Приватизация государственного и муниципального имущества: новейшая история, опыт 2014–2019 гг.

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

В результате приватизации происходит отчуждение государственного или муниципального имущества в частную собственность. Правительством РФ заданы ее темпы: количество организаций с государственным участием должно сокращаться на 10% ежегодно.

Согласно абз. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Основным нормативным правовым актом, устанавливающим порядок приватизации государственного и муниципального имущества, является Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества". Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ пришел на смену Федеральному закону от 21.07.1997 № 123-ФЗ О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Законодательство РФ, регулирующее вопросы приватизации, также включает обширный перечень иных нормативных правовых актов1.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности:

  • Российской Федерации;
  • субъектов РФ;
  • муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц2.
Основные направления государственной политики по управлению государственной собственностью

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 596 О долгосрочной государственной экономической политике" (лит. в" п. 2) в Прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 20142016 годы" было предусмотрено завершение до 2016 г. выхода государства из капитала компаний несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса.

В Указе Президента РФ от 21.12.2017 № 618 Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 20182020 годы") в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определено в том числе сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018) в целях повышения темпов экономического развития планируется в том числе:

  • сведение к минимуму участие государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках, количество организаций с государственным участием будет сокращаться на 10% ежегодно;
  • повышение эффективности управления компаниями с государственным участием за счет совершенствования механизмов корпоративного управления;
  • реализация новых моделей отчуждения государственного и квазигосударственного имущества, включая проведение торгов в формате, позволяющем привлекать стратегических инвесторов и учитывать отраслевую специфику такого имущества, и полный переход на электронную форму торгов по продаже государственного и муниципального имущества;
  • использование механизмов целевого перераспределения объектов государственного или муниципального имущества между публичными собственниками, предусматривающие в том числе возможность передачи имущества на иной уровень собственности с целью повышения эффективности использования государственных активов;
  • обеспечение разработки и принятия федерального закона О государственном и муниципальном имуществе", что позволит повысить эффективность управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.
Порядок планирования приватизации государственного и муниципального имущества

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества разрабатывается в соответствии с Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 № 806).

Разработка программы приватизации осуществляется в соответствии с:

  • ежегодным Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также принятыми Президентом РФ решениями в сфере приватизации федерального имущества;
  • утвержденной Правительством РФ программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, прогнозом социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, программами и задачами, определенными Правительством РФ, и иными решениями Правительства РФ3.

В соответствии с п. 3. ст. 7 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ акции стратегических АО и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия РФ в управлении стратегическими АО или об исключении соответствующих пред... ✂