ИТ-компетенции специалистов по корпоративному управлению

Мир стремительно меняется, развиваются подходы к организации деятельности компаний в России и в других странах. Корпоративное управление и корпоративные секретари, являясь ключевым элементом жизни компании, не могут оставаться прежними - процесс эволюции неизбежен.

Главными трендами настоящего времени являются цифровизация процессов, использование передовых технологий в привычных нам и во многом традиционных областях, развитие ИТ-компетенций у сотрудников компаний, изначально довольно далеких от информационных технологий.

Само по себе корпоративное управление не является чем-то новым: права акционеров, процесс принятия решения в компаниях, в том числе в коллегиальной форме, прочие компоненты корпоративного управления давно существуют. Однако наполнение всех этих компонентов постоянно претерпевает изменения, поэтому и требования к компетенциям специалистов в области корпоративного управления со временем трансформировались.

Эволюция требований к компетенциям специалистов по корпоративному управлению

Давайте обозначим три условных периода в развитии корпоративного управления в России и изменение ожиданий по компетенциям специалистов в области корпоративного управления.

За условную точку отсчета можно принять появление в середине 1990-х гг. закона Об акционерных обществах", по сути впервые качественно и подробно формализовавшего порядок образования и компетенцию органов управления акционерных обществ. На данном этапе корпоративное управление только зарождалось - важно было обеспечить формальное соблюдение компаниями требований закона по образованию советов директоров и исполнительных органов, распределению ответственности за принятие решений между органами управления и т.д.

В это время ключевыми компетенциями людей, обеспечивающих данный процесс (корпоративных секретарей в этот период в России практически не существовало), являлось знание требований действующего акционерного законодательства, основ документооборота для надлежащего оформления протоколов, хорошие организаторские способности для выстраивания новых процессов. Примечательным в это время было оформление протоколов общих собраний акционеров и советов директоров зачастую на печатной машинке - компьютеры и принтеры еще не были массовым явлением в это время, и их использование в работе только начиналось.

Следующей важной вехой стало появление Кодекса корпоративного поведения в 2002 г., который не устанавливал обязательных норм, однако обобщал многие передовые практики в области корпоративного управления и рекомендовал участникам рынка ценных бумаг им следовать в целях обеспечения защиты прав инвесторов. В начале двухтысячных корпоративное управление активно развивалось - инвесторам и акционерам уже недостаточно формального соблюдения компаниями требований действующего законодательства - на первый план выходит построение эффективных систем корпоративного управления, основанных на международных передовых практиках.

Появляется профессия корпоративного секретаря, увеличивается количество специалистов в этой области, создается профессиональное сообщество - Национальное объединение корпоративных секретарей. Постепенно формируются квалификационные требования к должности корпоративного секретаря. В этих требованиях помимо знания действующего корпоративного законодательства, характерного для предшествующего этапа, от корпоративных с... ✂