Субсидиарная ответственность в современных реалиях: кого спасет коронавирус?

В 2020 г. мир столкнулся с серьезным вызовом, угрожающим как здоровью населения, так и финансовому благополучию поистине всех стран мира. Пандемия коронавируса в той или иной степени парализовала отдельные сектора экономики разных стран (туризм, сфера общественного питания, event-индустрия, торговля непродовольственными товарами и др.) и заставила государства искать способы поддержки бизнеса в условиях отсутствия возможности его нормального функционирования.

Одним из способов поддержки предпринимательства в России в условиях пандемии стал мораторий на банкротство, предусматривающий запрет кредиторам инициировать банкротство своего должника1, при условии, что такой должник пострадал в результате распространения коронавируса и введенных мер по его сдерживанию. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, очевидно, что весной 2021 г., после предполагаемого окончания действия моратория, нас ожидает волна банкротств хозяйствующих субъектов.

Согласно регулярно раскрываемой статистике, процент удовлетворения требований кредиторов в делах о банкротстве катастрофически низкий, и привлечение контролирующих должников лиц к субсидиарной ответственности зачастую остается единственным шансом кредиторов восстановить свои нарушенные права.

Бесспорно, что в условиях вызванного коронавирусом кризиса процент погашения долгов перед кредиторами в банкротстве не возрастет, а значит, спрос на субсидиарную ответственность руководителей и бенефициаров должников останется стабильно высоким.

В настоящей статье мы не будем рассматривать условия предоставления права на мораторий на банкротство или вводимые для кредитора и должника ограничения. Вместо этого мы проанализируем, насколько пандемия коронавируса и введенные изза нее ограничительные меры могут являться основанием для непривлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по правилам Закона о банкротстве2.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ

С 30.07.2017 в Закон о банкротстве добавлена глава III.2, регламентирующая ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве (взамен ранее действовавшей ст. 10).

Согласно действующему регулированию, контролирующие должника лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по следующим основаниям:

  • невозможность полного погашения требований кредиторов (ст. 61.11);
  • неподача (несвоевременная подача) должником заявления о его банкротстве (ст. 61.12).

При привлечении к субсидиарной ответственности за нев... ✂