ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ

Должно ли акционерное общество заботиться о росте своей капитализации?

Достижение одной из главных целей бизнеса - увеличения стоимости компании для ее акционеров - может быть более эффективным, если кроме стратегии развития и действий компании, направленных на осуществление данной цели, будет иметь место и система измерения этой стоимости.

Такой системой является фондовая биржа, а капитализация компании определяется рыночной стоимостью всех акций, котирующихся на бирже и находящихся в собственности у акционеров. Размер капитализации, таким образом, - это некий показатель, реагирующий на те или иные действия компании и характеризующий, насколько данная компания в состоянии принести прибыль своим акционерам и кредиторам, а следовательно, отражающий успешность компании в целом, как на сегодняшний день, так и в будущем.

Почему компания и ее акционеры заинтересованы в росте капитализации? Рост уровня капитализации обеспечивает:

  • возможность для акционеров продать акции компании по более высокой цене;
  • удешевление облигационного и долгового финансирования вследствие повышения кредитного рейтинга публичной компании;
  • создание интереса у инвесторов и предпосылок для успешного размещения новых акций (IPO);
  • улучшение имиджа компании (выход на новые рынки и партнеров; ассоциация высокой капитализации с большей надежностью, вызывающая большее доверие и лучшее восприятие компании как клиента для финансовых институтов и как поставщика/покупателя товаров и услуг на внутреннем и международном рынке; больший интерес со стороны СМИ к публичным компаниям);
  • лучшую защищенность от враждебных поглощений вследствие затруднения поглощения из-за значительного увеличения стоимости поглощения;
  • участие в акционерном капитале крупных институциональных игроков, иностранных портфельных инвесторов и так далее.

В свете изложенного становится понятным, что многие акционерные общества заботятся о росте капитализации, предпринимая соответствующие меры. История фондового рынка знает массу примеров эффективных программ повышения капитализации. К сожалению, имеются и примеры негативного характера.

Официальная программа повышения капитализации - это документ, разработанный и принятый советом директоров и вынесенный на обсуждение с акционерами и, в случае принятия, официально опубликованный. Такая программа, как правило, включает в себя четкий комплекс мер, направленных на увеличение стоимости компании.

Примером разработки и принятия такой программы может служить Программа повышения капитализации ОАО ГМК Норильский никель" (далее - Компания), принятая 29 декабря 2010 года.

Основными предпосылками принятия Программы повышения капитализации, по мнению руководства Компании, явились:

  • существенная недооцененность стоимости акций Компании по сравнению с международными аналогами;
  • аккумулирование значительного объема свободных денежных средств;
  • позитивный прогноз генерирования высоких денежных потоков, достаточных для безопасной реализации инвестиционной программы, обслуживания долговых обязательств и поддержания текущей ликвидности;
  • существование потенциала для оптимизации структуры капитала Компании;
  • положительная реакция представителей инвестиционного сообщества на запуск аналогичных программ крупными глобальными игроками горно-металлургической отрасли, такими как BHP Billiton, Vale, Potash Corp, Arcelor Mittal.

Совет директоров Компании высказал убежденность в том, что успешная реализация Программы в совокупности с выполнением стратегии производственно-технического развития позволит существенно увеличить капитализацию ГМК Норильский никель" и решить задачу по возврату капитала акционерам в средне- и долгосрочной перспективе.

Программа повышения капитализации ОАО ГМК Норильский никель" предусматривает:

  • реализацию программы возврата капитала акционерам с использованием различных механизмов;
  • проведение системного анализа и определение подходов к реализации непрофильных активов Компании;
  • реализацию программы управления капиталом Компании, в том числе с использованием инновационных финансовых инструментов, и т. д.

Первым этапом Программы является запуск среднесрочного плана возврата капитала акционерам, который предусматривает возможность выкупа акций и/или АДР Компании на общую сумму до 4,5 млрд долл. США в течение следующих 12 месяцев.

Отметим, что специалисты рынка ценных бумаг неоднозначно относятся к реализации этой части программы капитализации. Поддержка акций компании на фондовой бирже одновременно сопровождается целым рядом отрицательных моментов:

  • 4,5 млрд долларов направлены не в развитие компании, чем неоднократно возмущались акционеры компании;
  • большая часть программы повышения капитализации связана с финансовыми методами, а не с производственными результатами;
  • программа сопровождается конфликтом акционеров и т.д.

Впрочем, эти недостатки не бросают тень на программу повышения капитализации как инструмент решения задачи роста стоимости бизнеса. Однако такая программа должна строиться на применении конкретных способов увеличения прибыльности и расширения бизнеса, к которым можно отнести:

  • наличие понятной долгосрочной стратегии развития, политики использования прибыли;
  • снижение издержек производства;
  • расширение номенклатуры продукции (услуг) на основании внедрения инновационных технологий;
  • расширение географии рынка сбыта;
  • продажу непрофильных и низкорентабельных активов с вложением средств в развитие профильных бизнесов;
  • рост доли на рынке, в том числе посредством совершения сделок Mamp;A;
  • листинг ценных бумаг компании на иных российских и зарубежных биржах;
  • развитие практики корпоративного управления, получение рейтинга;
  • получение кредитных рейтингов;
  • PR-программу и многое другое.

Разработка, утверждение и раскрытие информации о принятой программе повышения капитализации сами по себе могут оказать положительное воздействие на этот показатель, поскольку демонстрирует рынку заинтересованность менеджмента в решении данной задачи.

Особенно актуальной проблема роста капитализации является для компаний, осуществивших IPO. Дело в том, что сегодня на фондовом рынке сложилась негативная тенденция: после первичного размещения стоимость ценных бумаг большинства российских компаний резко понижается. Такая ситуация невыгодна инвесторам и отталкивает их от участия в IPO российских компаний. Представляется, что разработка и принятие акционерным обществом, готовящимся к IPO, долгосрочной программы повышения капитализации способны положительно сказаться как на ценах первичного размещения акций дополнительного выпуска, так и на интересе инвесторов к данной компании впоследствии.

Сам факт проведения IPO абсолютно не гарантирует роста акций компании. Поэтому после первичного размещения необходимо предпринимать комплекс мер по повышению стоимости акций. В этих целях проводится детальный анализ, и публикуется обзор компании, выявляющий драйверы роста", делающие ее привлекательной для инвестиций. Компания переходит на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Готовит и размещает информационные бюллетени, меморандумы, организует встречи с профучастниками рынка, отраслевыми инвестиционными аналитиками для включения информации о компании в их обзоры.

Также должны присутствовать следующие элементы управления капитализацией компании.

Внедрение системы управления качеством согласно международным стандартам, формализующей процесс проверки качества и соответствия продукции международным требованиям, начиная с анализа контрактов и управления закупками до проведения упреждающих действий по устранению несоответствий качества и подготовки кадров. Наличие сертификата качества необходимо компаниям, планирующим выход на зарубежные рынки, работающим в регулируемых государством секторах экономики, где наличие сертификата является обязательным, или с зарубежными контрагентами, требующими данную сертификацию. Сертификат является еще одной гарантией надежности и компетентности компании и руководства. Однако данный сертификат больше интересует иностранных инвесторов и партнеров. Все это также находит отражение в повышении стоимости акций компании.

Внедрение стандартов корпоративного управления, регулирующих отношения между заинтересованными сторонами (акционерами, руководством, советом директоров), направленные на обеспечение эффективной деятельности компании и справедливого распределения доходов между всеми участниками. Для большинства инвесторов, особенно иностранных, проблемы корпоративного управления в компаниях являются одним из главных факторов, препятствующих принятию решений об инвестициях. Замечания инвесторов касаются не столько механизмов, с помощью которых менеджмент управляет текущей деятельностью предприятий, сколько принципов, норм и процедур, на которых строятся взаимоотношения между собственниками компаний и менеджерами.

Анализ поведения инвесторов подтверждает правило: инвестиции приходят только туда, где соблюдаются права акционеров". В целях защиты прав инвесторов крупнейшие фондовые биржи выдвигают ряд требований к корпоративному управлению компаний, выходящих на листинг, таких как:

  1. Соблюдение прав акционеров и заинтересованных сторон.
  2. Наличие эффективного наблюдательного органа.
  3. Четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления.
  4. Выстроенная система управленческой отчетности для наблюдательного органа.
  5. Формализованная и прозрачная политика компании, гласная процедура назначения/переизбрания и вознаграждения директоров и руководителей компании.
  6. Информационная открытость для акционеров и заинтересованных сторон.
  7. Наличие эффективных систем внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Лучшим примером выстраивания системы корпоративного управления на российском фондовом рынке, по мнению автора, могут служить ежегодные отчеты о корпоративном управлении ОАО Лукойл".

Почему качество корпоративного управления так важно? Почему эффективное корпоративное управление является сигналом для инвесторов к покупке акций, они даже готовы платить премию за акции компаний с повышенным уровнем корпоративного управления?

Это связано с тем, что корпоративное управление снижает риски возникновения кризисных ситуаций или, по крайней мере, увеличивает вероятность их успешного разрешения. Компании с низким рейтингом по корпоративному управлению, как правило, менее прибыльны и уровень роста продаж у них ниже. Более того, исследование всемирно известной консалтинговой компанией McKinsey предпочтений 200 институциональных инвесторов выявило, что для 75% из них для оценки компаний качество корпоративного управления настолько же важно, насколько финансовая отчетность. А нежелание инвесторов вкладываться в акции данной компании ведет к снижению их цены, и, как следствие, негативно отражается на всем бизнесе компании.

Внедрение лучших методов корпоративного управления увеличивает оценку стоимости компаний на 10%. По оценкам рейтингового агентства Standard amp; Poors, российские компании с высоким рейтингом корпоративного управления стоят намного больше компаний, рейтинг которых рассчитан на основе рыночных коэффициентов по конкретной отрасли.

Создание службы взаимодействия с инвесторами необходимо для регулярной работы с существующими и потенциальными акционерами, получения обратной связи, выявления потребностей инвесторов и их ожиданий в отношении акций компании. Обеспечение информационной открытости компании необходимо для лучшего понимания, а следовательно, оценки стоимости бизнеса всеми заинтересованными сторонами. Помимо официальной отчетности компании решают эту задачу с помощью использования иных инструментов доступа к потенциальным инвесторам - регулярные пресс-релизы, различные решения на основе Интернет-технологий, освещение в СМИ, встречи с аналитиками, презентации, посещение конференций и т. д.