Законопроект о внешнем управлении иностранных компаний внесен в Госдуму

Обсуждаемый еще с начала марта 2022 г. законопроект о внешней администрации компаний с иностранным участием 12 апреля был внесен на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента. Однако по сравнению с первоначальной редакцией в документ был внесен ряд изменений.

КРИТЕРИИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Согласно законопроекту, внешняя администрация может быть введена в отношении организации, соответствующей совокупности следующих критериев:

  1. «Лица иностранных государств, совершающих недружественные действия»1, являются контролирующими лицами компании либо владеют в совокупности прямо или косвенно не менее чем 25% ее голосующих акций (долей в уставном капитале).

Данный критерий присутствовал в документе и ранее, однако теперь в нем появилось примечание, что связанными с «недружественными иностранными государствами» не считаются офшорные компании, контролирующим лицом которых является РФ или бенефициарами — российские граждане.

  1. Критерий об определенной величине активов и среднесписочной численности работников был исключен. Теперь внешняя администрация грозит организациям, имеющим «существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в Российской Федерации или в ее субъекте».

Такими организациями признаются:

  • компании, производящие или перерабатывающие товары первой необходимости или товары с госрегулируемыми ценами;
  • организации, являющиеся естественными монополиями или занимающие доминирующее положение на рынке;
  • организации — единственные производители или поставщики, включенные в соответствующий реестр госзакупок;
  • градообразующие предприятия, обеспечивающие минимум 25% занятости в конкретном населенном пункте;
  • компании, прекращение деятельности которых повлечет серьезные последствия, такие как техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов жизнеобеспечения, необоснованное увеличение розничных цен на определенные товары, производимые для российских потребителей;
  • организации, наряду с другими предприятиями участвующие в цепочке значимых производств.

По решению межведомственной комиссии, созданной Минэкономразвития, организация может быть признана имеющей существенное значение вне зависимости от наличия вышеуказанных признаков. Внешняя администрация может быть назначена также в отношении филиала организации, соответствующей перечисленным критериям.

Введение внешнего управления в кредитных и страховых организациях, а также в негосударственных пенсионных фондах не допускается. Однако Центробанк РФ может ходатайствовать о применении процедур замещения активов путем выделения и последующей продажи долей (акций) выделяемой организации в отношении первых двух категорий юрлиц при их ликвидации или в ходе конкурсного производства.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ

  1. Фактическое прекращение управления деятельностью организации ее руководителем, иными органами управления и (или) участниками (акционерами) в нарушение требований законодательства РФ.

Наличие этого основания презюмируется, если вышеперечисленные лица после 24 февраля 2022 г. покинули территорию РФ, оставив компанию без управления, или совершили действия (бездействие)... ✂