Каков порядок процедуры регистрации новой компании на фондовом рынке и выпуска акций?

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Каков порядок процедуры регистрации новой компании на фондовом рынке и выпуска акций?

Ответ на вопрос читателей журнала АО подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук Широков Сергей

 Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица: слияния, разделения, выделения, преобразования (ст. 8 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).

Особенности создания акционерных обществ, являющихся кредитными, страховыми, клиринговыми организациями, специализированными финансовыми обществами, специализированными обществами проектного финансирования, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственными пенсионными фондами и иными некредитными финансовыми организациями, акционерными обществами работников (народными предприятиями) определяются федеральными законами, регулирующими их деятельность (п. 3 ст. 1 Закона о АО).

Имущество АО формируется за счет оплаты учредителями размещаемых при учреждении акций АО. Поэтому учредителями АО в необходимых случаях должны быть соблюдены требования законодательства о получении согласия на совершение крупных сделок или сделок с заинтересованностью, а также о получении согласия собственника имущества унитарного предприятия или учреждения, если учредителями являются юридические лица (смотрите, в частности, п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 296 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ст. 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 78, 79, 81, 83 Закона об АО).

По общему правилу для создания АО не требуется получать разрешений каких-либо органов власти, за исключением случаев, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Создание АО в таких случаях возможно только с предварительного согласия антимонопольного органа.

 

Требования к акционерам АО

 

Учредителями АО могут быть граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 10 Закона об АО).

АО может быть учреждено как одним, так и несколькими учредителями. Требований к максимальному количеству акционеров АО нет, оно может быть любым.

Акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 66, п. 6 ст. 98 ГК РФ, абзац второй п. 2 ст. 10 Закона об АО). В частности, данное требование не распространяется на дочерние акционерные общества основных акционерных обществ, 100% акций которых находится в собственности Государственной корпорации "Ростехнологии", и их дочерние акционерные общества (ч. 9 ст. 18.1 Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех").

Создание АО производится в следующей последовательности.

 

Заключение договора о создании АО и проведение учредительного собрания

 

Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании. Договор о создании АО не является учредительным документом общества (п. 5 ст. 9 Закона об АО).

Требования к содержанию такого договора предъявляются п. 1 ст. 98 ГК РФ, п. 5 ст. 9 Закона об АО, п. 1 и п. 2 ст. 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг).

Если у АО один учредитель, то договор о создании АО не требуется, учредительное собрание не проводится, единственный учредитель подписывает только решение об учреждении АО (п. 1 ст. 9 Закона об АО).

Следует помнить, что договор о создании общества или решение единственного учредителя об учреждении АО являются также основаниями для размещения акций. В них определяются условия размещения акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества. Составление отдельного документа, содержащего условия размещения акций, предусмотренного п. 2 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг, при этом не требуется (п. 1 и п. 2 ст. 24, п. 1 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг, п. 24.3 Положения Банка России от 19.12.2019 N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг", далее - Стандарты эмиссии).

Собрание учредителей АО - учредительное собрание проводится, если в обществе более одного учредителя. Собрание принимает решение об учреждении общества (абзац второй п. 2 ст. 50.1 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Закона об АО).

Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам (п. 3 ст. 50.1 ГК РФ, пп. 1-4 ст. 9 Закона об АО):

1) об учреждении общества, об утверждении устава общества, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества АО, об утверждении денежной оценки, проведенной независимым оценщиком, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества (абзац второй п. 2 ст. 66.2 ГК РФ) - единогласно;

2) об избрании органов управления общества, об избрании ревизионной комиссии, если уставом общества не предусмотрено ее отсутствие, о назначении организации (индивидуального аудитора) общества, если было принято решение об ее (его) назначении при учреждении АО, об утверждении регистратора общества и условий договора с ним большинством в голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

Перед назначением единоличного исполнительного органа АО следует запросить в уполномоченном органе информацию о наличии дисквалификации физического лица (абзац второй ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

Решение об учреждении АО оформляется в письменном виде. Удостоверять нотариально его не нужно (смотрите также ответ специалистов ФНС России). При учреждении АО несколькими лицам решение об учреждении оформляется протоколом собрания учредителей (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ, подп. "б" ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).

В решении об учреждении АО также должны быть зафиксированы (п. 3 ст. 50.1, п. 4 ст. 181.2 ГК РФ):

- дата, время, место проведения собрания;

- сведения о лицах, принявших участие в собрании;

- результаты голосования по каждому вопросу.

Закон не требует личного присутствия на собрании учредителей АО. Учредитель вправе действовать через своего представителя, чьи полномочия удостоверяются надлежаще оформленной доверенностью. Учредитель, являющийся юридическим лицом, выступает в лице своего уполномоченного органа или представителя, действующего на основании надлежаще оформленной доверенности (п. 1 ст. 53, ст. 185, 185.1 ГК РФ, абзац первый п. 1 ст. 57 Закона об АО).

Помимо решения об учреждении АО, учредительное собрание должно утвердить решение о выпуске акций, подлежащих размещению при учреждении АО, и определить лицо, которое будет подписывать решение о выпуске акций (п. 3 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг, п. 23.5 Стандартов эмиссии). Лицо, подписывающее решение о выпуске акций, может быть определено также договором о создании общества.

Решение о выпуске акций должно быть составлено в соответствии с приложением 9 к Стандартам эмиссии (абзац второй п. 5.5 Стандартов эмиссии).

Требование об утверждении решения о выпуске акций не позднее шести месяцев с даты принятия решения об их размещении (п. 3.3 Стандартов эмиссии) не применяется при утверждении решения о выпуске акций, подлежащих размещению при учреждении АО (п. 3.4 Стандартов эмиссии).

 

Регистрация выпуска (выпусков) акций, размещаемых среди учредителей АО

 

До внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации АО, создаваемого путем учреждения, подаются документы для регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении АО (подп. 3 п. 1 ст. 19, п. 4 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг, пп. 1.3, 23.1, 23.11 Стандартов эмиссии).

Регистрацию выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении АО, осуществляют (п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 20.1 Закона о рынке ценных бумаг, п. 23.1 Стандартов эмиссии):

- Банк России (государственная регистрация);

- регистратор общества (кроме кредитных организаций, а также некредитных финансовых организации, решение о государственной регистрации которых в соответствии с федеральными законами должно приниматься Банком России, именно Банк России регистрирует выпуски акций таких организаций).

Регистратор общества должен быть утвержден решением об учреждении акционерного общества. Для регистрации им выпуска с ним необходимо заключить договор о регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении АО. Договор заключается всеми учредителями АО или от имени всех его учредителей лицом, которое определено в договоре о создании АО или в решении о его учреждении. После государственной регистрации акционерного общества стороной такого договора становится АО (п. 10 ст. 20.1 Закона о рынке ценных бумаг).

Для регистрации выпуска акций, размещаемых при учреждении АО, в Банк России или регистратору необходимо предоставить документы, указанные в главе 5 Стандартов эмиссии.

Заявление о регистрации выпуска (выпусков), подаваемое в Банк России, должно быть составлено в соответствии с приложением 7 к Стандартам эмиссии. Заявление подает лицо, которое определено в договоре о создании АО или в решении о его учреждении (п. 2 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг, пп. 5.10, 23.3 Стандартов эмиссии).

Также должны быть представлены (пп. 23.6, 23.10 Стандартов эмиссии):

- копия решения единственного учредителя об учреждении АО (протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении АО);

- копия договора о создании АО в случае учреждения общества двумя и более лицами;

- копия незарегистрированного устава создаваемого АО, не являющегося кредитной организацией или негосударственным пенсионным фондом;

- копия разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, предусмотренного подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 81 в случае, если осуществление (исполнение) такой сделки (операции) допускается на основании указанного разрешения.

Решение о регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества, принимается до государственной регистрации АО и вступает в силу с даты государственной регистрации общества. Если государственная регистрация АО не осуществляется в течение одного года с даты регистрации указанного выпуска (выпусков) акций, решение о регистрации этого выпуска (выпусков) аннулируется (п. 5 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг).

 

Государственная регистрация АО при создании

 

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным и правоспособным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (п. 1 и п. 8 ст. 51, п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Регистрация осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации). Государственная регистрация наследственного фонда при его создании осуществляется по заявлению нотариуса, ведущего наследственное дело, по месту нахождения этого нотариуса (п. 4 ст. 13 Закона о госрегистрации). Функции регистрирующего органа осуществляют территориальные органы ФНС России.

 

Размещение акций АО и их оплата учредителями

 

Размещение акций при учреждении АО должно осуществляться путем их распределения среди учредителей этого общества, а в случае учреждения АО одним лицом - путем их приобретения единственным учредителем этого общества (абзац четвертый п. 1 ст. 25 Закона об АО, п. 24.1 Стандартов эмиссии).

Регистратор проводит операции, связанные с размещением акций при учреждении АО, после получения документа, подтверждающего государственную регистрацию общества. АО не позднее пяти рабочих дней с даты своей регистрации обязано сообщить регистратору о внесении сведений о государственной регистрации общества в ЕГРЮЛ, кроме случая, когда заявителем при государственной регистрации АО выступал руководитель регистратора. Операции, связанные с размещением акций при учреждении АО, являющегося кредитной организацией, по распоряжению этого АО после оплаты размещаемых акций выпуска (п. 6 и п. 7 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг, п. 24.5 Стандартов эмиссии).

Акции считаются размещенными в дату государственной регистрации АО (п. 24.2 Стандартов эмиссии).

Размещение осуществляется путем совершения операций:

- зачисления акций на эмиссионный счет АО;

- списания размещаемых акций с эмиссионного счета АО и их зачисления на лицевые счета учредителей.

Указанные операции совершаются одновременно по состоянию на дату государственной регистрации АО, созданного путем учреждения, о чем держателем реестра делается соответствующая запись в регистрационном журнале (пп. 3.3, 3.16 Положения Банка России от 29.06.2022 N 799-П "Об открытии и ведении держателем реестра владельцев ценных бумаг лицевых счетов и счетов, не предназначенных для учета прав на ценные бумаги", п. 2.4.11 Базового стандарта совершения регистратором операций на финансовом рынке (Банк России, июнь 2021 г.)).

Если регистрация выпуска акций АО осуществлялась Банком России, то не позднее 30 дней после завершения размещения акций АО обязано представить для государственной регистрации в Банк России отчет об итогах выпуска акций, кроме АО, являющихся кредитными и некредитной финансовой организацией, для которых п. 25.2 Стандартов эмиссии установлены специальные сроки (п. 1 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, п. 25.1 Стандартов эмиссии).

Если регистрация выпуска акций АО осуществлялась регистратором общества, то не позднее 30 дней после завершения размещения акций АО регистратор обязан представить в Банк России уведомление об итогах выпуска акций. Представление отчета об итогах выпуска не требуется (абзац второй п. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

Акции АО, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о его создании. При этом не менее 50% акций должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

Акции при учреждении АО оплачиваются учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций (цена оплаты акций может быть установлена и выше номинальной стоимости) (п. 1 ст. 36 Закона об АО). Размер и порядок оплаты акций при учреждении АО определяются договором о создании общества - при учреждении общества несколькими лицами либо решением об учреждении - при учреждении АО одним лицом (п. 5 ст. 9 Закона об АО).

При учреждении акции оплачиваются имуществом, определенным договором о создании общества (решением об учреждении). Это могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (п. 5 ст. 9, абзац первый п. 2 ст. 34 Закона об АО).

Оплата акций, размещаемых при учреждении, путем зачета денежных требований к АО законом не предусмотрена (п. 2 ст. 34 Закона об АО).

Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества (абзац второй п. 2 ст. 34 Закона об АО).

Кроме того, законом также могут устанавливаться ограничения по передаче определенных видов имущества в оплату акций. Например,

- права, неразрывно связанные с личностью кредитора (ст. 383 ГК РФ);

- имущество, изъятое из оборота (п. 2 ст. 129 ГК РФ);

- имущество, ограниченное в обороте (п. 2 ст. 129 ГК РФ);

- право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Внесение имущества в оплату акций АО является сделкой, поскольку влечет возникновение права собственности АО на данное имущество (ст. 153 ГК РФ). Денежные средства (имущество), внесенные учредителями в оплату своих акций, становятся собственностью самого общества (п. 2 ст. 213 ГК РФ), из них формируется уставный капитал АО при создании общества. Закон не ограничивает, как именно должны быть расходованы (потрачены) средства (имущество), внесенные в уставный капитал акционерами АО, поэтому их можно расходовать (тратить) на любые нужды общества.

При оплате акций определенными видами имущества могут быть установлены специальные требования в отношении документов для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении АО (смотрите главу 23 Стандарты эмиссии).

 

Иные действия, которые нужно сделать после регистрации АО

 

После получения документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица (вместе со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе), для начала полноценного функционирования созданной организации необходимо произвести ряд действий:

- издание приказа о назначении единоличного исполнительного органа АО, заключение с ним трудового договора;

- открытие банковского счета АО;

- подача регистратором АО уведомления об итогах выпуска акций (п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг), подробнее смотрите в отдельном материале.

АО по общему правилу вправе, но не обязано иметь печать (п. 7 ст. 2 Закона об АО), при этом форма и содержание печати не установлены. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность АО использовать печать. Если АО не подпадает под перечень ситуаций, когда оно обязано иметь печать, но акционеры общества решили, что у общества печать все равно будет, то сведения о наличии печати должны быть включены в устав АО (абзац второй п. 7 ст. 2 Закона об АО). При этом при регистрации юридических лиц документы, представляемые (направляемые) в регистрирующие органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них (письма ФНС России от 05.08.2015 N БС-4-17/13706@, от 04.03.2020 N КВ-4-14/3735@).

Для АО, планирующих осуществлять определенные виды деятельности, может понадобиться получение лицензии, вступление в СРО или подача уведомления о начале деятельности.

 

Приобретение публичного статуса при создании АО

 

Статьи 8, 9 Закона об АО, устанавливая порядок создания акционерного общества, никак не регулируют статус создаваемого общества: будет ли это общество непубличным или изначально можно учредить публичное общество.

Банк России в письме от 25.11.2015 N 06-52/10054 пришел к выводу, что требования к созданию публичных акционерных обществ (приобретению АО публичного статуса) установлены ст. 7.1 Закона об АО, согласно которой непубличное АО приобретает статус публичного АО (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что АО является публичным и, соответственно, считается (признается) публичным со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого АО, содержащем указание на то, что общество является публичным.

Возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством РФ не предусмотрена. Создаваемое путем учреждения АО может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО.

Но поскольку Закон об АО прямого запрета на приобретение акционерным обществом публичного статуса при его создании не содержит, а согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным, то на практике создаются АО, наименования которых с момента создания содержат указание на публичный статус общества.

Как свидетельствует практика, акционерным обществам, которые до 01.01.2020 создавались как публичные (в том числе в порядке замещения активов должника, ст. 115, 141 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), регистрирующий орган обычно не отказывал в регистрации юридического лица, но впоследствии территориальные отделения Банка России могли отказать им в регистрации выпуска акций, размещаемых при создании АО, также органами Банка России выдавались предписания об исключении из наименования общества слова "публичное".

С 01.01.2020 в связи с изменениями в процедуре создания АО (сначала регистрация выпуска ценных бумаг, а затем регистрация самого АО как юридического лица (ст. 26.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", подп. "в.1" ст. 12 Закона о госрегистрации), вероятно, территориальные органы будут продолжать отказывать в регистрации выпуска ценных бумаг АО создаваемых как публичные, что приведет к невозможности регистрации их как юридических лиц без признания недействительным отказа в регистрации выпуска.

Судебная практика по обжалованию таких ненормативных актов территориальных органов Банка России, существовавшая до 01.01.2020, неоднозначна:

- часть судов занимают позицию Банка России о том, что публичный статус может быть получен только в порядке ст. 7.1 Закона об АО и при создании АО не может быть публичным (определение ВС РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040, п. 12 Обзора судебной практики по делам, рассмотренным АС Уральского округа во II квартале 2018 года, постановления АС Уральского округа от 21.01.2019 N Ф09-8141/18, Семнадцатого ААС от 07.11.2016 N 17АП-14200/16, Седьмого ААС от 27.01.2017 N 07АП-6219/15 и от 25.01.2017 N 07АП-12131/16);

- другая часть судов признает отказ в регистрации выпуска акций незаконным, указывая в качестве мотивов своего решения, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, нормативно-правые акты не предусматривают в качестве основания для отказа в государственной регистрации выпуска нарушение порядка создания акционерного общества, а также что факт государственной регистрации компании в форме публичного акционерного общества не оспаривался и не был признан незаконным (постановления АС Западно-Сибирского округа от 08.05.2018 N Ф04-1712/18, от 16.10.2017 N Ф07-9168/17). А в определении ВС РФ от 19.07.2017 N 310-КГ17-8595 суд указал, что доводы территориального отделения Банка России о том, что вновь созданное акционерное общество в силу закона не может сразу иметь публичный статус, основан на ошибочном толковании норм права (смотрите также постановление АС Северо-Западного округа от 22.01.2019 N Ф07-15635/18).