КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ ООО
Любой предприниматель на определенном этапе развития собственного бизнеса сталкивается с ситуацией, когда бизнес становится нерентабельным или деятельность компании достигла своего логического завершения, то есть тех целей, для которых фирма когда-то была создана. Логически возникает вопрос: как правильно ликвидировать такую компанию?
Ликвидация юридического лица - его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.
Условно ликвидацию ООО можно разделить на две большие группы: добровольная и принудительная. В первом случае ликвидация происходит по решению участников компании, во втором - по решению суда.
В рамках данной статьи мы рассмотрим именно добровольную ликвидацию, которую можно подразделить на следующие виды:
- официальная ликвидация предприятия;
- альтернативная ликвидация;
- ликвидация через банкротство;
- ликвидация путем прекращения деятельности.
Процедура официальной ликвидации ООО
Алгоритм действий в данном случае выглядит следующим образом:
1. Принятие участниками (участником) решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).
2. Подача в МИФНС № 46 по г. Москве (иную инспекцию в ином регионе) в течение 3 дней с даты принятия решения следующего комплекта документов:
- решение;
- заявление по форме № Р15001 Уведомление о ликвидации юридического лица", подписанное в присутствии нотариуса.
3. Уведомление ФСС И ПФР в простой письменной форме. Иных требований законодательством РФ не предусмотрено.
4. Уведомление кредиторов о ликвидации.
Законодательством не установлен срок уведомления кредиторов общества о принятом решении.
Уведомление одновременно осуществляется двумя способами:
1. Публикация в журнале Вестник государственной регистрации" (далее - Вестник"). Обращаем внимание, что только публикация в данном печатном издании соответствует требованиям законодательства, что подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2008 г. № Ф04-5429/2008(11094-А46-26) по делу № А46-2154/2008).
2. Письменное уведомление кредиторов.
В Законе об ООО нет указаний о том, каким образом общество должно исполнить обязанность по письменному уведомлению кредиторов. Однако в связи с тем, что в судебной практике ведутся споры о том, является ли неуведомление кредитора основанием для признания решения о госрегистрации ликвидации ООО недействительным, если сообщение о ликвидации было опубликовано, рекомендуется иметь документы, подтверждающие письменное уведомление каждого кредитора. Это могут быть заказные письма с уведомлением о вручении, либо, если уведомления вручались курьерской службой, подпись лица, получившего уведомление.
5. Проведение сверки по платежам с налоговым органом.
Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы могут провести выездную проверку до составления промежуточного ликвидационного баланса, поэтому обществу необходимо провести сверку расчетов с бюджетом и проверить полноту предоставления деклараций.
6. Рассмотрение предъявленных кредиторами требований.
Кредиторы юридического лица вправе предъявить свои требования в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества.
7. Подготовка и сдача промежуточного ликвидационного баланса.
Документы на утверждение промежуточного ликвидационного баланса подаются не ранее чем через 2 месяца после публикации в Вестнике".
Комплект документов включает в себя:
- промежуточный ликвидационный баланс ;
- решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, принятое участниками (участником) ликвидируемого общества;
- заявление по форме № Р15001, подписанное в присутствии нотариуса;
- копии листа Вестника" с публикацией.
8. Удовлетворение требований кредиторов.
Согласно части 4 ст. 63 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
9. Предоставление сведений в Пенсионный фонд.
Общество должно в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица подать в Пенсионный фонд сведения, указанные в ст. 11 Закона № 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
10. Инвентаризация активов и обязательств.
Согласно п. 1.5 Письма ФНС России от 27.05.2005 г. № ЧД-6-09/439 инвентаризация проводится перед составлением ликвидационного баланса.
При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49 (далее - Методические указания).
11. Подготовка и сдача ликвидационного баланса и ликвидация.
Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) после завершения расчетов с кредиторами и утверждается участниками (участником) юридического лица, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Госрегистрация ликвидации общества признается недействительной, если ликвидационный баланс не соответствует промежуточному ликвидационному балансу в части активов и кредиторской задолженности.
В регистрирующий орган подаются нижеуказанные документы:
- решение об утверждении ликвидационного баланса, принятое участниками (участником) ликвидируемого общества;
- заявление по форме № Р16001, подписанное в присутствии нотариуса;
- ликвидационный баланс;
- справка из ПФР об отсутствии задолженности перед ПФР;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины в размере 800 рублей.
12. Передача документов в архив.
При ликвидации негосударственных организаций архивные документы, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ними.
Законодательством об ООО не установлено, когда общество должно передать документы в архив.
Разумеется, официальная ликвидация - самый правильный способ с точки зрения закона для закрытия фирмы, но на практике многие предприниматели для экономии времени, а в основном - с целью избежать возможных дополнительных штрафов при проверке налогового органа прибегают к альтернативным способам ликвидации.
Альтернативные способы ликвидации
Ликвидация путем перевода на офшорную компанию.
На сегодняшний день этот сравнительно молодой способ ликвидации предприятий быстро набирает популярность. Суть данного способа - передача (продажа) участниками ООО своих долей офшорной компании, что позволяет избежать необходимости осуществления описанной выше и достаточно длинной процедуры.
Ликвидация путем реорганизации через слияние или присоединение. Слияние - создание нового юридического лица на основе нескольких предприятий (двух или более). При этом происходит полная ликвидация старых обществ, а все их права и обязанности переходят новой компании (правопреемнику). Присоединение - форма реорганизации, когда одна компания прекращает свою деятельность, а все ее активы и обязательства переходят к другому юридическому лицу.
Ликвидация путем смены участников и руководителя. Схема при данном виде аналогична той, которая используется при переводе на офшорную компанию: ввод нового участника через внесение дополнительного вклада, выход прежних собственников, а потом смена руководителя. Иногда смену собственников оформляют путем купли-продажи доли, но в связи с тем, что сделка требует нотариального удостоверения, такой способ используется реже.
Несмотря на всю популярность, альтернативная ликвидация в конечном итоге не приводит к устранению риска привлечения к ответственности участников и/или руководителя ООО.
При смене участников и руководителя само юридическое лицо остается как есть, поэтому на вероятность налоговой проверки такая продажа" никак не влияет, а перевести свою личную ответственность на подставных руководителя и участников не удастся. В соответствии с законодательством, за период, пока ликвидированная организация была ваша, отвечаете вы. Например, решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-40552/09 к субсидиарной ответственности на сумму около 6 млн. рублей был привлечен бывший руководитель и собственник компании в связи с тем, что правонарушение было совершено в период бывшего руководителя, что и порождало ответственность бывшего руководителя.
По мнению автора, перевести свою ответственность на подставное лицо достаточно сложно. Практика показывает, что правоохранительные органы легко устанавливают притворность подобных сделок.
Выбирая в качестве способа ликвидации реорганизацию, предприниматели обращают внимание только на то, что компания будет вычеркнута из ЕГРЮЛ, однако напрочь забывают, что в результате появится правопреемник. Необходимо понимать, что после реорганизации все обязанности компании, в том числе не исполненные и не выявленные до этого, переходят к правопреемнику.
По мнению автора, единственная ситуация, когда ликвидация в виде реорганизации имеет смысл, - это оптимизация организационной структуры холдинга, когда компания, входящая в холдинг, ликвидируется путем присоединения или слияния с другой компанией, принадлежащей тем же собственникам. В данном случае собственники не хотят избавиться от компании с долгами и проблемами и, соответственно, отдают себе отчет, что при такой ликвидации их связь с правопреемником не прекращается и в случае выявления долгов нести ответственность именно им.
Что касается вероятности проведения налоговой проверки, то уже в самом начале ликвидации компании можно самим ее спровоцировать. Дело в том, что после принятия решения о реорганизации компания обязана в трехдневный срок сообщить об этом в свою налоговую инспекцию, а в соответствии со ст. 89 НК РФ налоговый орган в этом случае имеет право провести проверку независимо от времени и предмета предыдущей.
К тому же, даже если предположить, что реорганизация прошла без проблем и проверки не было, то в любом случае вероятность проверки компании-правопреемника будет не только не меньше, чем реорганизованной компании, но и больше. Это связано с тем, что ликвидаторы с целью экономии нередко объединяют по две-три, а то и по десять компаний вместе. Так вот, вероятность проверки такого правопреемника выше, чем любого предшественника в отдельности. Если среди реорганизованных есть компания, включенная в план проверки еще до реорганизации, или компания с задолженностью перед бюджетом, то под проверку попадают и все остальные реорганизованные компании.
Ликвидация через банкротство
Официальная добровольная ликвидация организации прекращает все обязательства с завершением деятельности фирмы, однако при наличии долгов завершить официальную ликвидацию не получится. Именно в связи с этим в последнее время все большей популярностью пользуется процедура банкротства.
Главное преимущество этой процедуры исключение из ЕГРЮЛ без правопреемства. Также при ликвидации через банкротство устраняется риск негативных последствий налоговой проверки во время самой процедуры. Если задолженность перед бюджетом и контрагентами уже есть, она будет списана. Банкротство - это официальная ликвидация, после нее руководство и собственники не могут быть привлечены к какой-либо ответственности.
Такой способ ликвидации подойдет любой компании в любом состоянии. При этом для инициации данной процедуры достаточно иметь просроченный долг в 100 тыс. рублей.
Однако ликвидация через банкротство также несет определенные риски для компании, ее владельцев и руководителя. Во-первых, добровольная ликвидация занимает в среднем пять месяцев, а банкротство может занять больше года. Во-вторых, успех процедуры во многом зависит от позиции кредиторов ликвидируемой компании.
Ликвидатор при выявлении недостаточности имущества для погашения кредиторской задолженности подает заявление о банкротстве компании по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника. Через три месяца решением арбитражного суда компания будет признана банкротом, а еще через шесть месяцев процедура будет формально завершена и вся имеющаяся задолженность списана на основании определения арбитражного суда.
При банкротстве небольших компаний, когда размеры долга незначительные и имущества нет, обычно не возникает проблем в связи с тем, что для кредиторов нет особой материальной выгоды.
В случае если компания является крупной" (больше долг, больше оборот, больше имущества и дебиторской задолженности), то упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника перестает быть такой упрощенной. Меняется поведение кредиторов - если долг большой, значит все судебные издержки кредитора будут оправданы, если удастся вернуть хотя бы часть его. Чем больше оборот, тем больше потенциальная задолженность перед бюджетом и больше интерес налоговой инспекции. Поэтому для крупных" компаний, чтобы избежать серьезных проблем, важно при банкротстве не экономить на услугах специалиста по банкротству и не выбирать компании, работающие по одному сценарию и организовавшие конвейер по банкротству компаний.
Ликвидация как следствие прекращения деятельности
Существует еще один достаточно новый способ прекращения деятельности организации - исключение налоговым органом недействующей организации из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке.
Признаками недействующего юридического лица являются:
- непредставление в налоговый орган в течение 12 месяцев документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.
Процедура простая, и условно ее можно разделить на несколько этапов:
- Выявление кандидатов на исключение.
- Принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
- Публикация и представление возражений.
Решение о предстоящем исключении публикуется в специальном органе печати - Вестнике" - в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому они могут быть направлены.
Исключение из ЕГРЮЛ.
Если в течение трехмесячного срока с даты опубликования сведений в Вестнике" не поступили заявления против исключения юридического лица, то регистрирующий орган не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись об исключении юридического лица.
Информация об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ также публикуется в Вестнике".
Преимуществами такого способа являются абсолютная законность, завершенность процесса ликвидации, экономичность и минимальный уровень вовлечения в процесс участников общества.
Однако эта пассивная стратегия ликвидации юридического лица возможна только для компаний, не имеющих больших проблем и долгов, у которых деятельность со временем сошла на нет. Потому что если организация с большими оборотами перестает сдавать отчетность, она обязательно привлечет к себе внимание налоговой инспекции, что станет основанием для проверки.
К недостаткам рассмотренного способа ликвидации эксперты относят, во-первых, то, что им нельзя воспользоваться по собственной инициативе, так же как нельзя и контролировать процесс. Исключение организации из ЕГРЮЛ - право налоговой инспекции, но не обязанность. Во-вторых, процедура достаточно растянута по времени. наконец, в тот момент, когда юридическое лицо перестает представлять налоговую отчетность, оно совершает налоговое правонарушение - уклоняется от налогового контроля, и за это его могут привлечь к ответственности и оштрафовать.
Вместо заключения
Официальная ликвидация компании по желанию собственников - это самый оптимальный способ для компании, у которой нет долгов или есть, но она в состоянии их погасить.
Банкротство - наилучший вариант для компании, которая свои долги погасить уже не может.
Альтернативные способы ликвидации дают лишь временную передышку, приводящую в конечном итоге к большим проблемам для собственника и руководителя ликвидированной таким способом компании.
Исключение недействующей компании из ЕГРЮЛ - процесс и инициируемый, и контролируемый исключительно налоговым органом.