Возможно ли преобразование МУП в ПАО или ООО?

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Ответ на вопрос читателей подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Подкопаев Михаил

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: МУП может быть преобразовано в АО или в ООО в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, указанным Федеральным законом и иными федеральными законами. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в том числе в форме преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" или иными федеральными законами.

Пункт 1 ст. 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусматривает, что унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В свою очередь, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в качестве способов приватизации предусматривает преобразование унитарного предприятия в АО и ООО (подп. 1 и подп. 1.1 п. 1 ст. 13). Особенности этих способов приватизации установлены ст. 37 того же Федерального закона.

В отношении организаций ЖКХ не установлено ограничений их деятельности в форме ООО или АО. Следовательно, муниципальное унитарное предприятие ЖКХ может быть преобразовано в ООО или АО в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Законодательством предусмотрено существование акционерных общества с двумя статусами: публичное акционерное общество и непубличное акционерное общество, что отражается в уставе и фирменном наименовании общества (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).

Публичным признается акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об АО). Под публичным обращением акций и иных ценных бумаг понимается совершение с ними сделок, влекущих переход прав на такие ценные бумаги, на организованных торгах или путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы (части пятнадцатая, двадцать третья ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц (п. 2 ст. 7 Закона об АО, п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Поскольку акция является ценной бумагой, то при создании АО, в том числе путем реорганизации, должны быть соблюдены требования законодательства о ценных бумагах в части эмиссии акций, в том числе должна быть произведена государственная регистрация выпусков акций, подлежащих размещению. Решение о государственной регистрации выпуска акций, подлежащих размещению при реорганизации в форме преобразования, принимается Банком России до государственной регистрации акционерного общества, являющегося эмитентом указанных акций, и вступает в силу с даты государственной регистрации этого акционерного общества (п. 3 ст. 27.5-5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", п. 42.4 Положения Банка России от 19.12.2019 N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг").

Банк России в письме от 25.11.2015 N 06-52/10054 пришел к выводу, что требования к созданию публичных акционерных обществ (приобретению АО публичного статуса) установлены ст. 7.1 Закона об АО, согласно которой непубличное АО приобретает статус публичного АО (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что АО является публичным и, соответственно, считается (признается) публичным со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого АО, содержащем указание на то, что общество является публичным. Возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством РФ не предусмотрена. Создаваемое путем учреждения АО может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО.

До 01.01.2020 регистрации выпуска ценных бумаг предшествовала регистрация акционерного общества. Как свидетельствует практика, акционерным обществам, которые до 01.01.2020 создавались как публичные, регистрирующий орган (налоговые органы) обычно не отказывал в регистрации юридического лица, но впоследствии территориальные отделения Банка России могли отказать им в регистрации выпуска акций, размещаемых при создании АО, также органами Банка России выдавались предписания об исключении из наименования общества слова "публичное".

Судебная практика по обжалованию таких ненормативных актов территориальных органов Банка России, существовавшая до 01.01.2020, неоднозначна:

- часть судов занимала позицию Банка России о том, что публичный статус может быть получен только в порядке ст. 7.1 Закона об АО и при создании АО не может быть публичным (определение ВС РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040, п. 12 Обзора судебной практики по делам, рассмотренным АС Уральского округа в II квартале 2018 года, постановления АС Уральского округа от 21.01.2019 N Ф09-8141/18, Семнадцатого ААС от 07.11.2016 N 17АП-14200/16, Седьмого ААС от 27.01.2017 N 07АП-6219/15 и от 25.01.2017 N 07АП-12131/16);

- другая часть судов признавала отказ в регистрации выпуска акций незаконным, указывая в качестве мотивов своего решения, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, нормативно-правые акты не предусматривают в качестве основания для отказа в государственной регистрации выпуска нарушение порядка создания акционерного общества, а также что факт государственной регистрации компании в форме публичного акционерного общества не оспаривался и не был признан незаконным (постановления АС Западно-Сибирского округа от 08.05.2018 N Ф04-1712/18, от 16.10.2017 N Ф07-9168/17). А в определении ВС РФ от 19.07.2017 N 310-КГ17-8595 суд указал, что доводы территориального отделения Банка России о том, что вновь созданное акционерное общество в силу закона не может сразу иметь публичный статус, основаны на ошибочном толковании норм права (смотрите также постановление АС Северо-Западного округа от 22.01.2019 N Ф07-15635/18).

Судебной практики по отказам Банка России в государственной регистрации выпуска акций создаваемого АО после 01.01.2020, в чьем уставе содержится указание на публичный статус, нами не обнаружено. Но с учетом вышеприведенной позиции Банка России нельзя исключить отказ в регистрации выпуска ценных бумаг АО, создаваемого как публичное, что приведет к невозможности регистрации общества как юридического лица без признания недействительным отказа в регистрации выпуска. В этой связи представляется целесообразным преобразовать МУП в непубличное АО, а затем уже приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО.