Применение ст. 10 ГК РФ как самостоятельного основания для взыскания убытков
Долгое время в России в судебной практике взыскание убытков оставалось крайне затруднительным за исключением самых вопиющих случаев, когда нарушение обязательства (или внедоговорный деликт) и причинно-следственная связь с наступлением убытков были настолько очевидными, что суд просто не мог отказать в иске. Но практика меняется, подход судов становится более гибким, а Верховный суд РФ регулярно поощряет истцов в своих актах (в случае обоснованной позиции, конечно).
По мере развития позитивной для взыскателей практики стала возможной и дискуссия о том, что убытки бывают различных видов, а следовательно, это имеет и практическое значение - верное определение предмета и объема доказывания. Среди таких видов следует отметить убытки, причиненные недобросовестным поведением причинителя вреда (нарушение ст. 10 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)).
Пока такие дела не получили широкого распространения, но с учетом часто встречающихся ссылок на ст. 10 ГК РФ в позициях сторон и судебных актах число споров о взыскании убытков, причиненных недобросовестным поведением, может резко возрасти.
Особенности применения ст. 10 ГК РФ как основания для взыскания убытков
Правомерность взыскания убытков на основании ст. 10 ГК РФ прямо закреплена в законодательстве (п. 4 ст. 10 ГК РФ).
Прежде всего необходимо определить, к какому элементу в предмете доказывания по спорам о взыскании убытков следует относить ст. 10 ГК РФ. Наиболее логичным было бы предположить, что положения ст. 10 ГК РФ применимы к факту причинения вреда (нарушение обязательства или совершение внедоговорного деликта ответчиком по делу). Это подтверждается и п. 1 ст. 10 ГК РФ: не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с пр... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.