РЕГИСТРАТОР — КЛЮЧЕВОЙ ИНСТИТУТ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОНДОВОГО РЫНКА

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: Kra242Zw9
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: Kra242Zw9
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: Kra242Zw9

1 октября 2013 г. вступила в силу новая редакция ст. 149 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 которой устанавливает, что ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию. Таким образом, единственным лицом, имеющим право осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, Гражданский кодекс РФ определяет специализированного регистратора.

До внесения такого изменения, столь значимого для роли регистратора в учетной системе рынка именных ценных бумаг, законодательство предусматривало два института, имеющих право осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг: регистраторов и эмитентов, самостоятельно ведущих реестр акционеров. С 1 октября 2014 г. законодательством оставлен только один - профессиональный регистратор.

Учетная система как составная часть инфраструктуры рынка ценных бумаг является единственным легитимным механизмом фиксации прав собственности на бездокументарные ценные бумаги. Это особая функция, не имеющая аналогов в иных сферах деятельности. И эту особую функцию государство делегировало частным компаниям - профессиональным регистраторам и депозитариям.

Попробуем разобраться, почему это произошло, является ли новое требование законодательства обузой для эмитентов или, напротив, позволяет решить стоящие перед ними проблемы.

И начнем с истории вопроса. Легко увидеть, что логика развития учетной системы с неизбежностью должна была привести к решению о концентрации функций по ведению реестра акционеров именно у профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Рынок регистраторских услуг по учету прав собственности на акции формировался в России в 90-е годы прошлого века в условиях массовой приватизации и столь же массового роста числа акционеров. Законодатель в тот период не мог ограничить право эмитентов на ведение своих реестров, поскольку молодой институт регистраторов объективно не был способен обеспечить ведение реестров бурно растущего количества создаваемых акционерных обществ.

Более того, в начальный период, при отсутствии требования о лицензировании регистраторской деятельности, услуги по ведению реестра акционеров предлагали эмитентам более тысячи компаний. И, скажем честно, далеко не везде эти услуги предоставлялись на достаточно квалифицированном уровне.

С развитием российского фондового рынка в целях защиты прав собственности акционеров и повышения инвестиционной привлекательности ценных бумаг российских компаний усложнялись нормативно-правовые требования к методологии и технологии ведения реестра акционеров, появились нормы о лицензировании деятельности по ведению реестра акционеров, регулятор осуществлял строгий контроль за профессиональными регистраторами, наказывая за выявляемые нарушения. В том числе и отзывом лицензии.

К настоящему моменту регистраторы и регистраторский бизнес прошли сложный эволюционный путь, в результате которого сегодня ключевой институт учетной системы представлен тремя десятками компаний, соответствующих всем лицензионным, технологическим, программным требованиям, а также обеспечивающих безопасность и защиту информации и персональных данных. К моменту законодательного определения регистратора единственным лицом, имеющим право на осуществление деятельности по ведению реестра, регистраторы уже вели реестры владельцев ценных бумаг более 30 тысяч акционерных обществ с числом акционеров от одного до нескольких сотен тысяч.

Значительный прирост клиентской базы регистраторов в последние 5-7 лет происходил за счет обществ с количеством акционеров от 1 до 10. Таким образом, еще до внесения в законодательство положения об обязательности ведения реестра регистратором значительная часть акционерных обществ осознанно и добровольно передала реестр акционеров профессионалам. Рынок на практике признал регистратора ключевой фигурой учетной системы.

Вслед за происходившим на рынке ценных бумаг последовательным изменением соотношения между эмитентом и регистратором в качестве лица, осуществляющего ведение реестра, происходили изменения и в законодательстве.

Для того чтобы правильно оценить вступившие в силу с 1 октября 2013 г. изменения порядка учета прав на ценные бумаги и вероятность корректировки или изменения политики регулятора, достаточно посмотреть на историю развития законодательства по данному вопросу.

Законодательное регулирование порядка ведения реестра эмитентом и специализированным регистратором, точнее, распределения возможности такого ведения между эмитентом и регистратором, прошло следующие этапы.

Федеральным законом Об акционерных обществах" № 208-ФЗ в редакции 1995 г. (ч. 3 ст. 44) было установлено требование к ведению реестра специализированным регистратором для эмитентов с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более 500. Затем Федеральный закон О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в первой редакции (статья 8, п. 1) подтвердил это требование.

Далее, по мере завершения процессов приватизации и последующей консолидации, объективного уменьшения количества обществ с числом акционеров более 500, Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 120-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон Об акционерных обществах", согласно которым в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров должен быть регистратор. В следующие годы шел активный процесс перехода акционерных обществ на обслуживание к специализированному регистратору.

Затем регулятор направил свои усилия на наведение порядка в деятельности эмитента по самостоятельному ведению реестра, так как именно в этой сфере происходили многочисленные нарушения, причем не только по ведению и хранению реестра, но и по проведению общих собраний акционеров и иных корпоративных действий.

С целью недопущения подобных нарушений Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 27.12.2007 г. № 07-113/пз-н О требованиях к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" установил специальное требование к эмитенту, осуществляющему ведение реестра акционеров самостоятельно. Согласно п. 2.2 данного Приказа в штате эмитента именных ценных бумаг должно быть не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Исключение составляли общества, в реестре которых был один лицевой счет владельца.

Правда, в следующем году ФСФР России своим же Приказом от 14.08.2008 г. № 08-33/пз-н отменила изложенные выше требования. Причина носила формальный характер и заключалась в том, что нормативный акт не мог вступать в противоречие с Федеральными законами Об акционерных обществах" и О рынке ценных бумаг" и устанавливать дополнительные требования к эмитенту, осуществляющему самостоятельное ведение реестра.

Следующим шагом регулятора было усиление контрольно-надзорных мер в отношении эмитентов, ведущих реестр самостоятельно. Был издан Приказ ФСФР России от 13.08.2009 г. № 09-33/пз-н Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг", который, по существу, установил обязательность соблюдения эмитентами, ведущими реестр самостоятельно, общих требований законодательства, касающегося ведения реестра акционеров. Особенно это касалось Правил ведения реестра, их наличия, утверждения надлежащим образом и исполнения. Также было установлено требование по предоставлению ежегодной отчетности в территориальные органы ФСФР России.

В этом же 2009 году вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, существенно повысившие штрафы за нарушения законодательства в сфере рынка ценных бумаг, в том числе - в вопросах ведения реестра акционеров.

Далее, 7 декабря 2011 г. были приняты два федеральных закона: № 414-ФЗ О центральном депозитарии" и № 415-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона О центральном депозитарии", согласно которым держателем реестра общества, обязанного раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 Закона О рынке ценных бумаг", а также общества, в реестре которого открыт счет номинального держателя центрального депозитария, может быть только регистратор.

Таким образом, накануне внесения решающего изменения в Гражданский кодекс РФ по учету прав на бездокументарные ценные бумаги самостоятельное ведение реестра эмитентом стало подотчетным, подконтрольным и распространялось уже далеко не на все акционерные общества с количеством акционеров до 50.

Есть ли вероятность, что законодатель при определенных обстоятельствах опять предоставит эмитенту возможность вести реестр акционеров самостоятельно? Могут ли эмитенты рассчитывать на такой поворот событий и не торопиться передавать ведение реестра акционеров профессиональному регистратору?

Мы видим, что история законодательного регулирования порядка ведения реестра акционеров эмитентом и специализированным регистратором - это история последовательного сужения возможностей эмитента и смещения акцентов в сторону регистратора. Последнюю точку в смещении акцентов в пользу регистратора как единственного лица, имеющего право вести реестр акционеров, поставил президент РФ, подписав 2 июля 2013 года Федеральный закон № 142-ФЗ О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

С октября 2013 года компании-регистраторы принимают большое количество заявок со стороны самостоятельных" акционерных обществ и проводят интенсивные переговоры с их представителями на предмет передачи реестра. Наша практика показывает, что эмитенты зачастую опасаются передавать свой" реестр в чужие" руки.

В действительности же именно самостоятельное ведение реестра акционеров и хранение его в обществе - это большой риск для малых и средних компаний. Именно они наиболее беззащитны и уязвимы перед недружественными поглощениями. Известно много случаев фальсификации данных реестра, которые приводили к утрате контроля над предприятием. Если общество имеет серьезные активы, то передача реестра регистратору - единственная реальная защита прав акционеров и страховка от незаконного передела собственности.

Самостоятельное ведение реестра по сути своей всегда подвергает опасности права собственности на акции и создает риск их оспаривания. Эмитент как реестродержатель обязан соблюдать многочисленные законодательные требования при оформлении перехода прав собственности на акции, которые, вольно или невольно, он может нарушить. Непрофессионалу трудно уследить за всеми тонкостями и изменениями законодательства, и это может привести к нарушению оформления сделки с акциями и признанию в дальнейшем этой сделки недействительной. Гарантировать надлежащее, неоспоримое внесение записи в реестр о переходе прав собственности на акции может только профессиональный регистратор.

На фоне таких существенных рисков, присущих самостоятельному ведению реестра, плата регистратору за ведение и хранение реестра уже не кажется обременительной обузой, а является разумной мерой для сохранения активов общества и прав акционеров на его ценные бумаги, эффективным методом снижения до нуля риска получения административных санкций за нарушение установленного порядка ведения реестра акционеров.

И не только. Регистратор может стать для компании консультантом и помощником в реализации установленных законодательством корпоративных процедур. Более того, практика показывает, что услуги регистратора по организации подготовки общего собрания акционеров, помощь в раскрытии информации, подготовке документов для увеличения уставного капитала и т. д. стоят дешевле, чем аналогичные услуги консалтинговых юридических компаний.

Цены на услуги регистратора регулируются рынком, и в первую очередь спросом на эти услуги. Спрос сейчас на подъеме, очевидно, будет и дальше нарастать, а следовательно - толкать цены вверх. Поэтому не следует откладывать выбор регистратора и передачу реестра. Поскольку для эмитента крайне важна надежность регистратора, то при выборе регистратора следует обратить внимание на место регистратора в рейтинге, неучастие в корпоративных конфликтах и судебных разбирательствах, оценку профессиональным сообществом и клиентами (эмитентами и акционерами) качества и технологичности предоставляемых услуг, надежность защиты информации реестра и персональных данных акционеров.

О том, как подготовить реестр к передаче и какую помощь в этом может оказать регистратор, мы расскажем в следующих номерах журнала.