ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА АКЦИОНЕРОВ: ИЗУЧАЕМ ПРИКАЗ № 13-65/пз-н от 30.07.2013 г.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) от 30.07.2013 г. № 13-65/пз-н (далее - Приказ № 13-65/пз-н) утвержден Порядок открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов (далее - Порядок), который с 31.03.2014 г. подлежит применению в полном объеме всеми лицами, осуществляющими ведение реестров владельцев ценных бумаг. Настоящая статья посвящена практическим последствиям, которые влечет Приказ № 13-65/пз-н для акционерных обществ, регистраторов, а также владельцев акций и других лиц, зарегистрированных в реестрах акционеров.

Приказ № 13-65/пз-н в системе правовых актов Российской Федерации

Приказ № 13-65/пз-н принят на основании пункта 5 статьи 8.2 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) в редакции Федерального закона от 07.12.2011 г. № 415-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2012 г., который предусматривал, что порядок открытия и ведения лицевых счетов (счетов депо), а также иных счетов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг".

В связи с упразднением ФСФР России и передачей функций по регулированию рынка ценных бумаг Банку России, в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ с 01.09.2013 г. по тексту Закона о рынке ценных бумаг слова федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг", обозначающие ФСФР России, были заменены на слова Банк России". Но, поскольку Приказ № 13-65/пз-н был принят ФСФР России и зарегистрирован Минюстом России до 01.09.2013 г., данный приказ является действующим нормативным актом, и упразднение ФСФР России не влияет на его юридическую силу.

Порядок, утвержденный Приказом № 13-65/пз-н, распространяется на лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев именных эмиссионных ценных бумаг, в том числе на эмитентов, самостоятельно осуществляющих ведение таких реестров, а также на лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, и лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев ипотечных сертификатов участия (см. пункт 1.2 Порядка). Далее в настоящей статье профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра на основании лицензии, именуются регистраторы", а регистраторы и акционерные общества, которые ведут реестр самостоятельно, в совокупности именуются держатели реестра".

В соответствии с пунктом 5 Приказа № 13-65/пз-н, открытие и ведение держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов подлежат приведению в соответствие с Порядком и настоящим приказом в течение 6 месяцев с даты его вступления в силу. Приказ № 13-65/пз-н и утвержденный им Порядок вступили в силу 30.09.2013 г., шестимесячный срок с указанной даты истек 30.03.2014 г., которое являлось нерабочим днем. Не позднее чем с 31.03.2014 г. все держатели реестра должны осуществлять деятельность в соответствии с Порядком, в том числе - ввести в действие новую редакцию правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (далее - Правила).

Приказ № 13-65/пз-н не отменил ни один из нормативных актов по вопросам ведения реестра акционеров, принятых ранее, поэтому такие нормативные акты продолжают действовать в части, не противоречащей Порядку. В пункте 1 Письма Службы Банка России по финансовым рынкам от 20.02.2014 г. № 50-01/5719[1] (далее - Письмо Банка России от 20.02.2014 г. № 50-01/5719), направленном в ответ на запрос Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД), Банк России указал, что ранее принятые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы деятельности по ведению реестра, действуют в части, не противоречащей Закону о рынке ценных бумаг и Порядку (с учетом пункта 5 Приказа)".

Приказ № 13-65/пз-н сохранил правовую неопределенность, при которой ведение реестра регулируется различными нормативными актами, принятыми в разное время, не отмененными и частично противоречащими друг другу. В спорных случаях держателям реестра придется самостоятельно определять, в какой части нормативные акты по ведению реестра, принятые ранее Порядка, подлежат применению, а в какой - нет.

Открытие счетов в реестре владельцев ценных бумаг. Содержание и порядок предоставления анкеты

Счета, открываемые держателями реестра в соответствии с Порядком, делятся на лицевые", которые предназначены для учета прав на ценные бумаги, и иные счета", которые не предназначены для учета прав на ценные бумаги. Перечень счетов установлен в пунктах 2.1, 2.2 Порядка и в целом повторяет такой же перечень, приведенный в пунктах 1, 4 статьи 8.2 Закона о рынке ценных бумаг.

К лицевым счетам относятся лицевой счет владельца ценных бумаг, лицевой счет доверительного управляющего, лицевой счет номинального держателя, лицевой счет номинального держателя центрального депозитария, депозитный лицевой счет и казначейский лицевой счет эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам). К иным счетам относятся эмиссионный счет и счет неустановленных лиц.

По общему правилу, установленному пунктом 2.9 Порядка, лицевой счет открывается на основании заявления[2] лица, которому открывается такой счет, или его представителя при условии представления держателю реестра документов, определенных в соответствии с Требованиями к документам для открытия лицевых счетов, являющимися приложением к Порядку (далее - Требования).

Заявление является новым документом, который раньше для открытия лицевого счета не требовался. Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении об открытии лицевого счета, в Порядке не установлен, поэтому держатель реестра может определить его в своих Правилах самостоятельно.

Помимо заявления, в соответствии с пунктом 1.1 Требований, для открытия лицевого счета держателю реестра представляются заполненная анкета и иные документы, предусмотренные настоящими Требованиями. Состав сведений, которые должны содержаться в анкете, и документов, которые должны быть приложены к ней, изложены в Требованиях и различаются в зависимости от того, кому открывается лицевой счет: юридическому лицу, публичному образованию (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), физическому лицу (кроме открытия депозитного лицевого счета нотариуса) или нотариусу (при открытии депозитного лицевого счета).

В анкете физического лица требуется указывать не только дату рождения, но и место рождения. Вместо реквизита адрес проживания (регистрации)" предусмотрен реквизит адрес места регистрации и фактического места жительства физического лица", что обязывает физическое лицо подтвердить в анкете соответствие адреса места регистрации фактическому месту жительства либо указать оба адреса.

Почтовый адрес больше не является обязательным элементом анкеты физического лица. В то же время в пункте 3 статьи 51 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах" (далее Закон об акционерных обществах) сохранилось требование о том, что список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, должен содержать почтовый адрес в Российской Федерации, по которому должны направляться сообщение о проведении общего собрания акционеров, бюллетени для голосования в случае, если голосование предполагает направление бюллетеней для голосования, и отчет об итогах голосования".

Спрашивается: на основании каких данных надо определять почтовый адрес физических лиц, зарегистрированных в реестре, при составлении такого списка, если почтовый адрес больше не является обязательным элементом анкеты физического лица и может в реестре отсутствовать?

Ответ на данный вопрос содержится в пункте 34 Письма Банка России от 20.02.2014 г. № 50-01/5719: если анкета, представляемая для открытия лицевого счета, не содержит среди иных сведений информацию о почтовом адресе лица, почтовым адресом следует считать адрес фактического места жительства с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи".

Вместо формы выплаты доходов по ценным бумагам (наличная или безналичная форма)" теперь во всех анкетах нужно указывать сведения о реквизитах для выплаты доходов по ценным бумагам". Заполняя эту часть анкеты, следует помнить, что в соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона об акционерных обществах в редакции, действующей с 01.01.2014 г.,

выплата дивидендов в денежной форме физическим лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, осуществляется путем почтового перевода денежных средств или при наличии соответствующего заявления указанных лиц путем перечисления денежных средств на их банковские счета, а иным лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, путем перечисления денежных средств на их банковские счета"[3].

Следовательно, в анкетах юридических лиц, публичных образований и нотариусов в реестре акционеров могут быть указаны только реквизиты банковского счета для выплаты дивидендов по акциям. Физические лица могут указать в анкете реквизиты либо для перечисления денежных средств на банковский счет, либо для почтового перевода. Указание реквизитов, не соответствующих пункту 8 статьи 42 Закона об акционерных обществах, означает, что анкета не содержит всех обязательных сведений и в открытии лицевого счета должно быть отказано на основании подпункта 3 пункта 2.27 Порядка: представленные документы не содержат всю информацию, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации должна в них содержаться".

На практике возник вопрос, как соотносятся соответствующее заявление" физического лица о перечислении денежных средств на банковский счет в пункте 8 статьи 42 Закона об акционерных обществах и анкета в реестре? Ответ тоже содержится в пункте 34 Письма Банка России от 20.02.2014 г. № 50-01/5719:

  • если анкета физического лица содержит сведения о банковских реквизитах как способе получения доходов по ценным бумагам, то такое указание следует считать соответствующим заявлением" по смыслу пункта 8 статьи 42 Закона об акционерных обществах;

  • физическое лицо вправе дополнительно представить заявление о выплате дивидендов путем перечисления денежных средств на банковский счет в иной форме, чем анкета, поскольку определенных требований к форме такого заявления Закон об акционерных обществах не устанавливает;

  • если обществом или регистратором получено заявление физического лица о выплате дивидендов путем перечисления денежных средств на банковский счет, которое содержит банковские реквизиты, не соответствующие сведениям, полученным при составлении списка лиц, имеющих право на получение дивидендов" (т. е. сведениям, содержащимся в анкете физического лица в реестре), то лицу, осуществляющему выплату дивидендов, следует самостоятельно оценить риски выбора того или иного способа исполнения данного гражданско-правового обязательства" и решить, по каким реквизитам платить дивиденды физическому лицу - указанным в анкете в реестре или в заявлении, поданном в произвольной форме.

    Анкета физического лица подписывается самим физическим лицом или его законным представителем (но не представителем по доверенности), анкета публичного образования - руководителем соответствующего уполномоченного органа, анкета нотариуса - самим нотариусом (см. пункт 1.4, подпункт 8 пункта 3.2, подпункт 9 пункта 5.1 Требований).

    Для юридических лиц пункт 1.5 Требований устанавливает, что анкета юридического лица подписывается лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности или его уполномоченным представителем, для открытия лицевого счета которому представляется анкета". В то же время, в соответствии с подпунктом 8 пункта 2.2 Требований анкета, представляемая при открытии лицевого счета юридическому лицу, должна содержать образец печати (при наличии) и образец подписи лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (может не содержаться в случае направления анкеты в виде электронного документа, подписанного электронной подписью)". Таким образом, подпись лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по-прежнему является обязательным элементом анкеты юридического лица, оформленной на бумажном носителе.

Данный вывод подтверждается Письмом Службы Банка России от 28.02.2014 г. № 50-01/7106 в ответ на запрос ЗАО Компьютершер Регистратор". Банк России разъяснил, что образец подписи лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, может отсутствовать только в случае направления анкеты в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (с условием предоставления оригинала карточки, содержащей нотариально удостоверенный образец подписи указанного лица или ее копии, заверенной в установленном порядке).

Помимо сведений о самом зарегистрированном лице, в определенных случаях в анкетах также необходимо указывать сведения о других лицах, имеющих отношение к зарегистрированному лицу:

  • о родителе (родителях), усыновителе, опекуне или попечителе (для анкеты физического лица, которое не является полностью дееспособным из-за несовершеннолетия или по иным причинам, пункты 4.5 4.7 Требований);

  • о физическом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица (для анкеты юридического лица, подпункт 7 пункта 2.2 Требований);

  • об управляющей организации, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица (для анкеты юридического лица в соответствующих случаях, подпункт 2.5 Требований);

  • об учредителе доверительного управления (для анкеты доверительного управляющего, подпункт 2.3 Требований).

В соответствии с пунктом 1.8 Требований, в случае изменения сведений, содержащихся в анкете, держателю реестра должна быть представлена анкета, содержащая измененные сведения, и документы, подтверждающие изменения. Пункт 2.4 Требований отдельно оговаривает, что при изменении лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, российские юридические лица, имеющие в реестре лицевой счет владельца или доверительного управляющего, должны предоставить оригинал или заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), а все иностранные юридические лица - оригинал или заверенную копию выписки из торгового реестра или иного учетного регистра государства, в котором зарегистрировано иностранное юридическое лицо.

Таким образом, невозможно подать анкету, содержащую сведения о новом лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, до того, как эти сведения внесены в российский ЕГРЮЛ или торговый реестр (иной учетный регистр) иностранного государства и получена соответствующая выписка из него. Раньше подобное ограничение отсутствовало.

В соответствии с пунктом 2.18 Порядка, документы для открытия лицевого счета могут быть предоставлены держателю реестра, его трансфер-агенту, а также самому эмитенту ценных бумаг (т. е. акционерному обществу), если это предусмотрено Правилами, утвержденными держателем реестра, и договором на ведение реестра.

Порядок не уточняет, каким именно образом могут быть предоставлены документы для открытия лицевого счета - только лично лицом, которому открывается лицевой счет (или его представителем), либо также по почте. По нашему мнению, держатель реестра вправе установить в своих Правилах, что документы для открытия лицевого счета могут быть предоставлены только при личном обращении лица, которому открывается лицевой счет, или его представителя и не могут быть направлены по почте. Данное право держателя реестра предусмотрено пунктом 4.1.1 Приказа ФСФР России от 29.07.2010 г. № 10-53/пз-н О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг" (далее - Приказ № 10-53/пз-н), который в настоящее время не отменен.

Регистратор профессиональный участник рынка ценных бумаг также должен соблюдать Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии легализации).

На основании подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации до приема клиента на обслуживание необходимо идентифицировать не только самого клиента, но также его представителя, выгодоприобретателя и принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев" клиента. Лицо, которому открывается лицевой счет в реестре, является клиентом в целях Закона о противодействии легализации. Следовательно, при открытии лицевого счета регистратор вправе потребовать от лица, которому открывается лицевой счет, предоставить сведения о его представителе, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах или подтвердить, что такие лица отсутствуют.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации, необходимо обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений". Учитывая тенденцию к ужесточению контроля за соблюдением Закона о противодействии легализации, нельзя исключить, что регистраторы на основании данного Закона будут отказывать в исполнении любых распоряжений зарегистрированного лица о совершении операций по его счету, если с момента последнего обновления информации по лицевому счету прошло более одного года. Это приведет к необходимости ежегодного предоставления регистратору вновь заполненной анкеты, даже если сведения о зарегистрированном лице по сравнению с предыдущей анкетой не изменились.

Совершение операций по лицевым счетам в реестре. Содержание и порядок представления распоряжений о совершении операций

В соответствии с пунктом 3.9 Порядка, операции по лицевым и иным счетам совершаются в соответствии с распоряжениями и иными документами, являющимися основанием для их совершения. Требования к содержанию распоряжений о совершении операций, порядке их подписания и предоставления держателю реестра изложены в разделе III Порядка. Остановимся на наиболее спорных и интересных положениях.

В перечне сведений, которые должны содержаться в распоряжении о совершении операций, установленном пунктом 3.10 Порядка, не упоминается цена сделки. Означает ли это, что в случае передачи ценных бумаг на основании сделки в распоряжении больше не требуется указывать цену сделки?

Данный вопрос не имеет однозначного ответа. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации, регистратор обязан документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами", в том числе - сумму, на которую совершена операция. В соответствии с пунктом 11 статьи 7 того же Закона, регистратор вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, hellip; по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона".

Поэтому, если форма распоряжения, утвержденная регистратором, требует указать цену сделки, данное требование рекомендуется выполнить во избежание отказа в исполнении такого распоряжения.

Пункт 3.16 Порядка допускает, что распоряжение может быть подписано представителем юридического лица или представителем физического лица, но только в строго определенных случаях:

  • распоряжение подписано представителем в присутствии уполномоченного лица держателя реестра, его трансфер-агента или эмитента, принимающего документы для совершения операций; или

  • подлинность подписи представителя на распоряжении засвидетельствована нотариально; или

  • держателю реестра представлен оригинал или заверенная копия карточки, содержащей нотариально удостоверенный образец подписи представителя.

По нашему мнению, данные ограничения не распространяются на лиц, действующих от имени юридических лиц без доверенности (поскольку они не являются представителями" в смысле гражданского законодательства), а также законных представителей физических лиц, которые подписали и предоставили держателю реестра анкету с образцом своей подписи (поскольку держатель реестра имеет возможность сверить подпись таких лиц на распоряжениях с образцом подписи в анкете).

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка, документы, являющиеся основанием для совершения операций (далее - документы для совершения операций)[4], могут быть предоставлены держателю реестра, его трансфер-агенту, а также самому эмитенту ценных бумаг (т. е. акционерному обществу), если это предусмотрено Правилами держателя реестра и договором на ведение реестра. Допустимые способы предоставления документов для совершения операций:

  • вручение;

  • направление почтовым отправлением (в случаях и в порядке, предусмотренных Правилами ведения реестра);

  • направление в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (в случаях и в порядке, предусмотренных Правилами ведения реестра);

  • иными способами, если это предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок допускает предоставление документов для совершения операций по почте, однако существенно меняет условия, при которых это возможно.

Ранее Приказ ФСФР России от 29.07.2010 г. № 10-53/пз-н предусматривал в качестве общего правила, что документы, необходимые для проведения операций в реестре, могут быть предоставлены посредством почтовой связи, и держатели реестра вправе запретить в своих Правилах направление документов почтой только в случаях, определенных в самом Приказе № 10-53/пз-н (подробнее см. пункты 4.1, 4.2 данного приказа).

Теперь держатель реестра вправе в своих Правилах полностью запретить или любым образом ограничить направление документов для совершения операций по почте. Но, по нашему мнению, данное право держателя реестра не распространяется на документы, поступающие от органов государственной власти (например, службы судебных приставов), поскольку держатель реестра, являясь частной организацией, не вправе регулировать деятельность таких органов.

Если Правила держателя реестра разрешают направление документов для совершения операций почтовым отправлением, то от конкретного лица такие документы могут быть приняты по почте, только если данное лицо указало на такой способ представления документов в распоряжении или ином документе, представленном держателю реестра".

Отказы держателя реестра

Порядок устанавливает отдельные перечни оснований для отказа в совершении держателем реестра следующих действий:

  • открытие лицевого счета, изменение лицевого счета номинального держателя на лицевой счет номинального держателя центрального депозитария или изменение лицевого счета номинального держателя центрального депозитария на лицевой счет номинального держателя (пункты 2.27, 2.28);

  • совершение операций (пункты 3.20, 3.21);

  • предоставление информации из реестра (пункт 3.118).

В первых двух случаях основания для отказа делятся на обязательные, при которых держатель реестра отказывает", и факультативные, когда держатель реестра вправе" (но, по всей видимости, не обязан) отказать в соответствующем действии.

Порядок не содержит отдельного перечня оснований для отказа в изменении информации уже открытого лицевого счета, если только речь не идет об изменении лицевого счета центрального депозитария на лицевой счет обычного" номинального держателя или наоборот.

В перечень факультативных оснований для отказа включен случай, когда не предоставлены все документы и/или сведения, необходимые в соответствии с законодательством Российской Федерации для открытия лицевого счета и/или для идентификации лица, которому открывается лицевой счет, в соответствии с Законом о противодействии легализации (подпункт 2 пункта 2.28), либо не представлены все документы, необходимые для идентификации зарегистрированных лиц, по лицевым счетам которых совершаются операции, в соответствии с тем же Законом (подпункт 2 пункта 3.21 Порядка).

В действительности, поскольку Закон о противодействии легализации носит императивный характер, а его нарушение регистратором может повлечь аннулирование его лицензии, отказ в открытии лицевого счета по причине непредоставления документов или сведений, требуемых в соответствии с данным Законом, является обязательным.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.20 Порядка, держатель реестра отказывает в совершении операции, если не представлены все документы, необходимые для открытия лицевого счета, по которому совершается операция, и для совершения операции, и (или) представленные документы оформлены с нарушением требований законодательства Российской Федерации, настоящего Порядка". Поскольку при передаче ценных бумаг операция совершается не только по лицевому счету, с которого списываются ценные бумаги, но и по лицевому счету, на который зачисляются ценные бумаги, то полный комплект надлежащих документов и сведений, необходимых для открытия лицевого счета, должен иметься в отношении обоих указанных счетов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.28, подпунктом 5 пункта 3.21 Порядка, держатель реестра вправе отказать в совершении соответствующих действий, если у него имеются существенные и обоснованные сомнения в подлинности представленных документов". Данное основание является новым: ранее держатель реестра был вправе отказать только по мотиву существенных и обоснованных сомнений в подлинности подписи на распоряжении", причем строго в определенных случаях (см. пункт 5.5.7 Приказа № 10-53/пз-н). Теперь право регистратора усомниться в подлинности" распространяется на любые документы, предоставленные для открытия лицевого счета или совершения операции в реестре.

В остальном основания для отказа, перечисленные в пунктах 2.27, 2.28, 3.20, 3.21 Порядка, являются повторением или уточнением оснований для отказа в проведении операций в реестре, предусмотренных ранее принятыми нормативными актами по вопросам ведения реестра.

В части предоставления документов с информацией из реестра пункт 3.118 Порядка предусматривает всего два основания для отказа:

  • если нарушен порядок подписания или подачи запроса о предоставлении документа;

  • если лицо, подавшее запрос, не является зарегистрированным лицом или иным лицом, которое в соответствии с настоящим Порядком вправе подавать запрос о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 3.111 Порядка (т. е. документов, содержащих информацию реестра).

Пункт 3.118 Порядка не упоминает о возможности отказать в предоставлении информации из реестра, если обратившееся лицо не оплатило или не предоставило гарантии по оплате услуг держателя реестра. Однако это не означает, что теперь регистраторы должны предоставлять информацию из реестра бесплатно. В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 8 Закона о рынке ценных бумаг, держатель реестра имеет право взимать с зарегистрированных лиц плату за проведение операций в реестре, в том числе за предоставление информации из реестра".

Банк России в пункте 31 Письма от 20.02.2014 г. № 50-01/5719 разъяснил, что в целях применения основания для отказа в предоставлении информации из реестра, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3.118 Порядка, процедуры, относящиеся к порядку подачи запроса о предоставлении документа, могут быть описаны в правилах ведения реестра, утверждаемых держателем реестра". Полагаем, что регистратор вправе установить в своих Правилах как часть порядка подачи запроса о предоставлении информации из реестра, что к такому запросу должен быть приложен документ, подтверждающий оплату услуг регистратора. При отсутствии документа об оплате регистратор вправе отказать в предоставлении информации из реестра по той причине, что нарушен порядок подачи запроса.

Порядок проведения некоторых корпоративных действий

Наиболее существенным изменением можно считать прописанную в Порядке возможность проведения операций размещения акций при реорганизации, учреждении, а также операций списания акций при ликвидации общества по состоянию на определенную дату, которая может отличаться от даты фактического проведения соответствующей операции в реестре.

Это позволит разрешить часто возникавшую проблему, когда нормативные акты, регулирующие эмиссию акций, требовали провести размещение акций строго в день внесения в ЕГРЮЛ записи об учреждении, реорганизации или ликвидации акционерного общества, однако получить и предоставить держателю реестра документы, подтверждающие внесение такой записи в ЕГРЮЛ и возникновение оснований для размещения акций, в тот же день было невозможно.

Операции совершаются по состоянию:

  • на дату государственной регистрации эмитента, созданного путем учреждения, для размещения акций при учреждении эмитента;

  • на дату государственной регистрации эмитента, созданного в результате слияния, для размещения акций при реорганизации в форме слияния;

  • на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного эмитента, для размещения акций при реорганизации в форме присоединения;

  • на дату государственной регистрации эмитентов, созданных в результате разделения, для размещения акций при реорганизации в форме присоединения;

  • на дату государственной регистрации эмитента, созданного в результате выделения, для размещения акций при реорганизации в форме выделения;

  • на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ликвидируемого эмитента в случае его ликвидации.

В соответствии с пунктом 3.112 Порядка, отчет (уведомление) о совершении операции по лицевому счету должен содержать дату совершения операции, а также дату, по состоянию на которую совершена операция, если она отличается от даты совершения операции", а выписка из реестра, в соответствии с пунктом 3.113 Порядка, - дату, по состоянию на которую указывается количество ценных бумаг, учтенных на лицевом счете".

Пункт 3.51 Порядка подробно регулирует взаимодействие держателя реестра с эмитентом (акционерным обществом), а также центральным депозитарием и другими номинальными держателями, имеющими лицевые счета в реестре такого эмитента, в случае реорганизации эмитента.

Реорганизуемый эмитент обязан сообщить держателю реестра о подаче документов для государственной регистрации юридического лица (юридических лиц), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации, или для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого эмитента. При получении такого уведомления держатель реестра в тот же день направляет центральному депозитарию и другим номинальным держателям, зарегистрированным в реестре, уведомление о приостановлении операций с эмиссионными ценными бумагами реорганизуемого эмитента, а со следующего дня приостанавливает эти операции по всем лицевым счетам в реестре.

При получении держателем реестра от эмитента сведений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, либо о внесении или об отказе во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого эмитента держатель реестра в тот же день направляет центральному депозитарию и другим номинальным держателям, зарегистрированным в реестре, уведомление о возобновлении операций с эмиссионными ценными бумагами реорганизуемого эмитента, а со следующего дня возобновляет эти операции.

Приостановление операций с ценными бумагами реорганизуемого общества на определенный период времени позволяет всем участникам данного процесса обменяться информацией и произвести необходимые расчеты, пока реестр обездвижен".

В соответствии с пунктом 3.48 Порядка, изменились документы, являющиеся основанием для совершения операций по погашению принадлежащих акционерному обществу собственных акций. Если раньше запись об аннулировании собственных акций, принадлежащих акционерному обществу, могла быть внесена в реестр только на основании зарегистрированных изменений в устав общества об уменьшении уставного капитала, то теперь достаточно предоставить держателю реестра решение об уменьшении уставного капитала акционерного общества путем погашения принадлежащих акционерному обществу собственных акций, и распоряжение акционерного общества с указанием количества акций, подлежащих погашению. Изменения в устав могут регистрироваться уже после того, как уменьшение уставного капитала отражено в реестре.

Порядок также установил, какие конкретно действия должен совершить держатель реестра, если акционерное общество эмитент ликвидировано:

  • списать размещенные эмиссионные ценные бумаги со всех лицевых счетов, эмиссионного счета и счета неустановленных лиц в реестре (пункт 3.54 Порядка);

  • закрыть все счета в реестре ликвидированного акционерного общества (пункт 3.108 Порядка).

Таким образом, порядок ведения реестров владельцев именных ценных бумаг существенно изменился. Можно констатировать, что он усложнился. При этом ряд коллизий урегулирован законодательством не вполне однозначно.




[1] На момент написания настоящей статьи Письмо Банка России от 20.02.2014 г. № 50-01/5719 отсутствовало в правовых базах и было размещено на сайте ПАРТАД www.partad.ru в разделе с ограниченным доступом.

[2] Заявление об открытии лицевого счета не требуется для открытия лицевого счета номинального держателя центрального депозитария и в некоторых других специфических случаях (см. пункты 2.10, 2.11, 2.15, 2.17 Порядка).

[3] При этом акционерное общество может возложить выплату дивидендов на своего регистратора.

[4] В соответствии с Порядком, открытие лицевого счета рассматривается как отдельное действие, а не разновидность операций, поэтому на документы для открытия лицевого счета порядок представления документов для совершения операций не распространяется.