ИЗМЕНЕНИЕ УСТАВА ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СВЯЗИ С НОВОВВЕДЕНИЯМИ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ

5 мая 2014 года в рамках концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 1108, Федеральным законом № 99 ФЗ внесены очередные изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, большинство из которых вступили в силу с 1 сентября 2014 года.

Изменениям подверглись положения четвертой главы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие одно из основополагающих направлений гражданского права - корпоративное право.

Унифицирован правовой статус юридических лиц, изменены виды и правоспособность юридических лиц. Определен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. В перечень больше не входят общество с дополнительной ответственностью и закрытое акционерное общество. Создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости, к которой относятся, в том числе, товарищества собственников жилья. Изменения затронули правила создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Усилены положения об ответственности участников юридических лиц.

Новые положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99 от 05.05.2014 г.) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу данного закона. Таким образом, вновь создаваемые юридические лица обязаны учитывать данные положения, а существующие должны привести правоустанавливающие документы в соответствие с новыми нормами.

Следует учесть, что законодатель не требует незамедлительного приведения в соответствие учредительных документов ранее созданных юридических лиц, указывая на необходимость внесения изменений при первом, ближайшем обращении в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. При этом учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами четвертой главы Гражданского кодекса Российской Федерации будут действовать в части, не противоречащей указанным нормам.

Каким же образом данные изменения затронули наиболее распространенную организационно-правовую форму юридических лиц в России - общество с ограниченной ответственностью - и какие изменения необходимо внести в уставы юридических лиц?

Сразу стоит оговориться, что подавляющему большинству обществ с ограниченной ответственностью приводить уставы в соответствие с вновь введенными нормами не потребуется. Однако тем, кто по каким-либо причинам будет вносить изменения в учредительные документы, следует обратить внимание на следующие аспекты измененных норм.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации местом нахождения юридического лица является населенный пункт (муниципальное образование), в котором осуществлена регистрация. Следовательно, в настоящее время в уставе общества с ограниченной ответственностью достаточно указать только название населенного пункта. Напомним, что ранее необходимо было указывать полный адрес местонахождения постоянно действующего исполнительного органа. В этом есть свой плюс, поскольку в случае смены адреса юридического лица в рамках населенного пункта не нужно будет вносить изменения в учредительные документы.

Теперь не обязательно указывать в уставе сведения о филиалах и представительствах юридического лица, что также является положительным моментом, упрощающим процедуры создания и ликвидации обособленных подразделений юридических лиц. Достаточно будет внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Наверное, одним из самых интересных нововведений в Гражданском кодексе Российской Федерации является право юридических лиц предоставлять полномочия (без доверенности) выступать от его имени нескольким лицам, при этом они могут действовать как совместно, так и не зависимо друг от друга (пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации). Естественно, поскольку это право общества, то изменять устав в связи с этим нет необходимости, если только юридическое лицо не намерено воспользоваться данным правом. Однако пока не совсем понятно, как будут реализовываться данные положения и что именно нужно прописывать в уставе. К примеру, нужно будет предусмотреть в уставе процедуры принятия директорами совместных решений, согласования директорами заключаемых обществом сделок, порядка подписания договоров и документов, оформляемых в процессе текущей деятельности общества, пути выхода из тупиковых ситуаций, если они не смогут выработать общее решение, и другие вопросы. Поэтому имеет смысл подождать внесения изменений в профильные нормативные акты, в нашем случае в Федеральный закон Об обществах с ограниченной ответственностью".

С внесением изменений в гражданское законодательство Российской Федерации введены новые понятия: корпорация" - корпоративные юридические лица, а также понятия публичные" и непубличные" общества. Введение данных понятий не влечет за собой необходимости вносить в учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью изменения. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которые не отвечают признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, по умолчанию признаются непубличными, то есть если общество не заявлено как публичное, оно будет признаваться непубличным, даже если об этом нет указаний в уставе общества. Однако данное обстоятельство не исключает право общества с ограниченной ответственностью включать в устав упоминания о том, что общество с ограниченной ответственностью является непубличным корпоративным юридическим лицом.

В новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации конкретизированы и несколько расширены права и обязанности участников корпорации (корпоративных юридических лиц) путем введения новой статьи 65.2.

Права участников корпорации, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1 данной статьи, и ранее имели свое отражение в статье 8 Федерального закона Об обществах с ограниченной ответственностью". А вот права, связанные с правом участников корпорации обжаловать решения органов корпорации (подпункты 3-5 пункта 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации) можно считать нововведением. Так, участники корпорации (участники, члены, акционеры и т. п.) вправе:

  • обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;
  • требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков;
  • оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 Гражданского кодекса Российской Федерации или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

В пункте 1 статьи 67 Гражданского отражены права участника хозяйственного товарищества и общества, которые применяются наряду с правами, предусмотренными для участников корпорации.

Что касается обязанностей участника корпорации, то, пожалуй, безусловным нововведением являются обязанности, предусмотренные подпунктами 3-5 пункта 4 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации:

  • участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;
  • не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;
  • не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Остается вопрос, обязаны ли общества с ограниченной ответственностью внести данные изменения прав и обязанностей участников в устав?

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 12 Федерального закона Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества должен содержать права и обязанности участников общества, но при этом не обязательно указывать в уставе все положения, предусмотренные в гражданском законодательстве Российской Федерации. Тех прав и обязанностей участников, которые содержатся в уставах обществ с ограниченной ответственностью в настоящее время, будет достаточно. Тем более что отсутствие в уставе указаний на какие-либо права и обязанности участника общества не лишают его прав и не исключают обязанностей, предусмотренных законами Российской Федерации.

С 1 сентября 2014 года в уставе общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрен порядок уведомления участников общества о намерении обратиться в суд с иском о возмещения причиненных корпорации убытков, признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки (пункт 2 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации). В данном случае, ключевое слово может", а не должен, соответственно прописывать данный порядок уведомления об обращении в суд не обязательно. Но при этом наличие в уставе этого положения поможет избежать ненужных споров между участниками общества.

Кроме того, стоит отметить новые положения Гражданского кодекса Российской Федерации о реорганизации юридического лица, предусмотренные статьями 57-60.2 Теперь допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. Подробно урегулированы вопросы предоставления гарантий кредиторам реорганизуемого юридического лица в части досрочного исполнения обязательств. Предусмотрена солидарная ответственность вновь созданного юридического лица по долгам своего предшественника, когда невозможно определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов. Данные положения в уставах российских организаций встречаются достаточно редко, вносить их в устав в связи с вступлением в силу нет необходимости, а вот если данные положения имеются, то их необходимо привести в соответствие с законом.

Имеет смысл упомянуть и другие новые положения Гражданского кодекса Российской Федерации, наличие которых в уставе также не обязательно, но если они уже имеются, то необходимо привести их в соответствие с данными нормами.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации по единогласному решению участников (учредителей) в устав может быть включено положение об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества. Указывать в уставе общества об отсутствии ревизоров не обязательно, а вот если ревизионная комиссия (ревизор) существует, то в уставе в обязательном порядке должны быть прописаны: количественный состав комиссии, компетенция, срок полномочий, порядок работы. Новшеством в данном положении является то, что теперь ревизионная комиссия будет создаваться в обществе исключительно по усмотрению участников общества. Напомним, ранее действовало обязательное требование об образовании в обществе ревизионной комиссии, в случае если количество участников более пятнадцати (пункт 6 статьи 32 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью"), с 1 сентября 2014 года данное положение противоречит подпункту 4 пункта 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введено требование о нотариальном подтверждении (удостоверении) принятых общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решений, если иной способ не предусмотрен уставом общества, либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками единогласно. Если общество не желает каждое свое решение удостоверять у нотариуса, то оно обязано будет предусмотреть иной порядок подтверждения принятых решений.

Положения статьи предлагают несколько способов:

  • подписание протокола всеми участниками или частью участников;
  • с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения;
  • иным способом, не противоречащим закону.

При этом не обязательно прописывать данный порядок в уставе, можно его предусмотреть решением участников общества, обязательно единогласным. В последующем, при внесении иных изменений в устав, можно продублировать данные положения в уставе. Обществам с единственным участником данное нововведение можно обойти стороной", ведь речь идет об общих собраниях участников.

Стоит уделить внимание изменениям Гражданского кодекса Российской Федерации по вопросам компетенции органов управления общества с ограниченной ответственности.

Кардинальных изменений не усматривается, изменения больше коснулись систематизации и уточнения уже существующих положений, регулирующих порядок формирования органов управления обществ, их полномочия и взаимодействие. В любом случае, необходимо проинспектировать устав на предмет соответствия его положений об органах управления новым нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, необходимо проверить соответствие полномочий органов общества и количества голосов, необходимых для принятия некоторых решений по изменению порядка управления обществом, поскольку большинство решений, в том числе и решение об изменении процедуры преимущественной покупки доли, и изменении максимального размера доли в уставном капитале, должны быть приняты единогласно.

Соответственно, если будут выявлены противоречия, то рекомендуется в ближайшее время привести положения устава в соответствие с законом, в любом случае положения, противоречащие нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, действовать не будут.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что изменения, внесенные Федеральным законом № 99 ФЗ, вводят запрет на самостоятельное определение стоимости имущества, вносимого участниками в уставный капитал. В соответствии с пунктом 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком. В случае если положение об определении стоимости имущества имеется в уставе общества, оно либо должно быть приведено в соответствии с гражданским законодательством, либо будет считаться недействующим.

Подводя итог, можно сделать вывод, что многим российским обществам с ограниченной ответственностью изменять устав не понадобится, хотя бы по причине отсутствия в уставе положений, которые были затронуты изменениями. Если же собственники и руководители обществ примут решение дополнить свои учредительные документы новыми положениями и привести их в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступивших в силу с 1 сентября 2014 года, то следует в первую очередь обратить внимание на вышеизложенные изменения.

Напомним, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона № 99 ФЗ от 5 мая 2014 года учредительные документы юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы юридических лиц до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам.