CFO -как партнер совета директоров
Последнее исследование ACCA выявило растущую роль CFO в управлении компанией. Причем 82% опрошенных руководителей утверждали, что значимость роли финансового директора возрастет или вырастет значительно1. Все более заметным становится смещение акцента с решения задач внутреннего контроля, управления издержками и обеспечения сохранности активов в сторону реального лидерства на уровне всего бизнеса.
В современном мире CFO — один из ключевых директоров, от правильной организации работы которого зависит, сможет ли совет директоров работать как эффективный орган управления компанией. И если раньше было распространено мнение, что главная задача CFO готовить качественные отчеты для совета директоров, сейчас число вопросов, по которым CFO взаимодействует с директорами, существенно выросло.
ИНФОРМАЦИОННАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ ПОДДЕРЖКА ДИРЕКТОРОВ
Совет директоров компании состоит из исполнительных директоров, представленных членами исполнительной команды, и внешних неисполнительных директоров, включая независимых.
Директора, привлекаемые компанией, — эксперты с мощным бэкграундом и релевантным опытом, но не всегда на старте они ориентируются в финансах компании. В лучшем случае они изучили публичные годовые отчеты и провели несколько глубоких интервью с CEO, а в худшем — имеют общее представление о бизнесе и знакомы лишь с отдельными показателями компании.
Задача CFO оценить уровень погруженности директора в финансы и его запрос, дать требуемые пояснения и обеспечить отчетами в соответствии с правилами и стандартами, действующими в компании.
Если совет директоров не создается впервые, форматы текущих отчетов финансовой службы для стратегического уровня управления уже утверждены и регулярно готовятся. Важно не только ознакомить с ними директора, но и получить обратную связь в отношении их качества с учетом его предыдущего опыта. В зависимости от того, насколько глубоко директор планирует вникать в финансовую ситуацию компании и войдет ли он в профильный комитет, необходимо обсудить и договориться о правилах будущего взаимодействия, если они формально не установлены.
Если компании повезло и она нашла толковых директоров, готовьтесь, вопросов будет много, запросы будут осмысленные, системные и глубокие! И помните, что на каждом этапе взаимодействия директора будут оценивать вас.
Если совет директоров только начинает свою работу, необходимо, ориентируясь на миссию и цели, разработать перечень показателей, которые будут в центре внимания директоров. Фокус на ключевые показатели позволяет контролировать вектор развития компании, достижение промежуточных точек в траектории развития, получать уверенность, что компания движется в правильном направлении.
Пример. Бизнес-цели компании Coca-Cola2
В 2010 г. Coca-Cola опубликовала документ Видение-2020, цель которого — обозначить дорожную карту, позволяющую превратить в реальность долгосрочные амбиции и миссию компании. В нем были идентифицированы бизнес-цели, концепция получила название Six Ps.
- Люди. Быть наилучшим местом для работы, где люди вдохновляются быть наилучшими, какими они только могут быть.
- Портфель. Нести миру портфель напитков, которые отвечают мечтам и удовлетворяют потребности людей.
- Партнеры. Развить выигрышную сеть для клиентов и поставщиков, вместе мы создаем взаимную непреходящую ценность.
- Планета. Быть ответственными гражданами, помогая создавать и поддерживать устойчивые сообщества.
- Прибыль. Максимизировать долгосрочные выгоды акционерам, помня о нашей общей о... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.