НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Российское законодательство разделяет все юридические лица на два основных типа коммерческие и некоммерческие организации. В основе этого деления лежит цель создания юридического лица. Коммерческие организации создаются и функционируют с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации имеют своей целью достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты физических лиц и организаций, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Таким образом некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут быть созданы в организационно-правовых формах:

  1. потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  2. общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; общественных движений;
  3. ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
  4. товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  5. казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  6. общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  7. фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  8. учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  9. автономных некоммерческих организаций;
  10. религиозных организаций;
  11. публично-правовых компаний;
  12. адвокатских палат;
  13. адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Как правило, некоммерческие организации создаются с правами юридического лица, т.е. проходят ту же государственную регистрацию, как и коммерческие (хорошо знакомые общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества). Однако для общественных и религиозных объединений законодательством предусмотрена возможность создания без государственной регистрации.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации, незначительно варьируется в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации, и содержит следующие основные документы:

  1. Заявление по утвержденной форме Р11001, подписанное в установленном законом порядке уполномоченным лицом (эта же форма подается при создании коммерческих организаций).
  2. Устав организации в трех экземплярах (для коммерческих организаций необходимо приложить к заявлению только две копии Устава, одна из которых остается в налоговом органе, а вторая выдается на руки заявителю после государственной регистрации).
  3. Документ, подтверждающий уплату госпошлины для регистрации юридического лица в размере 4 000 рублей.
  4. Гарантийное письмо или согласие от собственника помещения, в котором будет расположена некоммерческая организация с приложением копии свидетельства о государственной регистрации права, а также договор аренды помещения.
  5. Протокол или решение о создании некоммерческой организации в двух экземплярах с обязательным указанием о назначении исполнительного органа некоммерческой организации (в сравнение - для коммерческих организаций необходим только один экземпляр протокола или решения).
  6. Список учредителей некоммерческой организации.

Для некоторых видов некоммерческих организаций помимо указанных выше необходимо предоставление дополнительных документов.

Для государственной регистрации некоммерческой организации указанные документы представляются в территориальное управление Министерства юстиции РФ по месту нахождения организации, и это основное отличие от государственной регистрации коммерческих организаций, документы по созданию которых представляются в территориальный налоговый орган.

При подготовке документов для государственной регистрации некоммерческой организации особое внимание следует обратить на правильность внесенных в заявление сведений и заполнение формы Р11001 в строгом соответствии с утвержденной инструкцией,[1] а также на соответствие устава действующему законодательству. Минюст ведет тщательную проверку устава некоммерческой организации, и несоответствие устава закону служит основанием для получения отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации закреплен в статье 23.1. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях" (далее ФЗ О некоммерческих организациях"). В регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если:

  1. учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  2. ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  3. наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
  4. необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
  5. выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
  6. решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
  7. установлено, что в представленных для государственной регистрации документов содержатся недостоверные сведения о создаваемой некоммерческой организации.

В случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные ФЗ О некоммерческих организациях" (п. 5 ст. 13.1), оформлены ненадлежащим образом, уполномоченный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного пунктом 8 статьи 13.1 ФЗ О некоммерческих организациях". Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке.

Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрац��и некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации.

При положительном результате рассмотрения документов, поданных на государственную регистрацию некоммерческой организации, заявитель получает на руки свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (свидетельство ИНН), свидетельство о государственной регистрации юридического лица (свидетельство ОГРН), оригинальный экземпляр устава, и свидетельство о создании некоммерческой организации.

Помимо различий в целях создания и функционирования юридического лица некоммерческая организация имеет ряд принципиальных отличий от коммерческой организации.

Одно из самых важных отличий это невозможность распределения прибыли между учредителями организации, как это происходит в коммерческих организациях.

Кроме того, законодательство предусматривает серьезные отличия в процедуре банкротства некоммерческой организации. Статья 65 Гражданского кодекса РФ определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным, за исключением:

  1. Политических партий.
  2. Религиозных объединений.
  3. Казенных предприятий.

Особенности также установлены для государственных корпораций, государственных компаний и фондов.

Таким образом можно сделать вывод, что регистрация некоммерческой организации процедура более трудоемкая, чем регистрация коммерческой организации, требует четкого следования законодательству в области выбранной организационно-правовой формы, информационной подготовки. Кроме этого функционирование некоммерческой организации накладывает на ее собственников ряд ограничений, таких как невозможность распределения прибыли между учредителями, невозможность заниматься видами деятельности, не предусмотренным уставом, создавая ряд неудобств при ведении деятельности некоммерческой организации. Однако некоторые виды деятельности, например, образовательная деятельность, могут осуществляться только некоммерческими организациями.


[1] Приказ Министерства Финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@ Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".