Какие сведения должны быть отражены в первоначальном решении о присоединении, когда только принимается решение о начале процедуры?

Какие сведения должны быть отражены в первоначальном решении о присоединении, когда только принимается решение о начале процедуры?
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Вопрос читателя. Какие сведения должны быть отражены в первоначальном решении о присоединении, когда только принимается решение о начале процедуры? (Решениях присоединяющегося и присоединяющего ООО, учредитель в обоих обществах один).  В какие сроки необходимо подать сведения о начале процедуры присоединения в Федресурс: с момента принятия решения о начале присоединения или после получения листа записи из налогового органа о начале процедуры присоединения?

Ответ подготовлен: Экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ефимовой Ольгой

Исходя из положений ст. 39, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) участник ООО, к которому осуществляется присоединение, в решении о реорганизации решает вопросы:

- о реорганизации в форме присоединения,

- об утверждении договора о присоединении.

Участник ООО, которое будет присоединяться к другому ООО, решает вопросы:

- о реорганизации в форме присоединения,

- об утверждении договора о присоединении,

- об утверждении передаточного акта, если стороны решат такой акт составлять. Напомним, что с 01.09.2014 составление передаточного акта при реорганизации в форме присоединения не является обязательным, При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Требований к содержанию договора о присоединении законодательство практически не содержит, за исключением указания на то, что он может предусматривать внесение изменений в устав ООО, к которому осуществляется присоединение, а также устанавливать сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, на котором будет решен вопрос о внесении таких изменений в устав и иных вопросов, в том числе вопросов об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 53 Закона об ООО).

Полагаем, что договор о присоединении должен содержать сведения о новом составе участников присоединяющего общества и размерах их долей. Поскольку иного законом не установлено, договор о присоединении от имени обществ, участвующих в присоединении, подписывается единоличным исполнительным органом таких обществ (п. 3 ст. 40 Закона об ООО, смотрите также постановление АС Поволжского округа от 18.05.2017 N Ф06-19932/17).

В соответствии с п. 3.1 ст. 53 Закона об ООО при присоединении общества подлежат погашению:

1) принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение;

2) доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу;

3) доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;

4) принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества.

Следовательно, при необходимости в договоре о присоединении необходимо оговорить и погашение таких долей.

По вопросу о том, с какого момента нужно исчислять срок на размещение уведомления на Федресурсе, мы к сожалению, дать не может. Поясним почему.

Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - Федресурс) лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Федресурс является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Федресурс в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта (абзац второй п. 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).

Также с соответствии с п. 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок ведения Федресурса), сведения подлежат внесению (включению) в Федресурс в течение 3 рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных указанных пунктом, в частности:

- в случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в Федресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в Федресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом,

- в случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в Федресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в Федресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в Федресурс не позднее 3 рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно подп. "н.6" п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации в Федресурсе подлежит размещению уведомление о реорганизации юридического лица с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом.

Законодательством предусмотрен ряд событий в процедуре реорганизации юридического лица:

- принятие решения о реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ),

- уведомление регистрирующего органа о принятом решении и внесение регистрирующим органом ЕГРЮЛ записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процедуре реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации);

- опубликование юридическим лицом уведомления о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации". В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (абзац второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).

При этом прямо в Законе о госрегистрации не говорится, какое именно из вышеуказанных событий является тем фактом, который выступает в качестве основания для внесения юридическим лицом в Федресурс уведомления о реорганизации.

В размещенном на официальном сайте ФНС России разъяснении специалистов Службы указано, что уведомление подлежит размещению на Федресурсе в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о реорганизации.

В письме Минэкономразвития РФ от 08.06.2020 N ОГ-Д22-11090 прямо не названо ни одно из вышеуказанных событий, обозначено только, что согласно пункту 3.1 Порядка ведения Федресурса сведения подлежат внесению (включению) в Федресурс в течение 3 рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.

Толкование разъяснений, содержащихся в письме Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N ОГ-Д22-20119, позволяет прийти к выводу, что срок исчисляется с даты опубликования уведомления в журнале "Вестник государственной регистрации". Однако прямо такая мысль в письме не высказана, поэтому нельзя исключить возможности иного толкования.

Таким образом, однозначный ответ на вопрос, с какого события отсчитывать трехдневный срок на размещение юридическим лицом уведомления о реорганизации на Федресурсе, дать нельзя. В соответствии чч. 6-7 ст. 14.25 АПК РФ нарушение срока размещения сведений на Федресурсе является основанием для привлечения к административной ответственности. Отметим, что в судебной практике нами не было обнаружено дел, в которых бы лицо привлекалось к административной ответственности за нарушение сроков размещения на Федресурсе уведомления о реорганизации.