Эффективный совет директоров: новый взгляд. Часть 2
В предыдущей статье[i] мы показали, что в условиях современного состояния дел в российских компаниях одна из основных задач их советов директоров заключается в помощи профессиональному развитию. Рассмотрим, как эта задача может быть реализована в практике.
Стратегическое планирование, создание и развитие конкурентоспособности
В соответствии с рекомендациями международной передовой практики корпоративного управления, в рамках функции контроля и надзора за реализацией стратегии компании члены совета директоров должны концентрировать свое внимание на анализе обоснованности стратегии на этапе ее обсуждения, а после ее принятия - на анализе результатов достижения поставленных целей и конкретизирующих их показателей, на соответствии реализуемых и предлагаемых новых проектов утвержденной стратегии.
Очень часто эти обсуждения носят технический характер. Внимание концентрируется на деталях (набор контрольных показателей, их плановые значения, причины отклонений фактических результатов от плановых, аргументы в пользу их корректировки и т. п.), в то время как обоснованность стратегии с точки зрения важнейших тенденций и инноваций, определяющих направления развития глобальных и национальных рынков и отраслей, общая логика стратегии и действий менеджмента не получают необходимого внимания.
В рамках функции профессионального развития менеджмента в сфере стратегии, создания и конкурентоспособности члены совета должны стремиться к формированию у менеджмента способности по-новому видеть бизнес компании и среду, в которой она действует.
Как сказал бывший руководитель группы стратегического планирования Шелл" А. де Гиус,
планирование существует не для того, чтобы делать планы, а для того, чтобы менять идеи".
Возможный набор подходов и тем, которые помогут сформировать у менеджмента системный взгляд на бизнес компании и ее окружение, увидеть в них новые возможности, может быть разным. Он определяется профессиональным опытом и знаниями членов совета.
На наш взгляд, членам совета полезно сфокусировать свое внимание на следующих аспектах:
Бизнес-модель компании как интегральный показатель эффективности, конкурентного преимущества и устойчивости компании. В рамках осмысления деятельности компании в категориях бизнес-модели как инструмента связи производственно-технических решений с нужными экономическими результатами члены совета и менеджмент могут совместно сформулировать ответы, например, на следующие вопросы:
bull; Что представляет собой бизнес-модель компании, заложенная в действующую стратегию?
bull; Насколько обеспечен для компании дифференцированный доступ к ключевым ресурсам, требующимся для действующей бизнес-модели?
bull; Насколько успешно создаются в рамках действующей бизнес-модели внутрифирменные процессы, направленные на создание стоимости для потребителя, но трудные для повторения конкурентами?
bull; Насколько существующая система вознаграждения менеджмента и сотрудников соответствует действующей бизнес-модели?
bull; Какие тренды в нашей среде ведения бизнеса имеют для нас особое значение?
Они усиливают или минимизируют недостатки и преимущества бизнес-модели нашей компании?
Способность менеджмента организовать в компании процесс не только создания собственных инноваций, но и воспроизведения (имитации") инноваций, заимствованных извне. Авангард теоретиков и практиков бизнеса уже преодолел представление о заимствовании инноваций как о чем-то предосудительном и недостойном внимания.
Процитируем О. Шенкара, главу совета Ford Motor Company по управлению глобальным бизнесом:
Имитация - это стратегия, которая не просто согласуется с инновацией, но необходима для концентрации и эффективного использования инновационных способностей lt;...gt; Необходим систематический, последовательный подход к имитации как к части стратегии компании".
Исследование распределения выгод от внедрения инноваций в американской экономике за 19482001 годы показало, что компании-инноваторы получили только 2,2% приведенной стоимости своих инноваций. В мире уже давно утвердился термин компании-имоваторы", обозначающий компании, успешн... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.