КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОМПАНИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ЦЕЛИ, ЛЮДИ, СТАНДАРТЫ

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Каждое акционерное общество имеет систему корпоративных отношений, основными участниками которых являются акционеры и органы управления и контроля общества. Каждый субъект корпоративных отношений обладает собственными интересами и, соответственно, желанием их реализовать. Интересы различных субъектов корпоративных отношений могут не совпадать, что на практике приводит к возникновению корпоративных конфликтов между акционерами и менеджментом, между различными органами управления обществом. Такие конфликты мешают эффективному развитию общества, ведь ресурсы, потраченные на борьбу внутри общества, могли бы быть использованы для его развития. Для снижения конфликтогенности в системе корпоративных отношений необходимо последовательно выстраивать стандартизацию всех элементов. Интересы собственника следует сформулировать в виде конкретных целей, подобрать компетентный кадровый состав органов управления и вооружить его современными стандартами. Рассмотрим основные тренды в этой области на примере компаний с государственным участием (далее - госучастие).

ЦЕЛИ

Государство в корпоративных отношениях выступает, с одной стороны, в роли собственника, с другой - в качестве регулятора, что в известной степени обусловливает противоречия между этими позициями.

Выполнение Российской Федерацией функций собственника акционерных обществ (далее - АО) порождает особенности корпоративного управления этими компаниями вследствие некоторых различий в целях и мотивах государства и частного акционера.

Если в негосударственном секторе цели и интересы АО, как правило, предполагают рост стоимости компании и увеличение прибыли, то в компаниях c госучастием интерес государства как акционера не очевиден и преломляется через сеть органов и ведомств, а также конкретных чиновников и управляющих, что может приводить к непоследовательности и противоречиям в управлении конкретным обществом.

На это обстоятельство особое внимание обращено в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 г. № 1024 (ред. от 29.11.2000 г.), где, в частности, отмечено:

Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления. lt;...gt;"

Понимание данной проблемы нашло отражение в поручениях Президента Российской Федерации от 27.12.2013 г. № Пр-3086 (пп. 1.32, 1.33) и дальнейшее развитие в решениях Правительства Российской Федерации и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о необходимости разработки и принятия долгосрочных программ развития компаний с госучастием, устанавливающих цели и количественные показатели их деятельности, механизм персональной ответственности руководителей.

Как следствие, к настоящему времени по инициативе Росимущества подготовлено и выпущено Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2015 г. № 1211 О внесении изменений в примерную структуру годового отчета акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности". В обновленной структуре годового отчета предусмотрено раскрытие информации о стратегии развития в АО, долгосрочной программе развития АО, изменениях в них по сравнению с предшествующим годом (в случае наличия), иных программах в АО.

Следует подчеркнуть, что в обсуждениях и подготовке данных нововведений, а также предложении других общественных инициатив активное участие принимал Экспертно-консультационный совет при Росимуществе, созданный при поддержке АНО Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и объединяющий экспертов из профессиональных сообществ: Ассоциации Независимых Директоров (АНД), Клуба независимых директоров СКОЛКОВО, Объединения корпоративных директоров и менеджеров (ОКДМ), Профессионального сообщества директоров Директориум" (НП Директориум"), Российского института директоров (РИД), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и других профессиональных объединений.

ЛЮДИ

Ключевое значение корпоративного управления для эффективной деятельности хозяйственных обществ не вызывает сомнений, но на сегодняшний день в России наблюдается недостаток специалистов в этой области, в особенности с учетом отраслевой специфики. Важным вкладом профессиональных сообществ является подготовка и выдвижение профессиональных директоров и экспертов в органы управления и контроля компаний с госучастием. Профессиональные сообщества в настоящее время являются практически единственным источником кадров для подбора большого числа квалифицированных кандидатов в члены советов директоров и ревизионные комиссии компаний с госучастием.

Согласно данным Росимущества, показатель отношения количества госслужащих в органах управления и контроля компаний с госучастием к общему количеству членов советов директоров и ревизионных комиссий снизился до 26%, что говорит о возрастании роли профессиональных директоров в органах управления таких компаний.

В деле повышения эффективности управления компаниями с госучастием значение кадрового вопроса трудно переоценить, и прежде всего это относится к необходимости повышения роли совета директоров в корпоративном управлении этими компаниями, а также к усилению соответствующей мотивации специалистов. Недаром для эффективного управления частные компании выбирают лучших специалистов в отрасли, предлагая наилучшие условия.

СТАНДАРТЫ

Одним из основных на сегодняшний день инструментов решения кадрового вопроса может стать стандартизация. Стандарты необходимы для того, чтобы показать людям, что поставленные цели достижимы, продемонстрировать способ их достижения на основе лучших практик.

Как известно, Советом директоров Банка России 21.03.2014 г. одобрен Кодекс корпоративного управления; он рекомендован к применению акционерными обществами, в том числе с государственным участием. Кодекс содержит основные принципы совершенствования корпоративных отношений в акционерных обществах. Согласно пункту 2.3.1 Кодекса

Членом совета директоров рекомендуется избирать лицо, имеющее безупречную деловую и личную репутацию и обладающее знаниями, навыками и опытом, необходимыми для принятия решений, относящихся к компетенции совета директоров, и требующимися для эффективного осуществления его функций."

В 2015 году эксперты НП Директориум" разработали проект профессионального стандарта Член коллегиального органа управления компании с госучастием" (далее - профстандарт). К этой работе были привлечены специалисты всех профессиональных объединений в области корпоративного управления.

Цель этого профстандарта - определить требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям членов коллегиальных органов управления (советов директоров, наблюдательных советов). Большое внимание в рамках профстандарта уделяется образовательным программам, повышению квалификации.

Общероссийской общественной организацией Национальное объединение корпоративных секретарей" (НОКС) разрабатывается профессиональный стандарт Корпоративный секретарь", который призван детализировать требования в части организационного и информационного обеспечения процессов корпоративного управления в хозяйственном обществе.

Эти стандарты призваны улучшить корпоративное управление в компаниях с госучастием.

В соответствии с рекомендациями ОЭСР, государство должно действовать как осведомленный и активный собственник и выработать четкую и последовательную политику в отношении собственности, добиваясь того, чтобы управление на госпредприятиях осуществлялось прозрачным и ответственным образом при наличии должного профессионализма и результативности. Для этого государственным органам, реализующим права государства в качестве акционера, следует уделять внимание целям хозяйственных обществ, кадровой политике и стандартам корпоративного управления.

Качество работы советов директоров российских компаний возрастает, поэтому очень важной задачей профессиональных сообществ стало объединение на своих площадках специалистов по корпоративному управлению и представителей бизнеса для обсуждения острых проблем, выработки решений и инициатив, чтобы в результате повысить качество корпоративного управления в России.


Некоммерческое Партнерство Профессиональное сообщество директоров Директориум" (НП Директориум") создано в соответствии с Соглашением от 22.06.2013 г. между АНО Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и Росимуществом.

Основная цель деятельности - содействие экономическому развитию Российской Федерации посредством:

  • создания для профессионалов с активной жизненной позицией возможностей для самореализации, развития и карьерного роста;
  • повышения эффективности деятельности и ростa стоимости хозяйственных обществ;
  • профессионального развития, обучения и сертификации корпоративных директоров.

НП Директориум" является разработчиком профстандарта Член коллегиального органа управления компаний с госучастием".

Реестр профессиональных директоров Директориум" объединяет более 600 экспертов в различных аспектах корпоративного управления, большая часть которых являются действующими членами органов управления и контроля хозяйственных обществ.