Влияние пандемии Covid-19 на корпоративное управление

Экономический кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, постепенно становится новой реальностью, в которой российский бизнес будет вынужден провести несколько месяцев или даже лет.

Однако в некотором смысле правы и те, кто сохраняет оптимизм и утверждает, что кризис - время возможностей. Ограничения на социальное взаимодействие позволяют выработать его новые механизмы, в том числе в корпоративном управлении.

В нашем исследовании будут рассмотрены меры, которые предприняты в крупнейших (как в рыночном, так и в эпидемиологическом смысле) юрисдикциях, затрагивающие механизмы корпоративного права и управления, проведено сравнение с аналогичными мерами российских властей и даны некоторые рекомендации по совершенствованию реакции на кризис.

ОБЩИЕ СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ

Практически во всех странах приняты адекватные меры, направленные на социальное дистанцирование. В условиях, когда миноритарии в той или иной степени присутствуют в акционерном капитале, установленные административные ограничения препятствуют очным корпоративным процедурам.

Во многих юрисдикциях уже осуществлен комплекс мер, направленных на участие в управлении обществом с помощью электронных процедур (помимо традиционного заочного голосования). К примеру, французский регулятор AMF (Autorite des marches financiers)1 обращает внимание на механизмы, уже существующие в Коммерческом кодексе Франции (голосование через представителя или выбор так называемого blank proxy"2, когда акционер подает пустой бюллетень, засчитывающийся за проект решения, предложенный административным советом или директоратом; собрание через видео-конференц-связь, позволяющую установить личность акционера).

AMF в своем заявлении перечисляет ситуационные лучшие практики корпоративного управления". К примеру, функционал далеко не всех программных оболочек позволяет поддерживать полноценную обратную связь (особенно если участвовать будет несколько тысяч миноритариев), поэтому AMF предлагает предусмотреть механизм письменных вопросов с ответами на них перед собраниями. Для некоторых программ потребуется предварительная регистрация и настройка, возможно - приобретение дополнительного оборудования; соответственно, при подготовке общего собрания необходимо заранее предупредить о его процедуре, предусмотреть время и инструкции для настройки программного обеспечения.

Регламентированное Коммерческим кодексом Франции заочное голосование бюллетенями AMF не рекомендует, обращая внимание на нестабильную работу почты.

В Германии 25.03.2020 внесены поправки в Закон об акционерных компаниях (Aktiengesetz), в основ... ✂