НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРА КОМПЕТЕНЦИЕЙ ОРГАНОВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА. Часть 1

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

В российском корпоративном праве предусмотрено несколько уровней регулирования корпоративных отношений, в том числе определение компетенции органов корпорации. Первый уровень - Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), второй - законы о хозяйственных обществах и ценных бумагах, третий - учредительные документы корпорации, четвертый - внутренние регламенты и корпоративный договор (компетенция органов общества не может определяться внутренними регламентами и корпоративным договором).

ГК РФ (п. 2 ст. 65.3) определил круг вопросов, которые составляют исключительную компетенцию высшего органа любой корпорации. Одновременно ГК РФ установил правило, согласно которому компетенция общего собрания участников корпорации может быть расширена Кодексом, другими законами и учредительными документами корпорации, также она может быть и сужена (вопросы переданы в компетенцию других органов корпорации или исключены вообще), но только в случаях, установленных ГК РФ или другими законами.

Диспозитивные нормы, позволяющие сужать компетенцию общего собрания акционеров публичного и непубличного общества

В Законе Об акционерных обществах" (далее - ФЗ Об АО") имеются диспозиции, которые позволяют сужать компетенцию общего собрания акционеров как публичного, так и непубличного акционерного общества. Эти диспозиции охватывают четыре группы вопросов:

  • вопросы, которые отнесены законом к компетенции общего собрания акционеров, но уставом общества могут быть переданы в компетенцию совета директоров;
  • вопросы, полномочия общего собрания акционеров по решению которых возникают только в случае, если это предусмотрено уставом общества;
  • вопросы, в отношении которых закон содержит альтернативу: они могут регулироваться уставом общества или решением общего собрания акционеров;
  • отдельные вопросы, на принятие общим собранием решений по которым уставом или правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены ограничения.

Обратимся к первому кругу диспозиций, позволяющих сужать компетенцию общего собрания акционеров. Если устав общества не содержит положений о передаче всех и/или части этих вопросов в компетенцию совета директоров, то в силу закона они отнесены к компетенции общего собрания акционеров. Если концепция корпоративного управления, принятая в обществе, предполагает сокращение компетенции общего собрания акционеров за счет передачи некоторых вопросов в компетенцию совета директоров, то это обязательно указывается в уставе общества, поскольку компетенция органа юридического лица определяется законами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

До введения деления акционерных обществ на публичные и непубличные в законе был одинаковый набор вопросов, которые можно было передать из компетенции общего собрания в компетенцию совета директоров как открытого, так и закрытого акционерного общества. В связи с делением акционерных обществ на публичные и непубличные установлен разный набор таких диспозиций, адресованный соответственно каждому из этих обществ, и установлено различное количество голосов участников собрания, необходимое для реализации этих диспозиций.

В отношении публичных акционерных обществ сохранились те диспозиции, которые имелись в ФЗ Об АО" и относились ко всем акционерным обществам:

  • решения об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций;
  • решения об образовании исполнительных органов общества.

К ним добавился еще один вопрос: утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, о котором будет сказано ниже.

Решения об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций

Акционерный закон содержит диспозитивные нормы, которые регулируют принятие решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций. По общему правилу принятие такого решения отнесено к компетенции общего собрания акционеров, однако уставом общества в перечисленных ниже случаях право принятия такого решения может быть отнесено к компетенции совета директоров (см. таблицу 1).

При этом следует иметь в виду, что непубличное акционерное общество не вправе производить размещение ценных бумаг по открытой подписке.

Таблица 1. Решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, которые уставом общества могут быть отнесены к компетенции совета директоров

Решения об образовании исполнительных органов общества

По общему правилу образование исполнительного органа общества (единоличного и коллегиального) и досрочное прекращение его полномочий отнесено законом к компетенции общего собрания акционеров, но эта диспозитивная норма допускает, что уставом как публичного, так и непубличного общества решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (подп. 8 п. 1 ст. 48; п. 3 ст. 69 ФЗ Об АО").

В акционерном обществе, по мнению автора, этот вопрос целесообразно отнести к компетенции совета директоров. Во-первых, созвать заседание совета директоров проще и быстрее по сравнению с созывом и проведением общего собрания акционеров. Во-вторых, это позволяет избежать проблем, возникающих в случае, если образование и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа общества отнесено к компетенции общего собрания акционеров, а заключение и прекращение трудового договора с руководителем организации отнесено к компетенции совета директоров. Возникает проблема синхронизации этих мероприятий.

Утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества

Акционерный закон пополнился диспозитивной нормой универсального характера, адресованной как публичным, так и непубличным обществам, согласно которой утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества по общему правилу отнесено к компетенции общего собрания акционеров, но уставом общества решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров (подп. 11 п. 1 ст. 48 ФЗ Об АО").

Указанные диспозитивные нормы акционерного закона, позволяющие перераспределять компетенцию общего собрания акционеров в пользу совета директоров, адресованы как публичным, так и непубличным акционерным обществам (за исключением норм о размещении ценных бумаг посредством открытой подписки, которые адресованы только публичному акционерному обществу). Любое акционерное общество может включить в свой устав положения о том, что решение по этим вопросам отнесено к компетенции совета директоров. Но для этого потребуется различное количество голосов акционеров публичного и непубличного общества.

В публичном обществе сохранилось правило, согласно которому данные изменения и дополнения в устав общества вносятся большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 ФЗ Об АО").

Обратимся ко второй группе диспозитивных норм, позволяющих сужать компетенцию общего собрания акционеров. Закон содержит перечень вопросов, которые общее собрание акционеров может рассматривать только в том случае, если это предусмотрено уставом общества. Если устав не содержит нормы об отнесении этих вопросов к компетенции общего собрания акционеров, то это означает, что общество не может проводить таких корпоративных процедур. Перечень этих вопросов дан в таблице 2. Они адресованы как публичному, так и непубличному обществу.

Отличие этих диспозиций от рассмотренных выше состоит в следующем. В отношении диспозиций первой группы действует правило: если устав не содержит специальных положений об отнесении этих вопросов к компетенции иных органов общества, то в силу закона они отнесены к компетенции общего собрания акционеров. В отношении рассматриваемых диспозиций действует иное правило: если устав не содержит положений об отнесении этих вопросов к компетенции общего собрания акционеров, то в силу закона никакой орган общества не вправе принимать решения по ним (отказ от указанных корпоративных процедур).

Таблица 2. Вопросы, которые общее собрание акционеров может рассматривать только в том случае, если это предусмотрено уставом общества

Общее собрание акционеров вправе принимать решение о приобретении размещенных им акций в целях их сокращения только в том случае, если это предусмотрено уставом общества. Если в уставе отсутствует данное указание, то общество не может проводить такое корпоративное мероприятие.

Имеется специфика в отношении вопроса о приобретении обществом размещенных им акций в соответствии с п. 2 ст. 72 ФЗ Об АО", т.е. для иных целей помимо их сокращения. Уставом общества этот вопрос можно отнести к компетенции либо общего собрания акционеров, либо совета директоров. Если в уставе не будет указан конкретный орган, к компетенции которого отнесен этот вопрос, это будет означать, что общество не вправе принимать такое решение.

По общему правилу дивиденды выплачиваются деньгами, но в случае, если устав общества допускает возможность их выплаты неденежными средствами, например, ценными бумагами, форму выплаты объявленных дивидендов вправе определить общее собрание акционеров.

Закон допускает возможность уставом общества расширить перечень сделок, на которые распространяется режим крупных сделок (такое расширение можно осуществить как по сумме сделки, так и по ее виду или предмету). В случае если уставом общества предусмотрено такое расширение, в компетенцию общего собрания акционеров можно отнести одобрение данных видов сделок.

Рассмотрим третью группу диспозитивных норм, позволяющих сужать компетенцию общего собрания акционеров. Закон содержит альтернативу: эти вопросы регулируются уставом или решением общего собрания акционеров. Сохранился только один такой вопрос - это определение количественного состава совета директоров, который может определяться уставом общества или решением общего собрания акционеров (подп. 4 п. 1 ст. 48 ФЗ Об АО"). При разрешении этой альтернативы следует иметь в виду следующее. Внесение изменений и дополнений в устав по данному вопросу осуществляется большинством в frac34; голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, а определение количественного состава совета директоров происходит по решению общего собрания акционеров, принятому большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Если в обществе имеется акционер или группа акционеров, действующих совместно, в распоряжении которых имеется более 50 % и менее 75 % голосов участников собрания, то они заинтересованы в том, чтобы количественный состав совета директоров определялся решением общего собрания акционеров. Если в обществе имеется акционер или группа акционеров, действующих совместно, в распоряжении которых имеется более 25 % и менее 50 % голосов участников собрания, то они заинтересованы в том, чтобы количественный состав совета директоров определялся уставом общества, так как в этом случае без их согласия нельзя изменить этот корпоративный норматив.

Рассмотрим особенности четвертой группы диспозитивных норм, позволяющих сужать компетенцию общего собрания акционеров. Уставом или правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены ограничения на принятие общим собранием акционеров решений по отдельным вопросам его компетенции. В частности, уставом публичного общества и правовыми актами Российской Федерации может быть ограничена возможность проведения закрытой подписки публичными обществами (п. 2 ст. 39 ФЗ Об АО").

Исходя из изложенного, ниже приведена максимально возможная компетенция общего собрания акционеров публичного акционерного общества (см. таблицу 3).

Таблица 3. Максимальная компетенция общего собрания акционеров публичного общества





Автор надеется, что приведенный в статье табличный материал облегчит юристам компаний подготовку новых редакций уставов публичных акционерных обществ.

В следующей статье мы рассмотрим вопрос об особенностях формирования компетенции непубличных акционерных обществ.