УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ. ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

В последние годы в системе управления предприятиями большое значение уделяется управлению рисками. Риски являются объективным и неизбежным фактором любой хозяйственной деятельности.

По определению, данному в Своде общих положений Управление рисками организаций. Интегрированная модель", который был разработан в 2004 г. комитетом спонсорских организаций Комиссии Трэдуэй (COSO ERM):

Управление рисками организации - это процесс, осуществляемый советом директоров, менеджерами и другими сотрудниками, который начинается при разработке стратегии и затрагивает всю деятельность организации. Он направлен на выявление потенциальных событий, которые могут влиять на организацию, и управление связанным с этими событиями риском, а также на осуществление контроля за непревышением риск-аппетита организации и предоставление разумной уверенности в достижении целей организации".

В настоящее время стандарты COSO ERM являются основополагающими стандартами по управлению корпоративными рисками предприятий любого профиля и определяют основные рамки, принципы, структуру, компоненты и этапы процесса управления рисками предприятия. На их основе в некоторых отраслях экономики разработаны отраслевые стандарты управления рисками, учитывающие специфику и природу рисков, присущих этим отраслям. В некоторых странах разработаны стандарты управления рисками, учитывающие регуляторные требования этих стран. В Российской Федерации такие стандарты не разработаны.

Добавим, что риск в COSO ERM определен, как событие, которое в случае своей реализации может оказать негативное влияние на достижение организацией поставленных целей".

Из определения видно, что управление рисками - это процесс, а не разовая акция (например, ежемесячное или ежеквартальное составление карты рисков), и занимаются этим процессом все сотрудники предприятия.

И действительно, сейчас все говорят о рисках, начиная от руководителей ведомств и частных и государственных компаний до рядовых чиновников и менеджеров низшего звена. В различных отчетах различных организаций, как частных, так и государственных, как торговых, так и производственных, целые разделы посвящены рискам и управлению ими.

Между тем, как показывает практика и отмечают эксперты Института внутренних аудиторов, система управления рисками (далее - СУР) как целостная совокупность элементов (методики и информационной системы), посредством которых общество может контролировать риски на всех уровнях", построена в очень незначительном количестве организаций, а процессы управления рисками в большинстве случаев даже не формализованы.

Основные причины этого, по мнению автора, кроются в отсутствии воли и желания собственников бизнеса (акционеров) во внедрении СУР в принадлежащих им компаниях, что, в свою очередь, является следствием недооценки роли процессов управления рисками в системе управления предприятием.

Давайте в этом разберемся.

Управление рисками как неотъемлемая часть системы управления предприятием

Для определения роли и места управления рисками в системе управления предприятием вспомним, что любая деятельность - это процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает поставленных целей. Процесс деятельности делится на этапы: процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий и процесс анализа результатов действий и сравнения их с поставленными целями.

Абстрактно, управление рисками - это предвидение, мозговой штурм" того, какие отрицательные последствия принесут последующие действия, и планирование мероприятий по уменьшению этих последствий. Практически, управление рисками является важнейшей составной частью процессов вовлечения в деятельность, целеполагания и проектирования действий, то есть управление рисками является составной частью деятельности предприятия.

В повседневной жизни мы всегда (хотелось бы верить!) управляем рисками. Например, собираясь летом в отпуск куда-нибудь на машине, мы мысленно просчитываем все риски, которые могут случиться в пути: прокол колеса, поломка стартера, попадание в автомобильную пробку, невозможность найти приличное место, чтобы поесть или провести ночлег. На риски мы реагируем - планируем мероприятия по их минимизации: берем запасное колесо, запчасти для стартера или список всех авторемонтных мастерских на маршруте, выбираем путь длиннее, но без пробок, берем с собой спальный мешок и набор продуктов. Или принимаем риски. Например, едем все-таки маршрутом, где могут образоваться пробки, и корректируем свои планы с учетом задержек. Иногда, планируя какую-либо серьезную работу, например капитальный ремонт в квартире, чтобы что-то не забыть, мы записываем все риски и планируемые действия по их минимизации. То есть формализуем, в своем роде, процесс управления рисками.

Так и в жизни предприятия, перед началом какого-либо дела необходимо подумать о рисках, которые ждут тебя в процессе его реализации и по результатам исполнения. Но если в повседневной жизни, для себя, мы можем не записывать ни риски, ни мероприятия, ни, тем более, ответственных, то на предприятии без этого не обойтись.

Мы определили в большей степени не роль, а место управления рисками в системе управления предприятием, теперь определим их роль.

Необходимость и важность формализации управления рисками

В повседневной жизни то, думаем ли мы о рисках, интересует только нас самих, в крайнем случае, наших близких. В бизнесе (акционерном и не только) все по-другому.

Акционеры хотят и имеют право знать, как исполнительное руководство предприятий распоряжается теми материальными и финансовыми ресурсами, которыми им доверили управлять. Как и каким образом думает" исполнительное руководство при осуществлении своей деятельности? Одним словом, в надежных ли руках находится принадлежащее акционерам имущество? И, следовательно, они (акционеры) хотят видеть, как происходят процессы принятия и исполнения управленческих решений, как продумываются различные варианты действий, какие действия предпринимаются для минимизации негативных последствий тех или иных событий. То есть им требуется максимальная прозрачность" этих процессов. Для этого акционерам и необходима формализация процесса управления рисками. Это - во-первых.

Во-вторых, появление реальных, проработанных и постоянно отслеживаемых карт рисков приводит к прозрачности" всего бизнеса. Это важно при принятии как тактических, так и стратегических решений. Например, решение о строительстве какого-либо объекта на территории предприятия с высокими рисками банкротства последнего может быть не принято, если риски банкротства достаточно высоки, а запланированные мероприятия по их минимизации неэффективны. Это выясняется в процессе обсуждения и анализа карты рисков на заседании комитета по рискам, что также является частью системы управления рисками.

Или, например, решение о заключении с заказчиком контракта на исполнение какого-либо сложного заказа к определенному сроку при отсутствии необходимого оборудования в надежде на межзаводскую кооперацию может быть не принято, если нельзя минимизировать риски в случае невозможности предприятием-партнером выполнить свои обязательства в срок.

Обсуждение карты рисков проектов, где риски оценены и имеют стоимость, положительно влияет на адекватность принимаемых решений.

В-третьих, формализация процесса несет в себе соблюдение некой методики при составлении карты рисков. Согласно этой методике, карта рисков объекта составляется на основании паспортов рисков.

При составлении паспортов на каждый риск, помимо описания самого риска и его оценки, указываются ФИО и должности ответственных за управление риском, перечень мероприятий по минимизации риска, сроки исполнения этих мероприятий и ответственные за их исполнение, расчеты остаточного риска и т. д. и т. п.

Информацию в паспортах постоянно актуализируют. О рисках необходимо писать, фиксировать их на бумаге или в электронном виде, и это не совсем одно и то же, когда о рисках только говорят. У каждого риска появляется сотрудник, отвечающий за то, чтобы риск либо не свершился, либо был минимизирован. То есть формализация процесса управления рисками запускает механизм осмысления" сотрудниками предприятия своих действий и их последствий. А так как управление рисками - это непрерывный процесс, то в результате постоянное осмысление" своей работы приводит к ее улучшению и, следовательно, к совершенствованию деятельности самой организации.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о той важной роли, которую играет управление рисками для совершенствования деятельности организации, повышения ее эффективности.

Что влияет на построение системы управления рисками на предприятиях

Мы определили важность управления рисками для эффективной деятельности предприятий. В то же время ранее мы отмечали, что при всей важности работающей системы управления рисками для предприятия построены такие системы в очень незначительном количестве организаций. В контексте данной статьи нас интересуют причины проблем при организации управления рисками на предприятиях с участием государства. В каких государственных организациях системы построены, а в каких нет? Но прежде чем перейти к этому вопросу, определим, в каких предприятиях системы управления рисками выстроены.

Ранее мы уже упоминали, что в Российской Федерации не разработаны стандарты управления рисками. Тем не менее существуют некоторые методологии по управлению рисками, например, для банковской деятельности. Поэтому из общего числа всех предприятий сразу можно выделить банки, страховые компании, различные фонды и другие организации, деятельность которых жестко регламентирована законодательством, где управление рисками является неотъемлемой частью деятельности предприятий. Среди них есть как частные, так и государственные предприятия.

Из оставшихся предприятий, в свою очередь, можно отметить предприятия как частные, так и государственные, стремящиеся к выходу на международные финансовые рынки (IPO) или уже котирующиеся на этих рынках. Для таких предприятий наличие системы управления рисками, построенной в соответствии с требованиями COSO ERM, является обязательным условием для высокой котировки.

Все вышеперечисленные предприятия и составляют, в основном, то незначительное количество" предприятий с выстроенной системой управления рисками. Словосочетание в основном" употребляем потому, что есть предприятия, где должна быть стройная система управления рисками, а ее нет (!), и предприятия, где наличие такой системы необязательно, но она есть.

Посмотрим на СУР в государственных предприятиях. Здесь можно отметить свои особенности.

Во-первых, при построении системы управления рисками важна не отраслевая принадлежность предприятия, а отношение собственника (собственников) к построению СУР. А отношение частных собственников и представителей государства к построению СУР различается.

Во-вторых, по большому счету, построение СУР в частных предприятиях интересует только их собственников. Другое дело - государственные предприятия. Представитель собственника (государства) - Росимущество пытается внедрять прогрессивные формы корпоративного управления для государственных предприятий. Среди этих форм есть и выстраивание систем управления рисками. Результаты же этой деятельности, скажем так, не впечатляют.

Почему же управление рисками в государственных предприятиях не находится на должном уровне? Получается, что собственник (государство) дает указания руководству предприятий, а оно ничего не делает? Или у собственника не хватает полномочий или знаний для реализации своих решений? Или нет желания и воли для организации СУР в принадлежащих ему (государству) предприятиях? Разобравшись в причинах этого, мы сумеем разработать мероприятия, которые позволят успешно внедрить процессы управления рисками в государственных предприятиях.

Но прежде добавим, что если собственники бизнеса решают внедрить СУР в своих обще­ствах, то, как правило, им это удается. В част­ных компаниях, где не выстроено управление рисками, собственники и не ставили перед собой такой цели. Существуют и обратные примеры. Есть предприятия, для которых на­личие системы управления рисками не обяза­тельно, но она присутствует. Как правило, это частные непубличные компании, владельцы которых стараются внедрять в практику про­грессивные формы корпоративного управле­ния. Таких компаний немного, но, повторимся, они есть и, как правило, успешны в бизнесе.

Причины проблем при внедрении процесса управления рисками в государственных предприятиях

Выше отмечалось, что для успешного внедрения СУР важно желание и воля собственников. Добавим, что в государственных предприятиях важную роль играет также желание и воля исполнительного руководства.

Если в частных компаниях желание собственника - закон для исполнительного руководства, то в государственных компаниях это далеко не так. Часто желание собственника-государства размывается", интерпретируется и заменяется желанием чиновников, призванных выражать государственные интересы. При этом нередко уровень и вес" чиновников, выражающих интересы государства, ниже уровня и веса" исполнительного руководства предприятий. И желания государства без желания исполнительного руководства не хватает" для успешного внедрения СУР.

Деятельность государственных предприятий помимо Росимущества курируют федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ). Соответственно, указания по управлению рисками, как правило, руководство предприятий получает и из Росимущества, и из ФОИВ.

Как назначаются руководители государственных компаний? Как правило, кандидатуры руководителей назначаются по представлению Росимущества, ФОИВ, курирующих данные предприятия, или непосредственно Правительства РФ. Особенно это типично для головных предприятий различных холдингов, корпораций. Очень часто на эти ответственные посты назначаются бывшие государственные служащие, сложившиеся как руководители в процессе работы в различных государственных структурах и органах. И методы управления, которые они привносят в управление предприятиями, такие, какие сформировались при работе на государственной службе.

Чем деятельность руководителя предприятия, бывшего государственного служащего, отличается от деятельности руководителя предприятия, бывшего бизнесмена или исполнительного руководителя из частного сектора экономики?

Если посмотреть абстрактно, с точки зрения технологии, то вторые, в ситуации, когда нужно срочно принять решение в интересах дела, предприятия, сначала принимают решение, а потом занимаются, так сказать, оформительской частью, в том числе получением одобрения вышестоящего руководства (например, совета директоров). Они, кстати, за это часто получают различные взыскания, но дело, как правило, движется. Процесс идет. Первые же, прежде чем принять решение, выполняют все требования, предшествующие процессу принятия решения: собирают совет директоров, получают одобрение и т. д. Правда, порой, и до дела не успевает дойти. Зато нарушений никаких!

Например, если одному из предприятий холдинга необходимы сегодня срочно финансовые средства, а у другого предприятия холдинга они есть, бизнесмен - руководитель холдинга сначала отправит деньги, а потом начнет оформлять соответствующие договоры для обоснования оплаты и получать одобрение совета директоров. Чиновник-руководитель постарается сначала получить одобрение своих действий, оформить все необходимые документы, и лишь потом совершит оплату. Если к тому времени это будет нужно.

Это и не хорошо, и не плохо. Это факт. Так сложилось. И это надо понимать и принимать во внимание при выстраивании СУР на государственных предприятиях. Такой подход помогает выявить и причины существующих проблем при внедрении процесса управления рисками на государственных предприятиях:

  1. Государство как собственник, в лице Росимущества, на сегодняшний день не разъяснило подробно и однозначно роли сотрудников обществ в построении СУР и дальнейшем управлении рисками. По аналогии с разъяснениями, данными в утвержденных Росимуществом Методических рекомендациях по организации работы внутреннего аудита. Это является первой причиной проблем при внедрении процесса управления рисками в государственных предприятиях.
  2. Вторая причина является следствием первой. Так как разработанных рекомендаций нет, а указания по управления рисками поступают, то исполнительное руководство предприятий вместо того, чтобы создавать СУР силами менеджмента, то есть силами тех, кто этими рисками и должен управлять, возлагает внедрение этой системы, как правило, на службы внутреннего аудита. Исполнительное руководство, видимо, полагает, что если работа внутреннего аудита связана с оценкой управления рисками, то построить эту систему на предприятии они же (внутренние аудиторы) и обязаны. Не понимая, что служба внутреннего аудита, согласно тем же Методическим рекомендациям Росимущества, не обладает никакими полномочиями для внедрения системы управления рисками. Хотя бы потому, что при внедрении системы необходимо руководить и давать указания менеджменту, что в корне противоречит сути деятельности внутренних аудиторов и их месту в управленческой иерархии предприятий. В результате выстраивание СУР службами внутреннего аудита не дает никакого положительного результата, а исполнительное руководство компаний с чистой совестью" возлагает вину за это на орган, который был исполнительному руководству навязан" Росимуществом. То есть вторая причина - это возложение обязанности по внедрению СУР на орган, который рисками не управляет и полномочий на внедрение не имеет.

Эта причина, кстати, выявляет важную проблему в корпоративном управлении государственными предприятиями - это фактическое подчинение служб внутреннего аудита исполнительному руководству предприятий, а не совету директоров, что только подтверждает формальную роль этого института (совета директоров) в управлении государственными предприятиями.

  1. Ранее мы говорили о важности соблюдения методики при составлении карты рисков. Соблюдение методики запускает механизм осмысления" сотрудниками предприятия своих действий и их последствий, что положительно влияет на совершенствование деятельности организации, но, как правило, не сразу, а через год-два. Не каждый руководитель предприятия может ждать так долго появления реальной проработанной карты рисков. В среде чиновников принято быстро получать результат. Поэтому велик соблазн направить все усилия на составление один раз в квартал или в год карты рисков, удовлетворяющей всех заказчиков (проверяющих). А так как для проверяющих важно наличие самой карты рисков, а не соблюдение методики при ее составлении, то зачем тратить силы и средства на формализацию процесса управления рисками? В этом заключается третья причина проблем при внедрении процесса управления рисками в государственных предприятиях: внедрение СУР на предприятиях оценивают не по соблюдению методики и изменению процессов принятия решений, а по сданной в срок карте рисков.
  2. Формализация процесса управления рисками для каждого сотрудника - это, в конечном счете, дополнительная работа. Неоплачиваемая. Что для рядовых сотрудников, что для руководителей. Естественно, что они всеми способами будут пытаться этим не заниматься. Это четвертая причина.
  3. Формализация процесса управления рисками подразумевает, что карта рисков составляется на основании заполненных паспортов рисков. В каждом паспорте указаны ответственные за риски и за мероприятия по их минимизации. Риски оценены. То есть формализация процесса управления рисками приводит к появлению персональной ответственности руководителей за те или иные риски! Это является одной из важнейших причин возникновения проблем при внедрении управления рисками.

Сложность внедрения управления рисками не в сложности процедур идентификации рисков, планирования мероприятий по минимизации рисков, мониторинга рисков и контроля исполнения мероприятий по их минимизации, анализа эффективности реализованных мероприятий, а в нежелании менеджмента и руководства предприятий выполнять систематически вышеуказанные процедуры.

Везде, где внедрялись и были внедрены системы управления рисками, самое активное участие в этом принимали советы директоров и исполнительное руководство во главе с первым лицом предприятия. Это также является фактом, и это необходимо учитывать, когда предприятие решает построить СУР.

Рекомендации для успешного построения системы управления рисками в государственных предприятиях

Выше мы выявили причины возникновения проблем при внедрении процесса управления рисками в государственных предприятиях.

Фактически получается, что со стороны собственника (государства), решающего внедрить СУР в своих предприятиях, инициаторами выступают государственные служащие. И со стороны руководства предприятий, обязанных внедрить СУР, также часто выступают государственные служащие. Значит методы, применяемые при внедрении СУР, должны быть такими же, как при внедрении в государственных структурах каких-либо нововведений. Это разработка и внедрение предельно точных и подробных инструкций, рекомендаций, указаний, обязательно утвержденных приказами государственных органов. Как показывает опыт, различные рекомендации, не утвержденные приказами к обязательному внедрению, так и остаются рекомендациями.

Исходя из этого, можно рекомендовать Росимуществу как представителю собственника обозначить перечень первичных мероприятий, которые необходимо осуществить для успешного построения СУР:

  • разработать и утвердить приказом Методические рекомендации по построению системы управления рисками в предприятиях с участием РФ. В этих Методических рекомендациях подробно расписать роли всех участников построения СУР: кто будет разрабатывать различные положения, кто будет внедрять, кто осуществлять мониторинг процесса управления рисками, а кто мониторинг рисков и т. д. и т. п.;
  • под эгидой Росимущества, в обязательном порядке, провести обучающие семинары по управлению рисками для первых лиц предприятий;
  • в Росимуществе разработать образец дорожной карты, которую в обязательном порядке необходимо, в свою очередь, разработать и утвердить советами директоров на каждом предприятии;
  • на каждом предприятии утвердить свою дорожную карту;
  • обратиться к профессиональным сообществам ИВА, РИД и др. для организации и проведения обучающих семинаров по управлению рисками на предприятиях;
  • осуществить на предприятиях построение СУР в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями. Построение СУР можно выделить в отдельный проект с определением даты окончания. Руководитель проекта должен иметь статус или полномочия, позволяющие заставить" руководителей всех уровней участвовать во внедрении СУР.

Список мероприятий может быть дополнен и доработан. На всех стадиях и этапах построения СУР необходимо осуществлять постоянный мониторинг исполнения вышеуказанных мероприятий.

Необходимо отметить, что для успешного построения СУР, кроме желания и воли, исполнительное руководство предприятия должно понимать схему управленческих технологических процессов всех производственных сегментов предприятия.

Роль внутреннего аудита при построении системы управления рисками в государственных предприятиях

Какую роль при построении системы управления рисками в государственных предприятиях должна играть служба внутреннего аудита? По определению, данному в стандартах COSO ERM, служба внутреннего аудита оценивает и повышает эффективность управления рисками". То есть управление рисками предприятия является объектом внутреннего аудита. Но если система управления рисками не выстроена, то нет и объекта аудита. Тогда необходимо вспомнить, что по тому же определению, данному в стандартах COSO ERM, внутренний аудит оказывает объективные и независимые консультации, направленные на совершенствование деятельности организации".

Внутренние аудиторы должны консультировать менеджмент предприятия в процессе построения системы управления рисками. Консультировать, но не выстраивать систему. Внутренний аудит не должен вторгаться в компетенции сотрудников предприятия. Поэтому очень важно, чтобы исполнительное руководство и руководство службы внутреннего аудита заранее определили и сформулировали роли и задачи внутреннего аудита в системе управления рисками предприятия.

В завершение

Обычно принято говорить об эффективности деятельности предприятия. Давайте обратим внимание, напротив, на НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ деятельности. У неэффективности деятельности есть две причины: либо человек (сотрудник, руководитель) не может работать эффективно, либо не хочет.

Как мы уже определили, внедрение СУР повышает эффективность деятельности предприятия. Технология внедрения также несложна. Важную роль играют желание и воля руководства государственного предприятия. Будем надеяться, что у руководителей государственных предприятий достаточно того и другого для внедрения СУР и повышения эффективности деятельности своих предприятий.