«Слепой» траст («blind» trust) как метод предотвращения конфликта интересов

Нередко в работе органов власти или деятельности коммерческих компаний возникают противоречия между собственными интересами лиц, принимающих решения, и интересами организации либо личная заинтересованность должностного лица, которая может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей.

В целях урегулирования соответствующих ситуаций в английском праве была разработана концепция слепого" траста (blind" trust), которая представляет собой одну из форм расщепленной собственности (в чем‑то похожей на институт доверительного управления в российском праве), где управляющий имеет полную свободу действий по отношению к переданным ему активам.

В слепом" трасте учредитель траста (доверитель) и бенефициары не имеют никакой информации об активах траста, не имеют контроля или влияния на активы в трасте и не вправе вмешиваться в работу управляющего. Доверитель и бенефициары не могут знать, какие активы находятся во владении, что покупается или продается, каковы годовые доходы от управления переданным в траст имуществом. Они не могут обращаться к доверительному управляющему для получения обновленной информации о владениях, кроме отчета о прибыли или убытках один раз в год (либо в иной согласованный сторонами срок), определять его инвестиционную политику, предоставлять доверенному лицу какую‑либо информацию или давать указания относительно управления активами. Доверительный управляющий, в свою очередь, как только активы передаются в слепой" траст, может свободно покупать и продавать активы в соответствии с предоставленными трастовым соглашением мандатами. Как правило, он не может быть аффилирован с бенефициаром, в том числе вести совместный бизнес.

Одна из наиболее распространенных ситуаций, которая требует передачи активов в слепой" траст, возникает тогда, когда лицо избирается на государственную должность. У политических деятелей может возникнуть желание заключить выгодные государственные контракты с предприятиями, в которые они лично инвестируют, или выдвинуть законопроект, который принесет пользу предприятиям, отраслям или секторам, которые составляют значительную часть их инвестиций, использовать свое положение для снижения налогов или тарифов. В связи с этим политики и иные публичные личности, занимающие деликатные позиции" (например, религиозные деятели), часто помещают свои личные активы (включая доходы от инвестиций) в слепые" трасты во избежание контроля со стороны общественности и обвинений в конфликте интересов1. Природа слепого" траста, как правило, такова, что должностное лицо не будет контролировать, получать сообщения от доверительного управляющего и (в конечном итоге, по мере того как существующие активы будут проданы, а новые приобретены доверенным лицом) знать о приобретаемых конкретных активах, находящихся в трасте. Соответственно, после установления слепого" траста и приобретения доверительным управляющим новых активов должностному лицу не нужно сообщать о конкретных приобретаемых активах, так как он сам не будет знать о них в период действия слепого" траста. Поскольку государственный служащий не будет знать о конкретных активах в трасте, эти финансовые интересы не могут влиять на его официальные решения, тем самым избегая возникновения ситуации конфликта интересов.

Передача активов в слепой" траст - обычная практика у иностранных чиновников. Так, в США действует Закон об этике в правительстве 1978 г. (The Ethics in Government Act of 1978)2. Благодаря принятию данного федерального закона были созданы условия для обязательного публичного раскрытия финансовой истории государственных служащих и их ближайших родственников, установлены ограничения для лоббирования своих интересов со стороны государственных должностных лиц в течение определенного периода после ухода с государственной должности и создан Офис независимого советника США, который занимается расследованием действий государственных чиновников.

Федеральный закон об этике в правительстве 1978 г. требует, чтобы правительственные чиновники раскрывали свои финансовые активы, если только активы не переданы в квалифицированный" слепой" траст. Хотя выборные должностные лица не обязаны продавать свои активы или использовать слепой" траст, многие политики прибегают к данному правовому инструменту, поскольку это позволяет устранить необходимость раскрывать личные активы и подвергаться проверкам, которые могут привести к публичному раскрытию информации.

Чтобы применение слепого" траста было эффективным средством предотвращения конфликта интересов, Закон об этике в правительстве 1978 г. признает, что должностное лицо должно быть защищено от знания и контроля активов в трасте, делая доверие по‑настоящему слепым" и гарантируя, что доверенное лицо является действительно независимым.

Существуют следующие основные требования, чтобы траст был признан квалифицированн... ✂