Вправе ли эмитент запросить у депозитария информацию о наличии обременений акций лица, которому открыт счет депо?

Вопрос. Акции находятся в депозитарии.

  1. Вправе ли эмитент запросить у депозитария информацию о наличии обременений акций лица, которому открыт счет депо?
  2. Каким образом покупатель акций может обезопасить себя в случае, если на продаваемые акции наложен арест, о котором не сообщил продавец?

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Подкопаев Михаил

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

  1. Поскольку на депозитарии лежит обязанность по обеспечению конфиденциальности информации о лице, которому открыт счет депо, как о самом счете, так и об операциях по нему, то в целях исполнения данной обязанности депозитарий не должен предоставлять информацию эмитенту об обременении акций.

Если арест ценных бумаг состоит в ограничении прав, закрепленных этими ценными бумагами, то копия постановления о наложении ареста должна быть направлена эмитенту.

  1. В рассматриваемом случае целесообразно в договор купли-продажи акций включить раздел о заверениях и гарантиях продавца акций об отсутствии обременений и предусмотреть правовые последствия нарушения несоответствия данных заверений. Также следует предусмотреть, что оплата акций осуществляется покупателем в течение определенного периода после регистрации права собственности покупателя на все указанные в договоре акции.

 

Обоснование позиции:

  1. В соответствии с п. 1 ст. 8.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) держатели реестра и депозитарии обязаны обеспечить конфиденциальность информации о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также информации о таком счете, включая операции по нему.

По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 8.6 Закона о рынке ценных бумаг, сведения, указанные в п. 1 ст. 8.6 Закона о рынке ценных бумаг, могут быть предоставлены только лицу, которому открыт лицевой счет (счет депо), или его представителю, а также иным лицам в соответствии с федеральными законами.

Как разъяснено в письме Банка России от 29.05.2014 N 015-55-4/4158 "О разъяснении вопросов, касающихся предоставления информации держателями реестра владельцев ценных бумаг и номинальными держателями (депозитариями) ценных бумаг", такая информация может быть предоставлена: судам; Банку России; органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа; органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики; зарегистрированному лицу, на лицевом счете которого учитывается более одного процента голосующих акций эмитента (только информация об имени (наименовании) зарегистрированных лиц и о количестве акций каждой категории (каждого типа), учитываемых на их лицевых счетах); нотариусу по его запросу в целях выявления состава наследства и его охраны; налоговым органам при истребовании документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; арбитражному управляющему в деле о банкротстве; залогодержателю при реализации прав в соответствии с п. 2 ст. 343 ГК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 8.6 Закона о рынке ценных бумаг информация о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также информация о количестве ценных бумаг данного эмитента на указанном лицевом счете (счете депо) может быть также предоставлена эмитенту, если это необходимо для исполнения требований законодательства Российской Федерации. Под требованиями законодательства следует понимать определенные (конкретные) нормы, которыми на эмитента возлагаются обязанности, для исполнения которых необходимо получение информации. Таким образом, держатели реестра вправе предоставлять эмитенту информацию при условии наличия в запросе эмитента основания, в соответствии с которым ему необходима такая информация (например, в целях осуществления прав, закрепленных ценными бумагами, в целях раскрытия информации на рынке ценных бумаг).

Кроме того, если держателем реестра или депозитарием зафиксировано обременение ценных бумаг либо зарегистрирован факт их обременения, в том числе залог, информация, указанная в п. 1 ст. 8.6 Закона о рынке ценных бумаг, может быть предоставлена лицу, в пользу которого зафиксировано (зарегистрировано) обременение ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России.

Приведенные положения Закона о рынке ценных бумаг свидетельствуют о том, что депозитарий в целях исполнения обязанности по обеспечению конфиденциальности информации о лице, которому открыт счет депо, о самом счете и операциях по нему, не должен предоставлять информацию эмитенту в описанной ситуации.

В случае, если на ценные бумаги наложен арест в соответствии со ст. 82 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), то следует иметь в виду, что согласно ч. 14 ст. 82 Закона N 229-ФЗ копии постановления о наложении ареста и (или) акта о наложении ареста на ценные бумаги направляются судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем его вынесения (составления), сторонам исполнительного производства, а также эмитенту (управляющей компании, управляющему), если арест ценных бумаг состоит в ограничении прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Полагаем, что выходом из рассматриваемой ситуации может быть выдача доверенности акционеру - потенциальному приобретателю акций, которая позволит ему получить всю необходимую информацию.

Отметим, что судебная практика исходит из того, что, проявляя должную осмотрительность при покупке акций общества, покупатель должен был запросить выписку из реестра акционеров перед сделкой, из которой он узнал бы о наличии обременений (смотрите, например: постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 N 18АП-11924/14; решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.08.2014 по делу N А07-22013/2013).

  1. В рассматриваемом случае целесообразно в договор купли-продажи акций включить раздел о заверениях и гарантиях сторон.

Согласно п. 1 ст. 431.2 ГК РФ сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49), если сторона договора заверила другую сторону об обстоятельствах, непосредственно относящихся к предмету договора, последствия недостоверности заверения определяются правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах, а также статьей 431.2 ГК РФ, иными общими положениями о договоре и обязательствах (пункт 1 статьи 307.1 ГК РФ). В частности, когда продавец предоставил покупателю информацию, оформив ее в виде заверения, о таких характеристиках качества товара, которым в большинстве случаев сходный товар не отвечает, и эта информация оказалась не соответствующей действительности, к отношениям сторон, наряду с правилами о качестве товара (статьи 469-477 ГК РФ), подлежат применению согласованные меры ответственности, например установленная сторонами на случай недостоверности заверения неустойка. Равным образом такой подход применяется к случаям, когда продаются акции или доли участия в обществах с ограниченной ответственностью и продавец предоставляет информацию в отношении характеристик хозяйственного общества и состава его активов.

Ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 431.2 ГК РФ, наступает при условии, если лицо, предоставившее недостоверное заверение, исходило из того, что сторона договора будет полагаться на него, или имело разумные основания исходить из такого предположения. При этом лицо, предоставившее заведомо недостоверное заверение, не может в обоснование освобождения от ответственности ссылаться на то, что полагавшаяся на заверение сторона договора являлась неосмотрительной и сама не выявила его недостоверность (п. 4 ст. 1 ГК РФ).

Если заверение предоставлено лицом при осуществлении предпринимательской деятельности или в связи с корпоративным договором или договором об отчуждении акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества, то в случае недостоверности заверения последствия, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 431.2 ГК РФ, применяются к предоставившему заверение лицу независимо от того, было ли ему известно о недостоверности таких заверений (независимо от вины), если иное не предусмотрено соглашением сторон. Предполагается, что лицо, предоставившее заверение, исходило из того, что другая сторона будет на него полагаться (п. 35 Постановления N 49).

Отметим, что при недостоверности предоставленного стороной договора заверения другая сторона, полагавшаяся на имеющее для нее существенное значение заверение, наряду с применением указанных в статье 431.2 ГК РФ мер ответственности, вправе отказаться от договора (статьи 310 и 450.1 ГК РФ), если иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 36 Постановления N 49).

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что подобные гарантии очень часто включаются в договоры купли-продажи акций. Смотрите, например:

- решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2018 по делу N А40-166118/2018: Пунктом 1.4 договора продавец гарантирует, что акции, указанные в п. 1.1 договора, принадлежат ему на праве собственности, полностью оплачены, свободны от каких-либо ограничений на передачу, обременений, а также от любых прав и притязаний третьих лиц (включая право залога), не находятся под арестом и не являются предметом судебных или иных разбирательств. Таким образом, продавец гарантировал и заверил об обстоятельствах в части указанных в п. 1.4 договора купли-продажи акций;

- апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 16.01.2017 по делу N 33-12/2017: Кузнецова З.В. гарантировала, что на момент продажи акции не отчуждены и не будут отчуждены иным лицам, не находятся под арестом, в залоге, право собственности на акции не оспаривается в судебном порядке, не обременены иными обязательствами;

- постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 N 07АП-1299/19: Продавец гарантирует, что акции до момента продажи не отчуждены иным лицам, не находятся под арестом, в залоге и не обременены иным образом, его право собственности не оспаривается в судебном порядке, запрет супруги на отчуждение отсутствует.

Также в договоре целесообразно предусмотреть, что оплата приобретаемых акций происходит после регистрации права собственности за покупателем.

В соответствии с п. 1 ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств. В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению. Данный механизм позволит покупателю акций не производить оплату до тех пор, пока не будет зарегистрирован переход права собственности на акции, что крайне важно с учетом возможных обременений. Примеры подобных условий также распространены в судебной практике. Смотрите, например:

- решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 22.02.2023 по делу N 2-795/2023: В соответствии с п. 2.1 договора цена договора составляет 1 500 000 рублей, из расчета 1 рубль за одну акцию. Оплата акций осуществляется покупателем в течение пяти дней после регистрации права собственности покупателя на все указанные в п. 1.1 акции в реестре акционеров эмитента;

- постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 N 09АП-30973/23: То обстоятельство, что между ЗАО "ИК "Зеленый Мыс" и Сергеевым В.С. заключен договор купли-продажи акций, в соответствии с условиями которого обязанность по регистрации перехода права собственности на ценные бумаги возникла у ЗАО "ИК "Зеленый Мыс" не ранее 13.12.2021, а обязанность Сергеева В.С. по оплате цены названного договора возникнет только после регистрации перехода права собственности на ценные бумаги (пункт 3.1 Договора), само по себе не свидетельствует, что заключение между ООО "НТБ Инвестмент" и ЗАО "ИК "Зеленый Мыс" договора залога акций нарушает права Сергеева В.С.