Поправки в антимонопольный комплаенс

В статье рассмотрены новые положения об антимонопольном комплаенсе, произошедшие в результате внесения изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135‑ФЗ О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)1, а также оценивается свойство необязательности антимонопольного комплаенса и представлены выводы относительно практической пользы внедрения антимонопольного комплаенса.

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Правовое регулирование института антимонопольного комплаенса на уровне федерального законодательства предусмотрено Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 20182020 гг.2 С 12 марта 2020 г. вступили в силу изменения, согласно которым в Законе о защите конкуренции определены понятие антимонопольного комплаенса и основные требования к нему (далее - Изменения).

Понятие антимонопольного комплаенса: в законе появилось определение система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", под которой понимается совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушений (далее - Система антимонопольного комплаенса). Принятое законодателем определение отражает традиционный подход к антимонопольному комплаенсу как к одному из институтов предупреждения правонарушений антимонопольного законодательства3. Согласно пояснительной записке к проекту Изменений, эффективность мер, стимулирующих соблюдение антимонопольного законодательства, свидетельствует о необходимости развития таких механизмов. Одним из инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для хозяйствующих субъектов является Система антимонопольного комплаенса4.

Принцип добровольности: внедрение Системы антимонопольного комплаенса является правом, а не обязанностью компании. При принятии компанией решения о внедрении Системы антимонопольного комплаенса компания, по общему правилу, свободна в таком решении. В то же время из данного принципа существуют исключения, которые мы рассмотрим далее более подробно.

Требования к внутренним документам компании: внутренние документы компании о Системе антимонопольного комплаенса должны содержать следующие обязательные требования:

  • требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью компании;
  • меры по снижению антимонопольных рисков;
  • меры по контролю за функционированием Системы антимонопольного комплаенса;
  • порядок ознакомления сотрудников компании с внутренними документами о системе антимонопольного комплаенса;
  • информация о должностном лице, ответственном за функциони... ✂