Отказ от обязательного аудита в непубличных АО: правовое регулирование и итоги опроса членов НОКС
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Закон «Об АО») общество обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами. Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает обязанность проведения ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности как для публичных, так и для непубличных акционерных обществ (далее также — АО).
Пунктом 7 дорожной карты по совершенствованию законодательства в сфере корпоративного управления в рамках трансформации делового климата (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 1723-р, далее — Дорожная карта) предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об аудиторской деятельности» в части предоставления возможности непубличным акционерным обществам отказаться от проведения обязательного аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом приоритетности регулирования специальными законами, за исключением хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В целях реализации указанного пункта Дорожной карты Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее — Проект закона)3.
Проект закона предполагает, что при подготовке к годовому общему собранию акционеров (далее также — ОСА) совет директоров (наблюдательный совет) непубличного АО примет решение о рекомендациях собранию о необходимости или отсутствии необходимости проведения аудита.
В случае:
- принятия советом директоров (наблюдательным советом) непубличного АО решения о необходимости проведения аудита общества, а также
- в случаях проведения обязательного аудита, предусмотренных законодательством РФ,
вопрос об утверждении аудиторской организации должен быть включен в повестку дня годового ОСА такого общества.
При этом если в непубличном АО совет директоров отсутствует, то согласно абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона «Об АО» устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении ОСА и об утверждении его повестки дня.
1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/840046-7), согласно которому:
- увеличились финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита:
- по размеру выручки (дохода в соответствии с новой редакцией) &mda... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.