Раскрытие информации зарубежными банками: последняя практика из США
1 января 2021 г. Конгресс США, вопреки наложенному на тот момент Президентом США Дональдом Трампом вето, принял «Закон о национальной обороне»1 (далее — Закон), который, помимо прочего, серьезно расширил полномочия госорганов, направленные на получение информации вне зависимости от ее местонахождения. В частности, Закон наделяет Министерство юстиции2 и Министерство финансов3 США полномочиями требовать от зарубежных банков, имеющих корреспондентские счета в США, фактически любую информацию о любых счетах, если банк не хочет потерять доступ к долларовому корреспондентскому счету.
Сначала немного истории. Первый закон4, направленный на противодействие легализации средств, полученных преступным путем, был принят в США в 1970 г. в рамках борьбы с организованной преступностью. Последовала эволюция законодательства, которая отвечала вызовам времени: обязали банки отчитываться о транзакциях свыше 10000 долл. США, выделили отдельное подразделение Министерства финансов — FinCEN5 — для борьбы с отмыванием, ввели обязательства банков направлять регулятору «рапорты о подозрительной деятельности»6 и вести постоянный комплаенс с применимым законодательством и т.д.
Серьезный толчок в противодействии отмыванию денег придал так называемый «Патриотический акт»7 — закон, который был принят в октябре 2001 г. после печально известных событий 11 сентября 2001 г. Согласно положениям этого закона, финансирование терроризма стало уголовно наказуемым деянием, наказание за отмывание денег было ужесточено, а программы банков по противодействию отмыванию были усилены. Именно этот закон ввел программу «знай своего клиента» («know your customer» или «customer identification program») для американских банков.
Другое важное нововведение получило отражение в ст. 319 «Патр... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.