ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМЕ ВЫДЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В КОРПОРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. Часть 1

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Согласно действующему законодательству Российской Федерации акционерное общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (статья 15 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)).

Остановимся более подробно на такой форме реорганизации, как выделение.

Выделение как одна из форм реорганизации представляет собой создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

С учетом изменений, внесенных в действующее корпоративное законодательство, в частности в Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ О рынке ценных бумаг" (далее по тексту - Федеральный закон О рынке ценных бумаг"), а также в свете принятия новых Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 04.07.2013 г. № 13-55/пз-н (зарегистрированы Министерством юстиции РФ 30.08.2013 г.) (далее по тексту - Стандарты эмиссии), процедура реорганизации в форме выделения предусматривает следующие этапы:

1. Утверждение (принятие) документа, содержащего описание мероприятий, осуществляемых при реорганизации акционерного общества в форме выделения.

2. Инвентаризацию и подготовку документов для реорганизации акционерного общества.

3. Принятие уполномоченным органом управления реорганизуемого акционерного общества решения о проведении общего собрания акционеров этого общества.

4. Принятие решения общим собранием акционеров акционерного общества о реорганизации в форме выделения.

5. Уведомление о реорганизации акционерного общества в форме выделения.

6. Государственную регистрацию выпуска ценных бумаг создаваемого в результате реорганизации акционерного общества.

7. Государственную регистрацию юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, постановку на учет в налоговом органе и во внебюджетных фондах.

8. Размещение акций и государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения акционерного общества.

9. Передачу документов созданному в результате реорганизации акционерному обществу.

Итак, остановимся более подробно на некоторых практических аспектах процедуры реорганизации акционерного общества в форме выделения.

Первый этап: утверждение (принятие) документа, содержащего описание мероприятий, осуществляемых при реорганизации акционерного общества в форме выделения


На настоящий момент действующее корпоративное законодательство Российской Федерации не содержит норм, регламентирующих порядок совершения подготовительных мероприятий. В то же время на практике возникает необходимость утверждения (принятия) какого-то внутреннего документа, регламентирующего порядок совершения мероприятий, осуществляемых при реорганизации акционерного общества в форме выделения. Именно в таком документе содержатся все инструкции в отношении предстоящих действий, которыми руководствуются сотрудники реорганизуемого общества. Указанный документ, по сути являясь планом работы, может включать:

1. Порядок и сроки проведения заседания совета директоров акционерного общества, в повестку дня которого включен вопрос о созыве общего собрания акционеров для принятия решения о реорганизации (если в акционерном обществе избран совет директоров) либо порядок утверждения (принятия) решения о созыве общего собрания акционеров реорганизуемого акционерного общества иным уполномоченным органом управления в соответствии с уставом этого общества.

2. Порядок и сроки проведения инвентаризации.

3. Порядок и сроки подготовки разделительного баланса.

4. Порядок принятия общим собранием акционеров акционерного общества решения о реорганизации.

5. Порядок формирования уставного капитала создаваемого в результате реорганизации акционерного общества: приобретение акций создаваемого общества реорганизуемым акционерным обществом, или конвертация акций реорганизуемого общества в акции создаваемого в результате реорганизации акционерного общества, или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого акционерного общества.

6. Порядок государственной регистрации выпуска ценных бумаг создаваемого в результате реорганизации акционерного общества.

7. Порядок государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, и постановки его на учет в налоговых органах и во внебюджетных фондах.

8. Внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого общества.

9. Порядок государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг созданного в результате реорганизации акционерного общества.

10. Порядок передачи и хранения документов.

11. Порядок передачи активов реорганизуемого общества по разделительному балансу (по необходимости).

12. Порядок уведомления антимонопольной службы (по необходимости) и т. д.

Перечень не является закрытым и формируется реорганизуемым акционерным обществом самостоятельно в каждом конкретном случае.

Второй этап: инвентаризация и подготовка документов для реорганизации акционерного общества

Данный этап объединяет два подэтапа: проведение инвентаризации и составление проектов документов (разделительного баланса и устава акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации).

Реорганизуемое общество обязуется провести инвентаризацию имущества и обязательств (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете)). Итоги инвентаризации отражаются в акте (описи) инвентаризации, который служит подтверждением достоверности разделительного баланса.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и поручается материально ответственному лицу.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. В акте инвентаризации необходимо показать оценку имущества по первичным документам учета имущества и бухгалтерским регистрам.

При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из обществ переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 19 Закона об АО, п. 4 ст. 58 ГК РФ). Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами (п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Стоимость имущества, отраженная в разделительном балансе, должна совпадать с аналогичными показателями инвентарных актов (описей).

Разделительный баланс состоит из трех частей.

Первая часть содержит информацию о реорганизации юридического лица (полное наименование реорганизуемого юридического лица и его правопреемников, организационно-правовую форму, дату и форму реорганизации, правопреемство).

Вторая часть представляет собой непосредственно разделительный бухгалтерский баланс, содержащий данные об активах, обязательствах и собственном капитале реорганизуемого юридического лица, а также о балансовых статьях создаваемого в результате реорганизации путем выделения общества.

Третья часть разделительного баланса содержит пояснения к разделительному балансу, расшифровывающие статьи активов, обязательств и собственного капитала, сведения о балансовых статьях создаваемого в результате реорганизации путем выделения общества.

Руководствуясь вышеизложенным, на практике по статье Основные средства" должны быть указаны объекты основных средств, которые переходят к создаваемому обществу: наименование, количество, стоимостная оценка.

Решение о способе оценки имущества принимают акционеры реорганизуемого общества. Имущество может быть оценено либо по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.). При этом стоимость имущества, отраженная в балансе, должна совпадать с его стоимостью в описях и расшифровках к этим документам. Если имущество оценивается по остаточной или первоначальной стоимости, то в разделительном балансе оно учитывается на основании текущей бухгалтерской документации фирмы. Если же имущество оценивается по рыночной стоимости, то в передаточном балансе надо отразить отклонение этой стоимости от балансовой.

Оценка кредиторской задолженности производится по данным текущего бухгалтерского учета. При этом задолженность может увеличиться на сумму убытков, которую предъявят кредиторы. Это произойдет в том случае, если убытки у них возникли в связи с реорганизацией фирмы.

Оценка подлежащих выкупу акций не должна быть меньше их текущей рыночной стоимости. Если при погашении этих акций по номинальной стоимости образуется убыток, то он относится к операционным расходам реорганизуемой фирмы.

Разделительный баланс вместе с учредительными документами представляется на государственную регистрацию. К разделительному балансу должны быть приложены документы, подтверждающие наличие и оценку имущества и обязательств реорганизуемого общества. К таким документам относят:

bull; бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Законом о бухучете, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также ее оценку на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

bull; акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением разделительного баланса, подтверждающие их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

bull; первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;bull; расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др. (п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 г. № 44н). К расшифровке задолженности обязательно надо приложить уведомления кредиторов и дебиторов реорганизуемой фирмы, содержащее порядок расчетов с указанными лицами по итогу завершения процедуры реорганизации.

Разделительный баланс утверждается общим собранием акционеров реорганизуемого акционерного общества. Решение об утверждении разделительного баланса принимается общим собранием акционеров реорганизуемого акционерного общества единогласно.

В рамках подготовки к реорганизации акционерного общества в форме выделения нужно подготовить проект устава выделяемого общества. Устав является учредительным документом, требования которого обязательны для исполнения всеми органами акционерного общества и его акционерами (п.п. 1, 2 ст. 11 Закона об АО). Устав создаваемого в результате реорганизации акционерного общества утверждается общим собранием акционеров реорганизуемого акционерного общества.

Третий этап: принятие уполномоченным органом управления реорганизуемого акционерного общества решения о проведении общего собрания акционеров этого общества


Решение по вопросу о реорганизации акционерного общества принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом (п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 49 Закона об АО).

В обществе с числом акционеров владельцев голосующих акций менее пятидесяти, где функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание, чаще всего принятие такого решения относится к компетенции единоличного или коллегиального исполнительного органа.

В том случае, если решение о проведении общего собрания акционеров акционерного общества, содержащего в повестке дня вышеперечисленные вопросы, относится к компетенции совета директоров общества, такое решение принимается большинством голосов членов совета директоров общества (п. 3 ст. 68 Закона об АО). Принятие решения иными органами управления должно быть строго регламентировано в уставе акционерного общества.

Четвертый этап: принятие общим собранием акционеров акционерного общества решения о реорганизации в форме выделения

Общее собрание акционеров акционерного общества по вопросу о реорганизации общества в форме выделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать:

1) наименование, сведения о месте нахождения акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения;

2) порядок и условия выделения;

3) способ размещения акций создаваемого акционерного общества (конвертация акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества, распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом), порядок такого размещения, а в случае конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества - соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;

4) список членов совета директоров создаваемого акционерного общества;

5) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого акционерного общества;

6) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого акционерного общества, если уставом соответствующего создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;

7) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого акционерного общества;

8) указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса;

9) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества;

10) наименование, сведения о месте нахождения регистратора создаваемого общества.

Кроме того, решение общего собрания акционеров общества может содержать другие положения о реорганизации, не противоречащие Закону об АО (п. 3.1 ст. 19 Закона об АО).

Решение о реорганизации акционерного общества в форме выделения принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти (3/4) голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Необходимо особо обратить внимание на право акционеров владельцев голосующих акций, которые голосовали против принятия решения или не принимали участия в голосовании по вопросу о реорганизации акционерного общества, предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием решения о реорганизации акционерного общества в форме выделения (п. 1 ст. 75 Закона об АО). По истечении 45 дней с момента принятия решения о реорганизации у реорганизуемого акционерного общества возникает обязанность выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (п. 4 ст. 76 Закона об АО).

Пятый этап: уведомление о реорганизации акционерного общества в форме выделения

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления данных о нем в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации). Регистрирующий орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые установлены Законом о госрегистрации (п. 4 ст. 51 ГК РФ).

С 30.06.2013 г. подлежат возмещению убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного Законом о госрегистрации, по вине уполномоченного государственного органа. Данные убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации (п. 7 ст. 51 ГК РФ).

Помимо уведомления налогового органа, акционерное общество не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении (п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Публикация сообщения (уведомления) о реорганизации общества осуществляется в журнале Вестник государственной регистрации" (Приказ ФНС РФ от 16.06.2006 г. № САЭ-3-09/355@). Заявка на публикацию сообщения о принятии решения о реорганизации в форме выделения должна включать все обязательные показатели, предусмотренные в Приказе ФНС РФ от 18.05.2006 г. № ШТ-6-09/509@". .

Кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков (п. 6 ст. 15 Закона об АО). Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 60 ГК РФ).

Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном ГК РФ. В случае если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица - должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

Помимо публикации информации о начале реорганизации реорганизуемое акционерное общество в течение 45 календарных дней с даты принятия решения о реорганизации обязано опубликовать в журнале Вестник государственной регистрации" информацию о чистых активах организаций (реорганизуемой и создаваемой) по данным разделительного баланса. Кроме того, такая информация предоставляется налогоплательщикам акционерам реорганизуемой организации по их письменным запросам (п. 6 ст. 277 НК РФ).

Шестой этап: государственная регистрация выпуска акций создаваемого в результате реорганизации акционерного общества

После внесения изменений в Федеральный закон О рынке ценных бумаг" документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме выделения, представляются в регистрирующий орган до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (пункт 2 статьи 27.5-5 Федерального закона О рынке ценных бумаг"). Данные требования также нашли свое отражение в новых Стандартах эмиссии, утвержденных Приказом ФСФР России от 04.07.2013 г. № 13-55/пз-н (зарегистрированы Министерством юстиции РФ 30.08.2013 г. № 29800) и вступивших в силу 10.11.2013 года.

Так, согласно пункту 3 статьи 27.5-5 Федерального закона О рынке ценных бумаг" и пункту 9.1.4 Стандартов эмиссии решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, принимается регистрирующим органом до государственной регистрации юридического лица, являющегося эмитентом, и вступает в силу с даты государственной регистрации соответствующего юридического лица.

При этом, если юридическим лицом, создаваемым путем (в результате) реорганизации, является акционерное общество, для его государственной регистрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, представляется в том числе документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) ценных бумаг такого акционерного общества государственного регистрационного (идентификационного) номера. Требования к форме указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (подпункт з" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 29.12.2012 г. № 282-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")).

Органом, осуществляющим государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, с 01.09.2013 года является Банк России.

Подробный перечень документов, представляемых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, и требования к ним установлены п.п. 2.5.2 Стандартов эмиссии. Требования к электронным носителям и формату текстов документов утверждены Приказом ФСФР России от 18.06.2009 г. № 09-23/пз-н.

В дополнение к общему перечню для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, в регистрирующий орган представляются:

bull; копии уставов (учредительных документов) всех акционерных обществ, участвующих в реорганизации, со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

bull; копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления реорганизуемого акционерного общества, которым принято решение о реорганизации;

bull; копия разделительного баланса;

bull; документ, подтверждающий внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что соответствующее акционерное общество находится в процессе реорганизации.

Необходимо выделить следующие практические рекомендации по оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган:

bull; каждый документ должен быть представлен на бумажном носителе;

bull; если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента;

bull; в тексте документов подчистки и помарки не допускаются;

bull; верность копий документов должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами РФ;

bull; могут быть представлены электронные документы. Они должны быть подписаны в установленном порядке электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи. В этом случае представление документов на бумажном носителе и текстов документов на электронном носителе не требуется;

bull; если в регистрирующий орган представлялись электронные документы, то документы, выдаваемые данным органом по итогам их рассмотрения, могут направляться эмитенту также в форме электронных документов. Документы подписываются в установленном порядке электронной цифровой подписью регистрирующего органа или иным аналогом собственноручной подписи.

При выполнении данного этапа важно обратить внимание, что при государственной регистрации выпуска ценных бумаг акционерные общества должны учитывать следующие изменения корпоративного законодательства:

1) Документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган до внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации создаваемого в результате реорганизации акционерного общества.

Решение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме выделения, принимается Банком России до государственной регистрации создаваемого в результате реорганизации акционерного общества и вступает в силу с даты государственной регистрации указанного акционерного общества. В случае отказа в государственной регистрации данного акционерного общества регистрирующий орган аннулирует указанное решение в течение 14 дней после истечения 1 (одного) месяца с даты получения им сведений об отказе органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, при условии, что на момент аннулирования указанное решение не вступило в силу (пункт 9.1.5 Стандартов эмиссии).

2) Банк России обязан осуществить государственную регистрацию или принять мотивированное решение об отказе в ней в течение 20 дней с даты получения представленных документов (п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, пп. 2 п. 2.5.8 Стандартов эмиссии).

3) Стандарты эмиссии указывают, что заявление о регистрации выпуска в регистрирующий орган подает организация, которая является заявителем о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

4) Так как в Программу-анкету к моменту написания настоящей статьи не внесены изменения в связи с принятием новых Стандартов эмиссии, документы заполняются согласно формам, содержащимся в новых Стандартах эмиссии, и переносятся на электронный носитель.

На данном этапе реорганизация в форме выделения не заканчивается. Состав последующих действий будет рассмотрен в следующей статье.