уровне, субъекты РФ также наделены правом устанавливать дополнительные привилегии и льготы для субъектов МСП.
Льготы для таких субъектов установлены в сфере налогообложения, предоставления статистических отчетов, бухучета и порядка ведения кассовых операций, проведения плановых проверок, в области государственных закупок, а также на получение финансовой поддержки от государства.
2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МСП
Субъекты МСП имеют право на применение специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (далее — УСН), патентная система налогообложения (далее — ПСН), а с 01.07.2022 по 31.12.2027 в некоторых регионах нашей страны (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан) — нового экспериментального режима налогообложения под названием «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее — АУСН).
Указанные выше специальные налоговые режимы предоставляют возможность применять более выгодные правила налогообложения, а также упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета, что является одной из мер, предусмотренных в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 7 Закона № 209 ФЗ).
Так, при применении УСН субъекты МСП освобождаются от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций, за исключением объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Кроме того, субъекты МСП вправе применять пониженные ставки налога, которые составляют 6 или 15% в зависимости от выбранного объекта налогообложения «доходы» и «доходы минус расходы».
При этом законами соответствующих субъектов РФ ставка может быть снижена до вплоть до 1% в зависимости от выбранного объекта налогообложения.
Право на применение ПСН имеют только индивидуальные предприниматели, средняя численность наемных работников которых не превышает за налоговый период 15 человек. Также следует отметить, что возможность применения ПСН существует только в отношении установленных законодательством видов деятельности. Применение ПСН предусматривает освобождение от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц и НДС. Кроме того, лица, применяющие ПСН, освобождаются от обязанности по подаче налоговой декларации.
Что касается особенностей применения нового специального налогового режима АУСН, то стоит отметить следующее. В частности, главным отличием нового спецрежима АУСН, который смогут применять субъекты МСП, соответствующие условиям его применения, будет являться отсутствие необходимости подачи налоговой отчетности, а сам расчет подлежащих уплате налогов будет производиться самостоятельно налоговыми органами на основе данных, представленных кредитными организациям, и данных, переданных с помощью контрольно-кассовой техники (далее — ККТ).
Суммы НДФЛ, исчисляемые и уплачиваемые в качестве налогового агента, также будут рассчитываться и перечисляться банком самостоятельно при перечислении заработной платы. Налогоплательщик также сможет поручить банку самостоятельно перечислять сумму рассчитанного к уплате упрощенного налога.
Объектов налогообложения, как и на стандартной УСН, будет два: «доходы» и «доходы минус расходы». Однако ставки по данным объектам возрастут и будут составлять 8 и 20% соответственно. Также одним из главных отличий от традиционной УСН будет отсутствие необходимости уплачивать страховые взносы.
Налогоплательщиками указанного специального налогового режима смогут выступать организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в регионе проведения налогового эксперимента, сумма доходов у которых за год не превышает 60 млн руб. При этом список ограничений для применения пилотного режима налогообложения будет весьма обширным. Так, например, не смогут применять новый режим налогообложения организации и ИП, которые принимают на работу нерезидентов РФ, некоммерческие организации, иностранные организации, ряд налогоплательщиков, которые не имеют права на применение УСН, а также другие перечисленные в законопроекте категории налогоплательщиков.
Налоговый период будет составлять всего один календарный месяц, по итогам которого должен уплачиваться налог в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следует отметить, что в части иных налоговых льгот для субъектов МСП Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) предусматривает право региональных и местных законодателей устанавливать пониженные ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 14, 15 НК РФ), в том числе вводить «налоговые каникулы» на отдельные виды деятельности.
Субъекты МСП могут также не учитывать доходы в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджета в связи с коронавирусом (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ). А для плательщиков страховых взносов — субъектов МСП в отношении части выплат в пользу физических лиц, осуществляемых на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, применяются пониженные тарифы страховых взносов в размере (подп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ):
- на ОПС — 10%;
- на ОМС — 5%;
- на случай ВНиМ — 0%.
3. МСП: БУХУЧЕТ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» субъекты малого предпринимательства вправе вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
В силу абз. 10 п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210 У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» субъекты МСП могут не устанавливать лимит остатка наличных денег.
4. МСП: СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И КАССА
Субъекты МСП могут составлять и сдавать статистическую отчетность в упрощенном порядке в рамках сплошного или выборочного статистического наблюдения (ч. 1 ст. 5, п. 3 ст. 7 Закона № 209 ФЗ, ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282 ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).
Сплошное статистическое наблюдение проводится один раз в пять лет в отношении всех субъектов МСП на основании методологии, которую определяет Росстат (ст. 5 Закона № 209 ФЗ, ч. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2007 № 282 ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», п. 1, 5.4, 5.5 Положения о Росстате1).
Выборочное статистическое наблюдение проводится только в отношении тех МСП, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом (ч. 3 ст. 5 Закона № 209 ФЗ, п. 1, 2 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью МСП2).
5. МСП: ПРОВЕДЕНИЕ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520 в 2022 г. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (подп. «а» п. 1 постановления).
Но следует учитывать, что данное ограничение не распространяется на плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении субъектов МСП, которые:
- используют объекты чрезвычайно высокого или высокого рисков;
- по результатам контрольного (надзорного) мероприятия или проверки привлечены к административной ответственности за грубое нарушение, при этом с даты окончания мероприятия или проверки прошло менее трех лет;
- являются лицензиатами — в части контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований.
Мораторий на проведение плановых проверок в отношении МСП действует и сейчас, но перечень исключений шире, в него входят также субъекты, осуществляющие виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (подп. «б» п. 8 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ
осударство ежегодно принимает меры по расширению доступа субъектам МСП к закупкам товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты на осуществление указанных закупок.
Действующим законодательством предусмотрена обязанность заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% (а с 01.01.2022 — не менее чем 20%) совокупного годового объема закупок (абз. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Кроме того, на законодательном уровне установлен сокращенный предельный срок оплаты по государственным контрактам, заключенным с субъектами МСП, который на данный момент составляет 15 рабочих дней, а с 01.01.2022 сокращен до семи рабочих дней (постановление Правительства РФ от 28.06.2021 № 1034).
7. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
В соответствии со ст. 17 Закона № 209 ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии, бюджетные инвестиции, а также государственные и муниципальные гарантии по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Субъектам малого и среднего предпринимательства регулярно предоставляются различные субсидии как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, в связи с чем меры поддержки могут отличаться в каждом конкретном регионе Российской Федерации.
В настоящее время МСП могут также получить субсидии из федерального бюджета в связи с коронавирусом, такие как субсидии на карантин, субсидии на нерабочие дни.
Помимо вышеуказанных мер Законом № 209 ФЗ предусмотрены такие меры поддержки, как:
- имущественная, которая заключается в предоставлении государством на безвозмездной основе или на льготных условиях государственного имущества (аренда помещений, земельных участков, оборудования);
- информационная, которая осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- консультационная, которая осуществляется в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций, а также в виде компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг;
- образовательная, которая осуществляется в виде создания условий для подготовки кадров или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно положениям Закона № 209 ФЗ дополнительные меры поддержки устанавливаются для субъектов МСП в зависимости от сферы деятельности организации или ИП.