Ликвидация акционерного общества. Часть 1

Одним из самых болезненных этапов существования АО является, как это ни странно, его ликвидация. Это достаточно трудоемкий и длительный процесс, который требует концентрации усилий не только ликвидатора, но и самих акционеров. Только их согласованные действия позволяют выполнить ликвидацию максимально быстро и эффективно. Ниже рассматриваются основные этапы ликвидации (кроме вопросов, связанных с соблюдением трудового и пенсионного законодательства, возникающих в этой связи).

Основания ликвидации АО

Ликвидация АО начинается с принятия уполномоченным органом решения о ликвидации - в зависимости от обстоятельств это может быть либо суд, либо общее собрание акционеров АО.

В целом, акционеры могут принять решение о ликвидации АО по собственному усмотрению - какие-либо ограничения ни в Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ), ни в законе Об акционерных обществах" (далее Закон об АО) не предусмотрены. В качестве ориентира в п. 1 ст. 61 ГК РФ указано, что причиной ликвидации может стать истечение срока, на который создано АО, или достижение цели, ради которой оно создано.

Гораздо более важным является вопрос о том, при каких основаниях АО может быть ликвидировано по решению суда. Эти случаи перечислены в п. 3 ст. 61 ГК РФ и применительно к АО включают ликвидацию по иску государственного органа или органа местного самоуправления в случае:

  • признания регистрации АО недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 г. № 90 в качестве примера рассмотрена следующая ситуация. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 174-ФЗ акционерные общества, не представившие в установленный срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации. Однако в этом случае необходимо учитывать, что невыполнение этой обязанности не относится к нарушениям, имеющим неустранимый характер. Поэтому суд может предложить обществу принять меры по устранению этого нарушения путем представления необходимых для регистрации документов;
  • осуществления АО деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • осуществления АО деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Обратите внимание, что данная мера является исключительной, и она должна быть соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25).

В частности, сам факт ненахождения АО по своему юридическому адресу не является основанием для ликвидации общества при условии, что оно является действующим, представляет налоговую отчетность, получает корреспонденцию по иному адресу, также известному регистрирующему органу (Определение ВАС РФ от 04.04.2008 г. № 4545/08 по делу № А44-1549/2007).

Во всех описанных случаях государственный орган или орган местного самоуправления вправе подавать иск о ликвидации АО не по собственному усмотрению, а только когда это право предоставлено ему в соответствии с законом.

Кроме того, представляется важным учитывать правовую позицию Конституционного суда РФ, высказанную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 14-П. Эта позиция основана на предыдущей редакции ст. 61 ГК РФ, однако, с учетом некоторых оговорок, она является актуальной и в настоящий момент. Как указал суд, отсутствие в ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Указанные в этой статье нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Помимо описанных ситуаций на рассмотрение суда могут передаваться и споры между акционерами, когда между ними нет согласия относительно целесообразности ликвидации АО.

Так, один из акционеров может предъявить в суд иск о ликвидации, если сочтет, что достижение целей, ради которых АО создано, невозможно, в том числе в случае, если осуществление деятельности АО становится невозможным или существенно затрудняется. О наличии данных обстоятельств может свидетельствовать ситуация, когда акционеры уклоняются от участия в АО, делая невозможным принятие решений, что приводит, в частности, к длительной невозможности сформировать органы АО (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25).

Кроме того, еще одной причиной ликвидации, по мнению суда, может стать длительный корпоративный конфликт, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками АО, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность. В этом случае ликвидация возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности АО исчерпаны или их применение невозможно.

Особенности принудительной ликвидации

При добровольной ликвидации последующие действия, связанные с осуществлением ликвидации, возлагаются на акционеров и назначенную ими ликвидационную комиссию.

Между тем, при принудительной ликвидации данный процесс находится под контролем суда. Это, в числе прочего, означает следующее.

Во-первых, суду необходимо принять решение о том, на кого могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации. По общему правилу п. 5. ст. 61 ГК РФ, эта обязанность налагается судом на акционеров.

Данная норма сконструирована так, что суд в принципе может назначить и другое лицо. Что это за лицо, в ГК РФ четко не прописано, поэтому здесь на помощь может прийти Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 84 (далее Письмо № 84). Из него можно сделать вывод, что если суд придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации на акционеров, то он вправе назначить ликвидатора (п. 9 Письма № 84). При этом ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица (п. 10 Письма № 84).

Во-вторых, в решении о ликвидации АО указываются сроки представления акционерами в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. При несоблюдении этих сроков, если они не будут продлены (п. 7 Письма № 84), суд по ходатайству истца выносит в судебном заседании определение о назначении арбитражного управляющего (п. 10 Письма № 84).

Термин арбитражный управляющий" здесь, по всей видимости, следует воспринимать в значении, описанном в ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)". Под ним понимается гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

В-третьих, еще одна особенность принудительной ликвидации состоит в том, что в этом случае при недостаточности у АО средств на ликвидацию эти расходы возлагаются на акционеров солидарно (п. 5 ст. 61 ГК РФ).

Наконец, в-четвертых, наличие решения о добровольной ликвидации не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные в ст. 61 ТК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2006 г. № КГ-А41/6077-06 по делу № А41-К1-26229/05).

Процедура ликвидации АО

Анализ положений ГК РФ и Закона об АО позволяет выявить следующие ключевые стадии этого процесса.

1) Проведение общего собрания акционеров

Вне зависимости от способа ликвидации АО (добровольная или принудительная, кроме случая, когда суд возложил обязанности по осуществлению ликвидации на ликвидатора) ключевым элементом всего процесса является общее собрание акционеров.

В первом случае, при добровольной ликвидации, совет директоров (наблюдательный совет) АО выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и установлении порядка и сроков ликвидации. Для принятия решения о ликвидации необходимо большинство в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (пп. 3 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Закона об АО). Несоблюдение порядка принятия данного решения (в частности, невключение акционеров в список для участия на общем собрании) может иметь существенное значение. Например, в этом случае может быть оспорено внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.03.2011 г. по делу № А03-16048/2009) или даже регистрация ликвидации (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2013 г. по делу № А52-2588/2012).

Во втором случае, если суд все-таки возложил обязанность по осуществлению ликвидации на акционеров, то им необходимо принять решение о назначении ликвидатора, а также определить порядок и сроки ликвидации с учетом решения суда. Для этого, как и в предыдущем случае, необходимо три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Она обязана действовать добросовестно и разумно в интересах АО и его кредиторов. Ликвидационная комиссия от имени АО выступает в суде (п. 4 ст. 62 ГК РФ). К числу ее полномочий также относится инициирование процедуры признания АО несостоятельным (банкротом), если на любом этапе ликвидации будет выявлена недостаточность имущества АО для удовлетворения всех требований кредиторов (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

2) Уведомление регистрирующего органа

Как следует из п. 1 ст. 62 ГК РФ, акционеры обязаны сообщить о принятом решении о ликвидации в уполномоченный (налоговый) орган. Также налоговый орган необходимо уведомить о назначении ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее Закон № 129-ФЗ).

И то, и другое сообщение, как правило, объединяются в рамках одного уведомления, которое направляется в налоговый орган по месту нахождения АО. В Москве создан Единый регистрационный центр в рамках Межрайонной ИФНС России № 46 по Москве, которая расположена по адресу 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр. 2. В Санкт-Петербурге - Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу, адрес - 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, дом 10-12, литера О".

Для подготовки уведомления используется форма № Р15001 Уведомление о ликвидации юридического лица", утвержденная Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. Требования к оформлению этого документа утверждены в Приложение № 20 к данному приказу. К уведомлению прилагается соответствующее корпоративное решение и/или решение суда о ликвидации АО.

Уведомление о принятии решения о ликвидации подается в течение трех рабочих дней. Оно может быть подписано акционером или председателем ликвидационной комиссии, если одновременно направляется уведомление о ее назначении. Подлинность подписи заявителя потребуется засвидетельствовать у нотариуса (п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). За несоблюдение указанного выше трехдневного срока возможно привлечение к ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти тысяч рублей (п. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ), а в некоторых случаях - в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет (п. 5 ст. 14.25 КоАП РФ). Однако пропуск данного срока не может повлечь отказ в совершении налоговым органом соответствующего регистрационного действия (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2009 г. по делу № А56-9677/2009).

На основании полученной информации в течение не более чем пяти рабочих дней налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Затем - не позднее одного рабочего дня - документ по форме № Р50007 Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц", утвержденный Приказом ФНС России от 13.11.2012 г. № ММВ-7-6/843@, передается заявителю либо его представителю.

С момента внесения записи в ЕГРЮЛ не осуществляется регистрация изменений в устав ликвидируемого АО, а также регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает АО. В равной мере не осуществляется внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является АО.

3) Опубликование сообщения о ликвидации, уведомление кредиторов и рассмотрение их требований

Сообщение о ликвидации и уведомление кредиторов

В соответствии с п. 4 ст. 61 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. В этой связи ликвидационной комиссии необходимо выполнить следующие действия (п. 1 ст. 63 ТК РФ).

Во-первых, она должна организовать публикацию сообщения о ликвидации АО и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в Вестнике государственной регистрации". Использование для опубликования какого-нибудь другого СМИ может быть успешно оспорено в суде (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2008 г. № Ф04-5429/2008(11094-А46-26) по делу № А46-2154/2008).

Срок, указанный в Вестнике", не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 22 Закона об АО). При этом опубликование данных сведений возможно не ранее внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ (ст. 20 Закона № 129-ФЗ).

Во-вторых, ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов, получению дебиторской задолженности и уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 22 Закона об АО). Неуведомление кредиторов, известных АО, в порядке, описанном выше, может привести к отказу в государственной регистрации ликвидации либо к признанию соответствующей записи в ЕГРЮЛ недействительной (Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 г. № 309-ЭС15-9662 по делу № А07-17897/2014).

Формат и сроки направления таких уведомлений не урегулированы, но с учетом ст. 10 ГК РФ это целесообразно сделать в разумный срок. При этом при направлении уведомлений целесообразно использовать заказные письма с уведомлениями о вручении и описью вложения, а при передаче соответствующих документов лично - добиваться подписи лица, подтверждающей их получение.

Дополнительно обратите внимание, что помимо указанных выше источников кредитор может получить сведения о ликвидируемом юридическом лице из следующих ресурсов:

  • Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСЮЛ, http://www.fedresurs.ru/). В нем содержатся, в числе прочего, сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Эти сведения поступают в ЕФРСЮЛ не позднее чем в течение пяти дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ);
  • Информационный ресурс о ликвидируемых и ликвидированных юридических лицах (ЛИКВЮЛ, http://www.cbr.ru/egrulinfo/?Prtid=egrul1). На этом ресурсе сформированы сведения из ЕГРЮЛ, предоставляемые Банку России в рамках двустороннего соглашения с ФНС РФ. Эти данные обновляются ежемесячно.

Рассмотрение требований кредиторов АО

Данный процесс ни в ГК РФ, ни в Законе об АО особо не урегулирован, и поэтому ликвидационная комиссия сама вправе решать, как и каким образом строить взаимоотношения с кредиторами. Тем не менее, эта работа должна быть организована так, чтобы обеспечить выполнение применимых требований законодательства на более поздних этапах ликвидации.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ и п. 4 ст. 22 Закона об АО после окончания срока предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс. В нем, помимо прочего, должны содержаться сведения о перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения (включая требования, удовлетворенные решением суда, независимо от их принятия ликвидационной комиссией).

Соответственно, ликвидационной комиссии целесообразно вести реестр поступивших и (не)удовлетворенных требований кредиторов, хотя на нормативно-правовом уровне это не предусмотрено в качестве обязательного требования. Также с практической точки зрения можно порекомендовать, чтобы с каждым кредитором составлялся акт сверки взаиморасчетов, который фиксировал бы отсутствие либо наоборот сумму задолженности ликвидируемого АО.

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требований кредитора либо уклоняется от их рассмотрения, то кредитор вправе обратиться в суд (п. 4 ст. 64 ГК РФ). В случае удовлетворения иска выплата присужденной кредитору денежной суммы производится в порядке очередности, описанной ниже (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ). При этом на членов ликвидационной комиссии может быть возложена обязанность возместить убытки, причиненные акционерам или кредиторам АО, если они действовали недобросовестно или неразумно (п. 1 ст. 53.1, п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Требования, не признанные ликвидационной комиссией (если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд), и требования, в удовлетворении которых судом отказано, считаются погашенными (п. 5 ст. 64 ГК РФ). Также не подлежат удовлетворению требования кредиторов, не заявленные в установленном для ликвидации порядке (Постановление ФАС Московского округа от 14.11.2012 г. по делу № А40-6883/12-93-65, Определение ВАС РФ от 08.02.2013 г. № ВАС-666/13 по делу № А40-6883/12-93-65).

Сверка с налоговым органом

Специфическим кредитором ликвидируемого АО является непосредственно бюджетная система РФ, представленная российскими налоговыми органами. Это связано с тем, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации. Поэтому такая ликвидация становится возможной после проведения всех необходимых расчетов (пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Обязательным элементом при ликвидации АО является сверка, которая проводится налоговым органом после получения им информации о планируемой ликвидации (п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@).

Конкретных сроков для начала процедуры сверки не установлено. Поэтому сначала налоговый орган может воспользоваться полномочием, предусмотренным в п. 11 ст. 89 НК РФ, и провести выездную налоговую проверку ликвидируемого АО. При этом такая проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки, а покрываемый период не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней (п. 5 ст. 20 Закона № 129-ФЗ).

В случае вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки (акт налоговой проверки, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение по апелляционной жалобе) налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней (п. 5 ст. 20 Закона № 129-ФЗ).

По результатам сверки составляется акт сверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.08.2007 г. № ММ-3-25/494@. Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки не должен превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 указанного выше регламента).

Сумма, подлежащая доплате ликвидируемым АО, уплачивается на последующих стадиях ликвидации в рамках расчета с кредиторами АО.

Расчеты с работниками

Еще одним специфическим кредитором АО являются его работники. В ТК РФ предусмотрен целый комплекс норм, связанных с соблюдением прав работников при ликвидации организации-работодателя. Эти нормы предполагают дополнительный набор этапов, которые также необходимо пройти ликвидационной комиссии. Во избежание путаницы эти этапы описываются в отдельной статье.

Во второй статье будут рассмотрены следующие стадии процесса ликвидации акционерного общества: подготовка и утверждение промежуточного ликвидационного баланса, удовлетворение требований кредиторов АО, подготовка и утверждение ликвидационного баланса, распределение имущества между его акционерами, передача документов АО в архив, государственная регистрация ликвидации АО.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ...