Холдинговая модель управления: возможности и трудности для бизнеса и акционеров
Слова группа компаний" и холдинг" уже стали общеупотребимыми в деловой практике. Но вопрос, в чем отличие группы компаний от холдинга, как правило, вводит собеседников в тупик или в обширные рассуждения на юридические темы.
Давайте попробуем разобраться, в чем же заключается суть холдинговой модели управления в бизнесе, на какой стадии развития такая модель становится актуальной, с какими ключевыми сложностями приходится сталкиваться собственникам и менеджменту при внедрении холдинговой модели управления.
О масках и прозрачности
Часто приходится сталкиваться с заблуждением, что построение холдинга является задачей исключительно юридической, связанной с комбинацией юрисдикций, форм собственности, долей участия и другими, порой значимыми, но техническими инструментами функциональной поддержки бизнеса. Как правило, многие юристы любят придумывать различные схемы якобы для повышения прибыльности, но эти схемы вырываются из контекста бизнеса и очень дорого обходятся собственникам в дальнейшем.
Существует миф, что при сложной структуре, разделении функций номинальных и реальных директоров, на понятийно-доверительных отношениях с давними менеджерами собственники могут много сэкономить и одновременно размыть ответственность. Поэтому прозрачная структура, соответствующая реальному бизнесу, воспринимается часто как нечто затратное и невыгодное.
Однако практика свидетельствует о другом. При непрозрачной структуре, сомнительных схемах и алгоритмах взаимодействия бизнес несет потери по трем ключевым направлениям: злоупотребления сотрудников и менеджеров, расходы на избыточный персонал для поддержания запутанных функций, налоговые риски. Моя практика расчетов по нескольким крупным группам компаний показывает, что если брать сумму выгоды от схем и запутанности структуры, то за период до трех лет, как правило, сумма указанных потерь становится сопоставимой либо превышает выгоду. Но при этом риски для бизнеса и владельцев сохраняются еще много лет.
Жизненный цикл компании и его влияние на структуру бизнеса
Каждая компания вне зависимости от отрасли и сути бизнеса проходит через определенные стадии развития. Для иллюстрации, в своей практике я использую матрицу Эволюция бизнеса" (см. схему 1).
Такая матрица позволяет показ... ✂