Управление IP-рисками в компании в 2023 году. Как сохранить и приумножить IP-активы?

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Введение отдельных ограничений и прекращение деятельности иностранных компаний усложняют производственные процессы многих отечественных предприятий в связи с невозможностью использования зарубежных IP-продуктов на российском рынке.

В материале расскажем о правомерных способах сохранения активов путем

  • принудительного лицензирования иностранного бренда,
  • приобретения изделий по параллельному импорту,
  • использования патента без согласия его правообладателя,

а также о специфике международной регистрации отечественных IP-решений.

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЯХ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Уход иностранных компаний с российского рынка, введение антироссийских рестрикций повлекли прекращение старых логистических цепочек и породили в том числе ряд трудностей для рынка IP. Остро встали проблемы поставки импортного оборудования и иных продуктов, отключения доступа к зарубежному софту, потери рабочих мест в компаниях с учредителями из «недружественных» государств и пр.

Однако заявления иностранных компаний о приостановке их деятельности на территории России не везде повлекли отказ иностранных поставщиков от исполнения взятых на себя обязательств по ранее заключенным договорам. Так, например, Adobe объявил о том, что снова разрешает скачивать свои программы лицензиатам, которые ранее уже приобретали его софт, однако новые пользователи не вправе приобретать лицензии на продукты Adobe1. Некоторые правообладатели, например SAP, оформили на территории России отношения с лицензиатами через свои российские юридические лица (ООО «САП СНГ»)2 и таким образом фактически продолжают вести деятельность на территории России.

Особо отметим, что уход иностранных правообладателей из России не означает прекращение их исключительных прав на товарные знаки и продукты. При этом правообладатели брендов, имеющие недружественное происхождение, продолжают активно взыскивать компенсации с российских нарушителей. Получивший печальную известность кейс Свинки Пеппы так и остался мемом, и иностранные правообладатели продолжают в полной мере использовать правовые средства защиты на территории страны.

В то же время можно констатировать, что основная проблематика трансграничных правоотношений в области интеллектуальной собственности заключается в быстром и несистемном изменении регулирования, появлении новых запретов и ограничений, связанных с действиями органов государственной власти той или иной страны.

Еще одной серьезной проблемой, которая для участников отечественного рынка была не так очевидна, и потому подробно не анализировалась, стали многочисленные факты именно незаконного с точки зрения любого законодательства прекращения правоотн... ✂