О НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ МОСКОВСКОЙ БИРЖИ К КОРПОРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЭМИТЕНТА ИЗ КОТИРОВАЛЬНЫХ СПИСКОВ
Московская биржа модернизировала систему требований к эмитентам и ценным бумагам из котировальных списков. Новые Правила листинга ЗАО ФБ ММВБ" утверждены его Советом директоров 31.12.2013 г. и зарегистрированы в установленном порядке Службой Банка России по финансовым рынкам 07.02.2014 года (cм. http://fs.moex.com/files/257).
Руководством и специалистами ЗАО ФБ ММВБ" проделана колоссальная работа по адаптации Правил листинга, которые были приведены в соответствие с Порядком допуска ценных бумаг к организованным торгам, утвержденным Приказом ФСФР России от 30.07.2013 г. № 13-62/пз-н, и обновленным отечественным Кодексом корпоративного управления. Масштаб корректив в самом деле впечатляет. Как представляется, главное - в следующем.
Реструктуризация Биржевого списка: вместо шести прежних разделов предусматривается три при явном расширении критериев состава высшего котировального списка.
Реконструкция свода опорных требований к эмитентам и ценным бумагам из котировальных списков. Так, дезавуируется требование доли владения акциями в руках одного лица и его аффилированных лиц", но в систему требований интегрируется новый критерий - free-float shares" (количество акций соответствующего эмитента в свободном обращении). Выдвигается требование по составлению и раскрытию эмитентом отчетности по МСФО за последние три года. Вводится весьма важный институт применения экспертного мнения Биржи для оценки соответствия эмитента требованиям регулирования и Правилам листинга".
Однако, как мы полагаем, наиболее значимое и интересное - радикально обновленные требования к корпоративному управлению эмитентов акций и облигаций, которые ориентированы на новый Кодекс корпоративного управления и международную практику. В этой связи актуальным представляется краткий обзор изменений в требованиях Биржи к корпоративному управлению эмитентов. Сфокусируем внимание на требованиях, соблюдение которых является условием включения акций в список первого уровня.
О независимых директорах
Биржа установила, что вне зависимости от количества акционеров и иных корпоративных обстоятельств компания обязана создать совет директоров, в состав которого должны входить в том числе лица, каждое из которых обладает достаточной самостоятельностью для формирования собственной позиции и способно выносить объективные суждения, независимые от влияния исполнительных органов эмитента, отдельных групп акционеров или иных заинтересованных лиц, а также обладает достаточной степенью профессионализма и опыта". Весьма важно следующее. Количество таких независимых директоров должно составлять не менее одной пятой состава совета директоров и не может быть меньше трех.
Для определения признаков независимости", как и рекомендуют отечественные и зарубежные кодексы корпоративного управления (поведения), Правила применяют философию так называемых антикритериев. А именно: предлагается считать, что член совета директоров не может быть независимым директором, если он:
- связан с эмитентом;
- связан с существенным акционером эмитента;
- связан с существенным контрагентом эмитента;
- связан с конкурентом эмитента;
- связан с государством (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации) или муниципальным образованием.
Заметим, что четвертый антикритерий" новым Кодексом корпоративного управления, одобренным Правительством РФ 13.02.2014 г.[1], не используется. Хотя, подчеркнем, в тексте Кодекса имеются положения, содержательно с таким подходом солидарные. Например: Наличие у члена совета директоров конфликта интересов является веским основанием сомневаться в том, что он будет действовать в интересах общества. В этой связи не рекомендуется избирать в совет директоров лицо, являющееся участником, занимающее должности в составе исполнительных органов и (или) являющееся работником юридического лица, конкурирующего с обществом".
По нашему экспертному мнению, идея разработчиков Правил вполне обоснована.
Документ предлагает и расшифровку указанных признаков.
Под существенным акционером эмитента понимается лицо, которое имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал эмитента.
Под существенным контрагентом эмитента понимается лицо, являющееся стороной по договору (договорам) с обществом, размер обязательств по которому(ым) в текущий момент или размер исполненных обязательств по которым в течение последнего года составляет(ял) 2 или более процента балансовой стоимости консолидированных активов эмитента или этого лица на отчетную дату, предшествующую моменту оценки существенности контрагента, либо 2 или более процента консолидированной выручки (доходов) эмитента или этого лица за завершенный календарный год, предшествующий моменту оценки существенности контрагента. При отсутствии у контрагента консолидированной финансовой отчетности для сопоставления может использоваться бухгалтерская отчетность контрагента.
Под связанными лицами физического лица понимаются: супруг, родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также иное лицо, проживающее совместно с указанным физическим лицом и ведущее с ним общее хозяйство.
Лицом, связанным с эмитентом, следует, в том числе, признавать лицо в случае, если оно и (или) связанные с ним лица:
- являются или в течение 3 последних лет являлись членами исполнительных органов или работниками эмитента, подконтрольной эмитенту организации и (или) управляющей организации эмитента;
- в течение любого из 3 последних лет получали вознаграждения и (или) прочие материальные выгоды от эмитента и (или) подконтрольных ему организаций в размере, превышающем половину величины базового (фиксированного) годового вознаграждения члена совета директоров эмитента;
- являются владельцами акций или выгодоприобретателями по акциям эмитента, которые составляют более 1 процента уставного капитала;
- являются членами исполнительных органов и (или) работниками юридического лица, вознаграждение которых определяется (рассматривается) комитетом совета директоров по вознаграждениям этого юридического лица, в случае если член исполнительных органов и (или) работник эмитента входит в состав комитета по вознаграждениям указанного юридического лица;
- оказывают эмитенту, контролирующему эмитента лицу или подконтрольным эмитенту юридическим лицам консультационные услуги либо являются членами исполнительных органов организаций, оказывающих эмитенту или указанным юридическим лицам такие услуги или работниками таких организаций, непосредственно участвующими в оказании таких услуг;
- оказывают или в течение последних 3 лет оказывали эмитенту, контролирующему эмитента лицу или подконтрольным ему юридическим лицам услуги оценщика, налогового консультанта, аудиторские или бухгалтерские услуги, либо в течение последних 3 лет являлись членами исполнительных органов организаций, оказывавших такие услуги указанным юридическим лицам, либо рейтингового агентства эмитента, либо работниками таких организаций или рейтингового агентства, непосредственно участвовавшими в оказании эмитенту соответствующих услуг.
Также лицом, связанным с эмитентом, следует признавать лицо в случае, если оно занимало должность члена совета директоров эмитента в совокупности более 7 лет. При подсчете соответствующего срока должен учитываться период членства директора в совете директоров юридического лица, впоследствии реорганизованного, если теперь этот директор избран в совет директоров лица-правопреемника.
- Лицом, связанным с существенным акционером эмитента, следует, в том числе, признавать
лицо, в случае если оно и (или) связанные с ним лица: - являются работниками и (или) членами исполнительных органов существенного акционера эмитента (юридических лиц, контролирующих существенного акционера эмитента);
- в течение любого из последних 3 лет получали вознаграждение и (или) прочие материальные выгоды от существенного акционера эмитента (юридических лиц, контролирующих существенного акционера эмитента или подконтрольных ему организаций (если информация о подконтрольных существенному акционеру организациях доступна)) в размере, превышающем половину величины базового (фиксированного) годового вознаграждения члена совета директоров эмитента.
Лицом, связанным с существенным контрагентом или конкурентом эмитента, следует, в том числе, признавать лицо, в случае если оно:
- является работником и (или) членом органов управления существенного контрагента или конкурента эмитента;
- является владельцем акций (долей) или выгодоприобретателем по акциям (долям) существенного контрагента или конкурента эмитента, которые составляют более 5 процентов уставного капитала или общего количества голосующих акций (долей).
Лицом, связанным с государством или муниципальным образованием, следует, в том числе, признавать лицо, в случае если оно:
- является или являлось в течение 1 года, предшествующего избранию в совет директоров эмитента, государственным или муниципальным служащим, работником Банка России;
- в обществе, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие в управлении (золотой акции"), является представителем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в совете директоров такого общества;
- имеет обязанность голосовать по одному или нескольким вопросам компетенции совета директоров эмитента в соответствии с директивой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
- является или являлось в течение 1 года, предшествующего избранию в совет директоров эмитента, работником, членом исполнительного органа организации, находящейся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, работником государственного или муниципального унитарного предприятия или учреждения (исключение составляют работники высших образовательных или научных учреждений, кроме утверждаемых на должность решением органов государственной власти), если указанное лицо выдвигается для избрания в состав совета директоров эмитента, в котором под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования находится более 20 процентов уставного капитала или голосующих акций эмитента".
Обращает на себя внимание тот факт, что критерии понятия существенный акционер эмитента", как и в новом Кодексе корпоративного управления, привязаны" к праву распоряжения, как минимум, 5 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал эмитента, в то время как (в отличие от Кодекса) критерии понятия существенный контрагент эмитента" - к договорным обязательствам в объеме, как минимум, 2 процентов балансовой стоимости консолидированных активов либо консолидированной выручки (доходов) не только эмитента, но и соответствующего контрагента.
Согласно Примечаниям к Кодексу под существенным контрагентом общества в целях настоящего Кодекса понимается лицо, являющееся стороной по договору (договорам) с обществом, размер обязательств по которым составляет 2 или более процента балансовой стоимости активов либо 2 или более процента выручки (доходов) общества (с учетом группы организаций, подконтрольных обществу) или существенного контрагента общества (группы организаций, в состав которой входит существенный контрагент общества)".
Весьма важным представляется и учет специалистами претендующих на включение в указанный котировальный список компаний того обстоятельства, что связанность с эмитентом" работает как в части руководителей, так и в отношении рядовых сотрудников компаний-контрагентов, оказывающих претенденту любые консультационные услуги в любом объеме.
Автор настоящих строк со значительным скепсисом относится к скрытому критерию презумпции зависимости от стажа" (лицом, связанным с эмитентом, следует признавать лицо в случае, если оно занимало должность члена совета директоров эмитента в совокупности более 7 лет"), однако вынужден подчеркнуть, что и Правила, и Кодекс, напротив, признают его злободневность.
О комитетах совета директоров
Правила настаивают на том, что советом директоров соответствующей компании должен быть сформирован комитет по аудиту, возглавляемый независимым директором. Подчеркнем, должен быть сформирован": имеется в виду фактическое положение дел, а, положим, не одна лишь возможность, предусмотренная уставом или внутренними положениями.
Основные (то есть, как мы полагаем, минимально необходимые) функции этого комитета таковы:
а) контроль за обеспечением полноты, точности и достоверности финансовой отчетности эмитента;
б) контроль за надежностью и эффективностью функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля;
в) обеспечение независимости и объективности осуществления функций внутреннего и внешнего аудита;
г) контроль эффективности функционирования системы оповещения о потенциальных случаях недобросовестных действий работников эмитента (в том числе недобросовестного использования инсайдерской или конфиденциальной информации) и третьих лиц, а также иных нарушениях в деятельности эмитента; контроль за реализацией мер, принятых исполнительным руководством эмитента в рамках такой системы.
Установлено, что данный комитет должен состоять только из независимых директоров, а если это невозможно в силу объективных причин" - большинство членов комитета должны составлять независимые директора, а остальными членами комитета могут быть члены совета директоров, не являющиеся единоличным исполнительным органом и (или) членами коллегиального исполнительного органа эмитента. Как представляется, означенная невозможность может проистекать, в частности, из небольшого количественного состава совета. Кроме того, как мы понимаем, иных членов комитета, кроме действительных членов совета, быть не должно.
Рассмотрим требования к формированию в обществе других комитетов.
Советом директоров эмитента должен быть сформирован комитет по вознаграждениям, к основным функциям которого в том числе относится:
а) разработка и периодический пересмотр политики эмитента по вознаграждению членам совета директоров, членам исполнительного органа эмитента и единоличному исполнительному органу, надзор за ее внедрением и реализацией;
б) предварительная оценка работы исполнительного органа эмитента и единоличного исполнительного органа эмитента по итогам года в соответствии с политикой эмитента по вознаграждению;
в) разработка условий досрочного расторжения трудовых договоров с членами исполнительного органа эмитента и единоличным исполнительным органом эмитента;
г) разработка рекомендаций совету директоров по определению размера вознаграждения и принципов премирования корпоративного секретаря (сотрудников структурного подразделения, осуществляющего функции корпоративного секретаря) эмитента".
Комитет по вознаграждениям должен состоять только из независимых директоров, а если это невозможно в силу объективных причин - большинство членов комитета должны составлять независимые директора, а остальными членами комитета могут быть члены совета директоров, не являющиеся единоличным исполнительным органом и (или) членами коллегиального исполнительного органа эмитента.
Обязательным является и создание комитета по номинациям (кадрам, назначениям), к основным функциям которого в том числе относится:
а) ежегодная оценка эффективности работы совета директоров и его членов, определение приоритетных направлений для усиления состава совета директоров;
б) формирование рекомендаций акционерам в отношении голосования по вопросу избрания кандидатов в совет директоров эмитента;
в) планирование кадровых назначений, в том числе с учетом обеспечения преемственности деятельности, членов исполнительного органа и единоличного исполнительного органа, формирование рекомендаций совету директоров в отношении кандидатов на должность корпоративного секретаря (руководителя структурного подразделения, осуществляющего функции корпоративного секретаря), членов исполнительного органа эмитента и единоличного исполнительного органа эмитента.
Комитет по номинациям (кадрам, назначениям) должен состоять только из независимых директоров, а если это невозможно в силу объективных причин - большинство членов комитета должны составлять независимые директора, а остальными членами комитета могут быть члены совета директоров, не являющиеся единоличным исполнительным органом и (или) членами коллегиального исполнительного органа эмитента.
Указанные требования находятся в русле рекомендаций нового Кодекса корпоративного управления. В то же время разработчики Пра��ил сочли нужным подчеркнуть: функции комитета по вознаграждениям и комитета по номинациям (кадрам, назначениям) могут осуществляться одним комитетом". Со своей стороны мы считаем эту оговорку весьма важной.
Иные требования
Совсем кратко - об остальных требованиях.
- Наличие у эмитента должностного лица либо структурного подразделения, осуществляющего функции корпоративного секретаря, в том числе следующие функции:
а) участие в совершенствовании системы и практики корпоративного управления эмитента;
б) участие в организации подготовки и проведения общих собраний акционеров эмитента;
в) обеспечение работы совета директоров и комитетов совета директоров;
г) участие в реализации политики эмитента по раскрытию информации, а также обеспечение хранения корпоративных документов эмитента;
д) обеспечение взаимодействия эмитента с его акционерами и участие в предупреждении корпоративных конфликтов;
е) обеспечение реализации установленных законодательством и внутренними документами эмитента процедур, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов акционеров и контроль за их исполнением.
Корпоративный секретарь (руководитель структурного подразделения, осуществляющего функции корпоративного секретаря) подотчетен совету директоров эмитента, назначается на должность и освобождается от занимаемой должности единоличным исполнительным органом эмитента на основании решения совета директоров".
- Наличие у эмитента положения о корпоративном секретаре, утвержденного советом директоров эмитента, в котором определяются:
а) требования к кандидатуре корпоративного секретаря (руководителя структурного подразделения, осуществляющего функции корпоративного секретаря);
б) порядок назначения корпоративного секретаря и прекращения его полномочий;
в) подчиненность корпоративного секретаря и порядок его взаимодействия с органами управления и структурными подразделениями эмитента, обеспечивающие его независимость от исполнительных органов управления эмитента;
г) функции и полномочия корпоративного секретаря;
д) условия и порядок выплаты вознаграждения корпоративному секретарю;
е) ответственность корпоративного секретаря".
- Наличие утвержденного советом директоров документа, определяющего дивидендную политику эмитента".
- Наличие у эмитента структурного подразделения, осуществляющего внутренний аудит, функциями которого в том числе являются:
а) оценка эффективности системы внутреннего контроля;
б) оценка эффективности системы управления рисками;
в) оценка корпоративного управления (в случае отсутствия комитета по корпоративному управлению).
Руководитель структурного подразделения, осуществляющего внутренний аудит, подотчетен совету директоров эмитента, назначается на должность и освобождается от занимаемой должности единоличным исполнительным органом эмитента на основании решения совета директоров".
- Наличие у эмитента политики в области внутреннего аудита (положения о внутреннем аудите), утвержденного советом директоров эмитента, которая определяет цели, задачи и полномочия структурного подразделения, осуществляющего функции внутреннего аудита".
- Наличие в уставе эмитента положений о том, что сообщение о проведении годового общего собрания акционеров должно быть сделано не менее чем за 30 дней до его проведения".
- Наличие в уставе эмитента либо во внутренних документах эмитента, принимаемых общим собранием акционеров, положения о том, что информация о дате составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров, раскрывается не менее чем за 5 дней до такой даты".
В заключение отметим, что новые Правила отличает существенно больший реализм, нежели свод ранее действовавших норм допуска ценных бумаг эмитента к биржевой торговле. Руководством Биржи проведена и проводится в настоящее время серьезная разъяснительная работа по новеллам документа.
[1] Решение Правительства РФ О кодексе корпоративного управления", принятое 13.02.2014 г.:
1. Принять к сведению доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной по данному вопросу.
2. Одобрить в основном проект кодекса корпоративного управления, имея в виду его рекомендательный характер.
3. Рекомендовать Банку России довести Кодекс корпоративного управления до акционерных обществ, государственных корпораций и компаний.
4. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до 1 апреля 2014 года подготовить и представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект директив представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) открытых акционерных обществ с государственным участием по вопросу применения положений Кодекса корпоративного управления в их деятельности.
5. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России и организаций провести анализ нормативных правовых актов на предмет их соответствия принципам и подходам, содержащимся в положениях Кодекса корпоративного управления.
Соответствующие предложения до 15 мая 2014 года представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.