Эффективный совет директоров: новый взгляд. Часть 2
В предыдущей статье[i] мы показали, что в условиях современного состояния дел в российских компаниях одна из основных задач их советов директоров заключается в помощи профессиональному развитию. Рассмотрим, как эта задача может быть реализована в практике.
Стратегическое планирование, создание и развитие конкурентоспособности
В соответствии с рекомендациями международной передовой практики корпоративного управления, в рамках функции контроля и надзора за реализацией стратегии компании члены совета директоров должны концентрировать свое внимание на анализе обоснованности стратегии на этапе ее обсуждения, а после ее принятия - на анализе результатов достижения поставленных целей и конкретизирующих их показателей, на соответствии реализуемых и предлагаемых новых проектов утвержденной стратегии.
Очень часто эти обсуждения носят технический характер. Внимание концентрируется на деталях (набор контрольных показателей, их плановые значения, причины отклонений фактических результатов от плановых, аргументы в пользу их корректировки и т. п.), в то время как обоснованность стратегии с точки зрения важнейших тенденций и инноваций, определяющих направления развития глобальных и национальных рынков и отраслей, общая логика стратегии и действий менеджмента не получают необходимого внимания.
В рамках функции профессионального развития менеджмента в сфере стратегии, создания и конкурентоспособности члены совета должны стремиться к формированию у менеджмента способности по-новому видеть бизнес компании и среду, в которой она действует.
Как сказал бывший руководитель группы стратегического планирования Шелл" А. де Гиус,
планирование существует не для того, чтобы делать планы, а для того, чтобы менять идеи".
Возможный набор подходов и тем, которые помогут сформировать у менеджмента системный взгляд на бизнес компании и ее окружение, увидеть в них новые возможности, может быть разным. Он определяется профессиональным опытом и знаниями членов совета.
На наш взгляд, членам совета полезно сфокусировать свое внимание на следующих аспектах:
Бизнес-модель компании как интегральный показатель эффективности, конкурентного преимущества и устойчивости компании. В рамках осмысления деятельности компании в категориях бизнес-модели как инструмента связи производственно-технических решений с нужными экономическими результатами члены совета и менеджмент могут совместно сформулировать ответы, например, на следующие вопросы:
bull; Что представляет собой бизнес-модель компании, заложенная в действующую стратегию?
bull; Насколько обеспечен для компании дифференцированный доступ к ключевым ресурсам, требующимся для действующей бизнес-модели?
bull; Насколько успешно создаются в рамках действующей бизнес-модели внутрифирменные процессы, направленные на создание стоимости для потребителя, но трудные для повторения конкурентами?
bull; Насколько существующая система вознаграждения менеджмента и сотрудников соответствует действующей бизнес-модели?
bull; Какие тренды в нашей среде ведения бизнеса имеют для нас особое значение?
Они усиливают или минимизируют недостатки и преимущества бизнес-модели нашей компании?
Способность менеджмента организовать в компании процесс не только создания собственных инноваций, но и воспроизведения (имитации") инноваций, заимствованных извне. Авангард теоретиков и практиков бизнеса уже преодолел представление о заимствовании инноваций как о чем-то предосудительном и недостойном внимания.
Процитируем О. Шенкара, главу совета Ford Motor Company по управлению глобальным бизнесом:
Имитация - это стратегия, которая не просто согласуется с инновацией, но необходима для концентрации и эффективного использования инновационных способностей lt;...gt; Необходим систематический, последовательный подход к имитации как к части стратегии компании".
Исследование распределения выгод от внедрения инноваций в американской экономике за 19482001 годы показало, что компании-инноваторы получили только 2,2% приведенной стоимости своих инноваций. В мире уже давно утвердился термин компании-имоваторы", обозначающий компании, успешн... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.
 Иванов Петр
 Иванов Петр 
 Ковалёв Вадим
 Ковалёв Вадим 
 Круглова Людмила
 Круглова Людмила 
 Вербицкий Владимир
 Вербицкий Владимир 
 Дворянинов Семен
 Дворянинов Семен 
 Волощенко Ксения
 Волощенко Ксения Михальчук Юлия
 Михальчук Юлия Брижик Екатерина
 Брижик Екатерина Лимаренко Никита
 Лимаренко Никита Бунина Наталья
 Бунина Наталья Коршакова Дарья
 Коршакова Дарья Таут Сергей
 Таут Сергей Зуев Василий
 Зуев Василий Волковой Дмитрий
 Волковой Дмитрий
 Курлова Анастасия
 Курлова Анастасия Топлакалцян Седа
 Топлакалцян Седа Березина Юлия
 Березина Юлия Волошина Светлана
 Волошина Светлана Утнасунова Айлана
 Утнасунова Айлана Шахов Дмитрий
 Шахов Дмитрий