Реорганизация в виде преобразования ЗАО в ООО. Этапы преобразования

Ответ на вопрос читателей журнала АО подготовила Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук Гентовт Ольга

Порядок реорганизации акционерного общества в форме преобразования предусмотрен п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 2612.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО). Порядок представления документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации). Поскольку акция является ценной бумагой, то при реорганизации АО также должны быть соблюдены требования законодательства об эмиссии ценных бумаг.

Законодательством прямо не установлены какие-либо особенности реорганизации акционерного общества в зависимости от статуса общества, поэтому формально реорганизация непубличных или публичных обществ (в том числе в наименовании которых до сих пор содержится указание на то, что они являются закрытыми или открытыми) должна осуществляться по одним и тем же правилам.

 

Принятие решения о реорганизации АО в форме преобразования

 

Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме преобразования АО выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме преобразования (п. 2 ст. 20 Закона об АО).

При подготовке к общему собранию акционеров (п. 1 ст. 54 Закона об АО) совет директоров помимо прочего утверждает:

- дату определения (фиксации) лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров - не может быть установлена более чем за 35 дней до даты проведения общего собрания акционеров (абзац третий п. 1 ст. 51 Закона об АО);

- повестку дня общего собрания акционеров. Поскольку ст. 53 Закона об АО не предусматривает право акционеров АО вносить предложения в повестку дня общего собрания акционеров в рассматриваемой ситуации, то сама повестка, включая формулировку выносимых на повестку дня вопросов, формируется советом директоров, в том числе именно совет директоров формирует списки лиц, входящих в органы управления создаваемого в результате преобразования юридического лица;

- форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями, которые направляются акционерам (вручаются, опубликовываются) не позднее чем за 20 дней до проведения общего собрания акционеров (пп. 2-3 ст. 60 Закона об АО).

Лица, имеющие право на участие в общем собрании, должны быть уведомлены о его проведении не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания акционеров (п. 1 ст. 52 Закона об АО).

Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно отвечать требованиям, установленным п. 3 ст. 20 Закона об АО. Решение о реорганизации АО принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (подп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Отметим, что владельцы привилегированных акций (кроме привилегированных акций с преимуществом в очередности получения дивидендов) также обладают правом голоса при решении на общем собрании вопроса о реорганизации АО (абзац второй п. 2.1 и п. 4 ст. 32 Закона об АО).

 

Содержание решения о реорганизации АО в форме преобразования

 

1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подп. 1 п. 3 ст. 20 Закона об АО);

2) порядок и условия преобразования (подп. 2 п. 3 ст. 20 Закона об АО);

3) порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО (п. 1 ст. 66, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 83 ГК РФ, подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО);

4) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица, например, директор (генеральный директор) ООО (подп. 6 п. 3 ст. 20 Закона об АО);

5) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора и образование ревизионной комиссии или избрание ревизора отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица (подп. 4 п. 3 ст. 20 Закона об АО);

6) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица (подп. 5 п. 3 ст. 20 Закона об АО);

7) список членов иного органа управления создаваемого юридического лица (подп. 7 п. 3 ст. 20 Закона об АО);

8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта при его составлении;

9) указание об утверждении устава, создаваемого ООО, с приложением устава (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");

Решение о реорганизации АО в форме преобразования может содержать иные положения, не противоречащие федеральным законам.

 

Действия после принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования

 

1. Уведомление регистрирующего органа о принятом решении, опубликование сообщения о реорганизации в Вестнике государственной регистрации

 

Пленум Верховного Суда РФ в п. 27 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указал, что при реорганизации в форме преобразования юридическое лицо на основании п. 1 ст. 60 ГК РФ обязано уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации. Аналогичную позицию занял регистрирующий орган (смотрите письма ФНС России от 29.07.2015 N ЕД-3-14/2874@, от 31.07.2019 N ПА-4-14/15056@).

Поэтому юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

В соответствии с абзацем вторым п. 5 ст. 58 ГК РФ при реорганизации АО в форме преобразования не требуется:

- опубликовывать уведомление о реорганизации в "Вестнике государственной регистрации" (смотрите также разъяснения специалистов ФНС, решение ФНС от 28.10.2015 N 64-p);

- досрочно исполнять обязательства перед кредиторами общества.

Ряд федеральных законов по-прежнему предусматривают необходимость исполнения этих обязанностей реорганизуемым в форме преобразования юридическим лицом (ст. 13.1 Закона о госрегистрации, ст. 15 Закона об АО). Но с 01.09.2014 правила, установленные данными федеральными законами, могут применяться только в части, не противоречащей ГК РФ (пп. 1, 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Регистрирующий орган размещает в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, что в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (подп. "б" п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

 

2. Выкуп акций у акционеров в связи с принятием решения о реорганизации

 

При предъявлении акционерами АО, владельцами голосующих акций, голосовавшими на общем собрании против принятия решения о реорганизации АО или не принимавшими участия в голосовании, требования о выкупе принадлежащих им акций общество выкупает эти акции (п. 1 ст. 75, ст. 76 Закона об АО).

 

3. Государственная регистрация создаваемого в результате преобразования юридического лица

 

Документы на государственную регистрацию могут быть поданы по истечении трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (письма ФНС от 27.08.2015 N ГД-3-14/3272@, от 29.07.2015 N ЕД-3-14/2874@, от 31.07.2019 N ПА-4-14/15056@).

С момента государственной регистрации юридического лица, которое создается в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации, п. 4 ст. 15 Закона об АО):

- реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной;

- преобразованное АО считается прекратившим свою деятельность.

Сведения о внесении в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица, образованного при преобразовании, также размещаются регистрирующим органом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (подп. "а" п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

 

4. Уведомление Банка России об уменьшении ценных бумаг АО

 

Поскольку при реорганизации в форме преобразования ценные бумаги реорганизуемого АО погашаются (п. 45.8 Положения Банка России от 19.12.2019 N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг", (далее - Стандарты эмиссии), то регистратор АО, деятельность которого прекращена в результате преобразования, обязан уведомить Банк России о погашении всех размещенных акций АО - эмитента в связи с реорганизацией. Уведомление об изменении сведений должно быть направлено в Банк России не позднее трех рабочих дней с даты совершения регистратором операции по списанию всех или части ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) эмитента с эмиссионного счета при их погашении (пп. 70.2, 71.3 Стандартов эмиссии).

 

Формирование уставного капитала юридического лица, создаваемого в результате реорганизации АО в форме преобразования

 

Решение о реорганизации должно содержать в том числе порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО).

Законодательно не установлен какой-либо коэффициент обмена акций на соответствующие доли при реорганизации АО в форме преобразования.

По смыслу подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО статус участников ООО приобретают все лица, которые являлись акционерами общества на момент завершения его реорганизации (момент государственной регистрации вновь созданного юридического лица - п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 4 ст. 15 Закона об АО). Участниками нового юридического лица не становятся лишь те лица, которые утратили права на акции до окончания процедуры реорганизации, например, в связи с выкупом акций обществом по требованию акционеров, голосовавших против принятия решения о реорганизации или не принимавших участие в голосовании по этому вопросу (п. 1 ст. 75 Закона об АО). Вместе с тем предъявление требования о выкупе акций является правом, а не обязанностью акционера. Закон не предусматривает, что акционеры, не участвовавшие в общем собрании акционеров, принявшем решение о реорганизации в форме преобразования, голосовавшие против такого решения или воздержавшиеся от участия в голосовании, утрачивают право на приобретение долей (вкладов, паев) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) создаваемого юридического лица. Поэтому уставный капитал юридического лица, в которое преобразуется АО, формируется путем обмена на доли всех акций, принадлежавших лицам, которые являлись акционерами общества на дату государственной регистрации нового юридического лица (смотрите также п. 15 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

Как следует из подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО, на доли в уставном капитале нового юридического лица обмениваются только акции, принадлежащие акционерам реорганизуемого АО. Акции, которые общество приобрело или выкупило у своих акционеров (ст. 72, 75 Закона об АО), в обмене не участвуют, поскольку общество, прекращающее деятельность в результате реорганизации, не может стать участником ООО.

Закон не запрещает увеличить или уменьшить размер уставного капитала ООО, создаваемого путем преобразования АО, по сравнению с уставным капиталом реорганизуемого акционерного общества. О возможности увеличения уставного капитала возникшей организации по сравнению с уставным капиталом реорганизуемой организации, в том числе за счет собственных источников (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т.д.), упоминается и в п. 44 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утверждены приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н). Однако представляется, что такое увеличение возможно только за счет имущества общества (например, нераспределенной прибыли), но не вкладов (взносов) акционеров, поскольку после того, как размер уставного капитала нового юридического лица будет определен решением о реорганизации, увеличить его можно будет только в порядке, предусмотренном законодательством для юридических лиц соответствующей правовой формы, в частности, за счет вкладов участников ООО после его создания, а возможность внесения вкладов в уставный капитал еще не созданного юридического лица законодательство не предусматривает.