Публичные компании с 1 июля 2020 года. «За» и «против» публичности

ПУБЛИЧНЫЕ КОМПАНИИ

Характеристики публичных компаний отличаются в зависимости от условий осуществления деятельности в каждой конкретной юрисдикции. Имеют место разнообразные организационно-правовые формы, регулятивные требования, степень раскрытия информации и т.д. Общим же является то, что публичные компании:

1. обладают возможностью предложения эмитированных ими ценных бумаг неограниченному кругу лиц (в рамках IPO или торгов на организованном или неорганизованном рынках). В терминах российского законодательства - это возможность осуществлять публичное размещение и публичное обращение ценных бумаг1;

соблюдают расширенные, по сравнению с другими организационно-правовыми формами, требования к прозрачности деятельности, публикуя существенный объем информации о компании2.

Публичные компании являются неким индикатором зрелости финансового рынка. Различные показатели, базирующиеся на капитализации торгуемых на нем публичных компаний, а также на объемах торгов ценными бумагами, используются при анализе и составлении рейтингов финансового развития. Например, доклад Всемирного банка О глобальном финансовом развитии"3 или индекс компании Z/Yen Индекс мировых финансовых центров"4.

ПУБЛИЧНЫЕ КОМПАНИИ В РФ

В Российской Федерации организационно-правовой формой, соответствующей содержанию понятия публичная компания", является публичное акционерное общество (ПАО). ПАО возникли относительно недавно - с 1 сентября 2014 г. в связи со вступлением в силу ФЗ № 99-ФЗ5, исключившего существовавшие ранее формы ОАО и ЗАО.

В соответствии с ГК РФ6 публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Федеральный закон О рынке ценных бумаг"7 содержит определения понятий публичного размещения и публичного обращения:

  • публичное размещение ценных бумаг (размещение ценных бумаг путем открытой подписки) - размещение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе на организованных торгах и (или) с использованием рекламы;
  • публичное обращение ценных бумаг - обращение ценных бумаг на организованных торгах ... ✂