CFO -как партнер совета директоров

Последнее исследование ACCA выявило растущую роль CFO в управлении компанией. Причем 82% опрошенных руководителей утверждали, что значимость роли финансового директора возрастет или вырастет значительно1. Все более заметным становится смещение акцента с решения задач внутреннего контроля, управления издержками и обеспечения сохранности активов в сторону реального лидерства на уровне всего бизнеса.

В современном мире CFO — один из ключевых директоров, от правильной организации работы которого зависит, сможет ли совет директоров работать как эффективный орган управления компанией. И если раньше было распространено мнение, что главная задача CFO готовить качественные отчеты для совета директоров, сейчас число вопросов, по которым CFO взаимодействует с директорами, существенно выросло.

ИНФОРМАЦИОННАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ ПОДДЕРЖКА ДИРЕКТОРОВ

Совет директоров компании состоит из исполнительных директоров, представленных членами исполнительной команды, и внешних неисполнительных директоров, включая независимых.

Директора, привлекаемые компанией, — эксперты с мощным бэкграундом и релевантным опытом, но не всегда на старте они ориентируются в финансах компании. В лучшем случае они изучили публичные годовые отчеты и провели несколько глубоких интервью с CEO, а в худшем — имеют общее представление о бизнесе и знакомы лишь с отдельными показателями компании.

Задача CFO оценить уровень погруженности директора в финансы и его запрос, дать требуемые пояснения и обеспечить отчетами в соответствии с правилами и стандартами, действующими в компании.

Если совет директоров не создается впервые, форматы текущих отчетов финансовой службы для стратегического уровня управления уже утверждены и регулярно готовятся. Важно не только ознакомить с ними директора, но и получить обратную связь в отношении их качества с учетом его предыдущего опыта. В зависимости от того, насколько глубоко директор планирует вникать в финансовую ситуацию компании и войдет ли он в профильный комитет, необходимо обсудить и договориться о правилах будущего взаимодействия, если они формально не установлены.

Если компании повезло и она нашла толковых директоров, готовьтесь, вопросов будет много, запросы будут осмысленные, системные и глубокие! И помните, что на каждом этапе взаимодействия директора будут оценивать вас.

Если совет директоров только начинает свою работу, необходимо, ориентируясь на миссию и цели, разработать перечень показателей, которые будут в центре внимания директоров. Фокус на ключевые показатели позволяет контролировать вектор развития компании, достижение промежуточных точек в траектории развития, получать уверенность, что компания движется в правильном направлении.

Пример. Бизнес-цели компании Coca-Cola2

В 2010 г. Coca-Cola опубликовала документ Видение-2020, цель которого — обозначить дорожную карту, позволяющую превратить в реальность долгосрочные амбиции и миссию компании. В нем были идентифицированы бизнес-цели, концепция получила название Six Ps.

  • Люди. Быть наилучшим местом для работы, где люди вдохновляются быть наилучшими, какими они только могут быть.
  • Портфель. Нести миру портфель напитков, которые отвечают мечтам и удовлетворяют потребности людей.
  • Партнеры. Развить выигрышную сеть для клиентов и поставщиков, вместе мы создаем взаимную непреходящую ценность.
  • Планета. Быть ответственными гражданами, помогая создавать и поддерживать устойчивые сообщества.
  • Прибыль. Максимизировать долгосрочные выгоды акционерам, помня о нашей общей ответственности.
  • Производительность. Быть высокоэффективной, бережливой компанией и быстро развиваться.

Задача CFO — предложить оптимальный набор понятных показателей и коэффициентов, связанных с каждой из бизнес-целей, и аргументированно доказать, что предложенный вариант наилучший. Возможно, у директоров будут свои идеи или они потребуют включать в отчет какие то привычные индексы и показатели. CFO должен понимать их экономический смысл, проанализировать алгоритм сбора информации, оценить прозрачность расчета, если они ду... ✂