УВЕЛИЧЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА В ПОЛЬЗУ ИНВЕСТОРА

В предыдущей части статьи[1] были рассмотрены такие этапы процедуры увеличения уставного капитала в пользу инвестора, как определение цены размещения акций, принятие решений о размещении и о выпуске ценных бумаг, регистрация выпуска.

В этой части публикации будут рассмотрены последующие этапы, возникающие в ходе их реализации подводные камни и пути их преодоления.

Размещение

Государственная регистрация выпуска дополнительных акций порождает очередной этап мероприятий - этап размещения.

Для АО, где не все акционеры были согласны с решением об увеличении уставного капитала и/или кто-то не присутствовал на собрании при решении данного вопроса, процедура размещения включает один обязательный этап - этап реализации акционерами преимущественного права приобретения дополнительных акций. Для прохождения данной процедуры нужно знать ряд установленных нормативными актами особенностей данной процедуры:

  • список лиц, имеющих преимущественное право приобретения акций, составляется на основании списка лиц к общему собранию акционеров, на котором принималось решение об увеличении уставного капитала (п. 2 ст. 40 ФЗ Об акционерных обществах" (далее - ФЗ Об АО));
  • лица, имеющие преимущественное право, уведомляются о наличии у них такого права способом, предусмотренным для уведомления о проведении общего собрания акционеров (п. 1 ст. 41 ФЗ Об АО);
  • срок действия преимущественного права - не менее 45 календарных дней с момента уведомления таких акционеров (п. 2 ст. 41 ФЗ Об АО);
  • по окончании преимущественного права необходимо подвести итоги его реализации (аб. 7 п. 23.9 Положения о стандартах эмиссии);
  • до момента окончания осуществления преимущественного права не допускается размещение дополнительных акций иным лицам, кроме включенных в список лиц, имеющих преимущественное право (п. 4 ст. 41 ФЗ Об АО).

Итоги преимущественного права покажут количество акций, которое останется для приобретения инвестором.

Преимущественное право - защитный механизм, придуманный законодателем для того, чтобы акционеры, которые не согласны с условиями увеличения уставного капитала, либо каким-либо образом не попали на собрание для выражения своего мнения по вопросу увеличения уставного капитала, могли (при желании) сохранить размер принадлежащей им доли в АО. Наличие данного обстоятельства вносит элемент неопределенности в планирование инвестором и менеджментом АО соотношений вклад-участие для инвестора, так как на количество акций, выкупленных в ходе преимущественного права, уменьшается количество акций, которое вправе будет приобрести инвестор. В результате возможна такая ситуация, когда количество оставшихся к размещению дополнительных акций приблизится (или перейдет) границу интереса инвестора к АО, к размеру инвестиций и размеру доли участия в АО, что приведет к отказу инвестора от дальнейших действий.

Как правило, потенциальный инвестор (обычно совместно с менеджментом АО) до начала процедуры увеличения уставного капитала предварительно оценивает вероятность возникновения таких событий, потенциальные финансовые возможности тех акционеров, кто может противиться увеличению уставного капитала. Данные оценки позволяют выбрать способ достижения свой цели инвестору и АО. Возможное решение такого вопроса лежит либо в чисто экстенсивном наращивании цены размещения или количества размещаемых акций, либо в возможности неких административных мер на стадии созыва и проведения собрания акционеров или после завершения процедуры преимущественного права.

Если с количественными мерами защиты все понятно - определяется такой размер увеличения уставного капитала и цены размещения дополнительных акций, который, вероятнее всего, отпугнет акционеров от желания воспользоваться механизмами преимущественного права.

Второй вариант основан на возможностях манипулирования порядком голосования, указанным в бюллетенях для голосования. Если акционеры привыкли" к определенному порядку отражения в бюллетенях вариантов для голосования, то, визуально оставив порядок аналогичным, возможно диаметрально изменить порядок отражения в бюллетене варианта голосования, что позволит при некоторой невнимательности акционера если не решить вопрос за", то по крайней мере признать бюллетень недействительным, что, исходя из прямого трактования п. 1 ст. 40 ФЗ Об АО, не является основанием для появления у акционера преимущественного права. Этот способ не совсем этичен, но законен и довольно эффективен.

Третий вариант исходит из возможности заключения корпоративного договора (акционерного соглашения), предусматривающего обязанность акционеров воздержаться от использования преимущественного права. Этот вариант возможен в условиях, когда есть, с кем договориться (нет мертвых душ"), и все акционеры согласны с условиями инвестиционной политики АО. Учитывая то обстоятельство, что фактически, даже в случае заключения корпоративного договора, время на процедуру нужно затратить, а также то, что несогласные с увеличением уставного капитала обычно не идут на такие сделки, данный способ не нашел широкого применения.

Есть и четвертый вариант, который подразумевает внесение изменений в условия размещения (в том числе количество размещаемых акций) после завершения процедуры преимущественного права при ее неудовлетворительных итогах (раскроем данный вариант чуть позже).

По завершении срока, отведенного на осуществление преимущественного права (в т. ч. подведение его итогов), а для АО, при увеличении уставного капитала которых такое право не возникло, - с момента государственной регистрации дополнительного выпуска акций (если, конечно, регистрация не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг - тогда срок начала размещения нормативно смещен и зависит от даты раскрытия информации), можно начинать размещение дополнительных акций инвестору. Данная процедура включает следующие последовательные этапы:

  1. Заключение договора купли-продажи (договора мены в случае оплаты дополнительных акций неденежными средствами) ценных бумаг (акций). Указанный договор не должен предусматривать условий, противоречащих условиям размещения, указанным в зарегистрированном решении о дополнительном выпуске ценных бумаг.
  2. Оплата дополнительных акций инвестором. С оплатой денежными средствами все сравнительно понятно. Несколько сложнее обстоит дело с оплатой долгами" или зачетом встречных требований и оплатой неденежными средствами.

При зачете встречных требований главным условием, отраженным в разъяснениях ФСФР России, является тот факт, что права требования по таким обязательствам со стороны инвестора уже наступили (Информационное письмо ФСФР России от 03.11.2010 г. Об оплате дополнительных акций, размещаемых посредством закрытой подписки, путем зачета денежных требований к акционерному обществу"). При этом основным документом, подтверждающим оплату, является соглашение (заявление) о таком зачете (ссылка на форму документа и порядок оформления такого зачета должны быть указаны в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг).

При оплате неденежными средствами все имущество (имущественные права), которое подлежит внесению в качестве оплаты дополнительных акций и переход права по которому не регистрируется в соответствии с законодательством РФ, передается инвестором эмитенту на основании акта приема-передачи такого имущества, подписанного сторонами, и дополнительные акции считаются оплаченными на стоимость такого имущества с момента подписании данного акта.

В случае если переход прав на имущество, вносимое в качестве оплаты, должен сопровождаться государственной регистрацией перехода права (например, недвижимое имущество), то моментом оплаты будет считаться дата государственной регистрации права на такое имущество за АО-эмитентом. В этой связи, при оплате акций имуществом такого рода, инвестор должен учитывать сроки, требуемые для осуществления мероприятий по регистрации права на такое имущество, и соотносить их с оставшимся сроком размещения, предусмотренным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг.

В случае возникновения существенного риска выхода сроков регистрации права на имущество за пределы срока размещения дополнительных акций возможно внесение изменений в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг в части продления срока размещения (но не более чем на один год за один раз, при этом суммарный срок размещения не должен превышать трех лет) на основании решения уполномоченного органа АО (п. 9.3, п. 10.1 Положения о стандартах эмиссии). Указанные изменения в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг должны быть зарегистрированы в соответствии с п. 9.6 Положения о стандартах эмиссии.

Если совета директоров в АО нет, то решение о внесении изменений в зарегистрированное решение о дополнительном выпуске ценных бумаг может принять только общее собрания акционеров, но в таком случае срок принятия решения общим собранием может выйти за пределы срока размещения, что недопустимо исходя из требований п. 10.3 Положения о стандартах эмиссии, и, соответственно, момент обращения с комплектом документов для государственной регистрации изменений в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг может выйти за пределы срока для направления на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (1 месяц с момента завершения размещения), что повлечет риск признания регистрирующим органом дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся по собственной инициативе.

При оплате имуществом необходимо обязательное выполнение предварительной процедуры определения денежной оценки имущества, которая должна быть основана на рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком, и не должна превышать эту стоимость. Органом, уполномоченным определять денежную оценку имущества, по умолчанию является совет директоров АО (п. 1 ст. 77 ФЗ Об АО), а при его отсутствии - общее собрание акционеров, что необходимо учитывать при планировании процедуры.

Встречаются ситуации, когда имущество, внесение которого было запланировано инвестором в качестве оплаты при увеличении уставного капитала АО, за период времени, прошедший с принятия решения о размещении и до наступления момента фактического его внесения, существенно дорожает. Тому причиной могут быть самые разнообразные факторы, в том числе имеющийся сейчас непредсказуемый рост валюты по отношению к рублю. Естественным в такой ситуации является желание инвестора наиболее эффективно использовать имеющийся в его распоряжении актив. В первую очередь, чтобы понять реальную рыночную стоимость, инвестору необходимо повторно провести независимую оценку такого имущества. В последующем существуют три возможных выхода из сложившейся ситуации:

Первый подразумевает юридическую возможность разделить имущество таким образом, чтобы оплатить частью предполагаемого имущества дополнительные акции (при этом важно, чтобы описание имущества, вносимого в качестве оплаты, не противоречило описанию, содержащемуся в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг). В дальнейшем можно повторить процедуру в отношении оставшейся части имущества.

Второй, довольно кардинальный, - свертывание" данной процедуры увеличения уставного капитала и начало новой. Такое решение может быть принято инвестором в случае, если разделить имущество юридически сложно или невозможно, либо описание данного имущества не будет соответствовать указанному в зарегистрированном решении о дополнительном выпуске ценных бумаг. В случае принятия такого решения нужно очень внимательно отнестись к фактам реализации преимущественного права в таком АО, т. к. в случае неучастия инвестора в увеличении уставного капитала после использования преимущественного права может кардинально поменяться соотношение участия акционеров в уставном капитале такого АО.

Третий связан с процедурой внесения изменений в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг в отношении увеличения количества размещаемых дополнительных акций (процедура, аналогичная описанной немногим ранее применительно к продлению срока размещения) либо изменения (замене) имущества, которым планируется оплатить дополнительные акции (в том числе на денежные средства). Особенностью такой процедуры будет то, что принимать решение о внесении изменений в зарегистрированное решение о дополнительном выпуске ценных бумаг будет однозначно общее собрание акционеров (т. к. изменяются условия размещения, которые определены решением о размещении, п. 9.3 Положения о стандартах эмиссии).

Важной особенностью изменений, вносимых в решение о выпуске ценных бумаг в данной связи, будет соблюдение условий, установленных аб. 6 п. 10.4 Положения о стандартах эмиссии, при которых не нарушаются права инвестора и акционеров АО. Так, например, при увеличении количества размещаемых акций у лиц, которые обладали преимущественным правом, исходя из буквального трактования данной нормы, возникает право на приобретение дополнительного количества акций (большего, чем при ранее определенных условиях), т. е. фактически нужно будет повторить процедуру размещения по преимущественному праву. Однако обобщенный за последнее полугодие опыт внесения аналогичных изменений (зарегистрированных ЦБ и его территориальными подразделениями) показывает, что регистрирующий орган при внесении таких изменений не всегда требует каких-либо дополнений в порядок реализации преимущественного права, что может свидетельствовать о том, что в понимании регистрирующего органа увеличение количества размещаемых акций по решению общего собрания акционеров не влечет нарушения прав акционеров АО. Складывается впечатление, что если АО-эмитент самостоятельно не предусмотрит данное обстоятельство, то регистрирующий орган, в отсутствие каких-либо претензий со стороны акционеров, на это внимания не обращает.

3. Внесение записи (записей) в реестр акционеров о размещении полностью оплаченных дополнительных акций. Внесение указанных записей осуществляется регистратором на основании передаточных распоряжений, направляемых руководителем (уполномоченным лицом) АО-эмитента, на полностью оплаченные дополнительные акции. При направлении таких распоряжений регистратору уполномоченное лицо АО-эмитента должно учитывать сроки, предусмотренные для внесения такой записи регистратором, чтобы указанные записи были внесены до даты окончания срока размещения дополнительных акций, предусмотренных зарегистрированным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг.

Процедура размещения считается оконченной с момента окончания срока размещения, установленного решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, либо с момента внесения записи о размещении последней акции дополнительного выпуска (в зависимости от того, какое из указанных событий наступит ранее).

Отчет о результатах размещения

После окончания размещения дополнительных акций, в соответствии с п. 8.1 Положения о стандартах эмиссии, у АО возникает обязанность в течение 30 дней с даты окончания размещения направить в регистрирующий орган отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (с соответствующим комплектом документов, согласно п. 8.10 и гл. 24 Положения о стандартах эмиссии).

Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг по умолчанию (п. 8.7 Положения о стандартах эмиссии) утверждается единоличным исполнительным органом АО (если иной орган не определен уставом АО).

Комплект документов для государственной регистрации отчета имеет ряд особенностей в случае, если дополнительные акции оплачивались неденежными средствами (п. 24.3 Положения о стандартах эмиссии) или зачетом встречных требований (аб. 10 п. 24.1 Положения о стандартах эмиссии).

Так, при оплате имуществом, в регистрирующий орган дополнительно предоставляются отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости такого имущества (либо его резолютивная часть), решение уполномоченного органа об определении денежной оценки имущества, вносимого в качестве оплаты дополнительных акций, а также документы, подтверждающие право собственности АО-эмитента на данное имущество (для АО, имеющих долю государства или муниципального образования, либо в случае если государство или муниципальное образование является инвестором, передающим имущество, могут потребоваться дополнительные документы, перечисленные в п. 24.3 Положения о стандартах эмиссии).

При оплате дополнительных акций путем зачета встречных требований инвестора к АО-эмитенту в регистрирующий орган дополнительно предоставляется копия заявления (соглашения) о зачете и копии документов, являющихся основанием возникновения встречных требований.

Для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг АО-эмитент обязано оплатить государственную пошлину в размере 35 000 рублей (согласно подпункту 53 п. 1 с. 333.33 НК РФ).

Срок, установленный п. 8.12 Положения о стандартах эмиссии на рассмотрение пакета документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, составляет 14 календарных дней. В случае принятия решения о регистрации АО-эмитенту выдается соответствующее уведомление и 2 экземпляра зарегистрированного отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг.

Увеличение уставного капитала и обязательное предложение в ПАО

На этом заканчивается процедура эмиссии, предусмотренная ст. 19 ФЗ О рынке ценных бумаг". Но для АО завершающим шагом будет внесение изменений в устав в части увеличения уставного капитала и уменьшения количества объявленных акций. Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ Об АО, указанные изменения вносятся на основании решения, являющегося основанием для размещения дополнительных акций, и зарегистрированного отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, т. е. созывать дополнительное собрание акционеров для утверждения таких изменений не требуется.

Обязательно стоит остановиться на одном важном последствии для инвестора, которое влечет увеличение уставного капитала в публичных (открытых) АО в случаях, когда размер доли инвестора по результатам эмиссии переваливает установленные ст. 84.2 ФЗ Об АО пороги. Для одних инвесторов это желаемый результат, который выводит их на путь возможного приобретения 100% пакета в таких ПАО (ОАО), но для других возникновение обязанности направления в АО в соответствии со ст. 84.2 ФЗ Об АО обязательного предложения - это ненужная обуза из множества затратных корпоративных действий, невыполнение которых может повлечь риски привлечения инвестора к административной ответственности с наложением крупных штрафов и запрет на распоряжение частью пакета акций.

В связи с этим, инвестору, который планирует в ходе увеличения уставного капитала приобрести более 30% акций ПАО (ОАО) либо превысить остальные пороги (50 и 75%) и в планах которого отсутствует направление обязательного предложения в такое АО, необходимо сразу подумать о вариантах избавления от данной обязанности.

Для начала необходимо обратить внимание на п. 8 ст. 84.2 ФЗ Об АО, где приведен исчерпывающий перечень ситуаций, при которых у лица, доля голосующих акций которого в ПАО (ОАО) перевалила за пороги 30, 50 или 75%, не возникает обязанности по направлению обязательного предложения.

Из указанного перечня сразу можно отметить, что с точки зрения вхождения" инвестора возможно применение только двух из перечисленных оснований:

  • приобретение акций в ходе реорганизации АО (данный случай мы опишем немного позднее);
  • приобретение акций в ходе использования акционером преимущественного права приобретения дополнительных акций.

Второй из перечисленных способов в общем случае применить вряд ли удастся. Для достижения результата в ходе его использования необходимо сразу несколько допущений. Это и наличие у инвестора предварительного пакета (до 30% в целевом АО), и наличие в обществе иных акционеров, составляющих кворум для принятия решения в отношении увеличения уставного капитала в пользу третьего лица (которое фактически акции приобретать не будет), и отсутствие или минимальное участие иных возможных акционеров-преимущественников в дополнительной эмиссии.

План действий таков:

  • принимается решение об увеличении уставного капитала в пользу подставного" лица, при этом инвестор не принимает участие в собрании (голосование против" при наличии у инвестора существенного предварительного пакета может повлечь непринятие такого решения);
  • объем эмиссии рассчитывается пропорционально имеющейся у инвестора доле (можно заложить резерв на непредсказуемых акционеров), т. е. общий размер дополнительной эмиссии значительно превышает тот объем, который в итоге приобретет инвестор, оставшиеся акции будут считаться неразмещенными;
  • в ходе процедуры преимущественного права инвестор выкупает часть эмиссии пропорционально предварительно располагаемой доле;
  • срок размещения для подставного" приобретателя делается минимальным, он ничего не приобретает, и АО регистрирует отчет об итогах выпуска ценных бумаг на количество акций, выкупленных инвестором.

Существенными недостатками такого способа является необходимость предварительного заведения" акций на инвестора и указание значительно большего объема эмиссии, что влечет увеличение затрат на государственную пошлину и возможность попадания в федеральный список эмитентов либо попадание" на регистрацию проспекта ценных бумаг.

Существуют и иные способы избежать направления обязательного предложения при увеличении уставного капитала, которые используются значительно чаще.

Так, наиболее часто применяемым способом является увеличение уставного капитала за счет группы лиц, формально не аффилированных инвестору, но подконтрольных ему. Т. е. либо в ходе эмиссии, либо сразу после нее пакет акций, приобретаемый в ходе увеличения уставного капитала, разбивается на несколько лиц, каждое из которых владеет не более чем 30% акций АО-эмитента. Когда идет приобретение в ходе эмиссии, каждое из таких лиц отражается как потенциальный приобретатель в регистрационных документах (данный способ наименее рисковый).

Вариант, когда инвестор после аккумулирования на себе значительного пакета сразу распределяет его по подконтрольным лицам, осуществим при условии завершения такой реализации (внесения записей в реестре акционеров) не позднее 35 дней, отведенных ст. 84.2 ФЗ Об АО на направление обязательного предложения, с даты размещения инвестору дополнительных акций в ходе процедуры увеличения уставного капитала. Учитывая то обстоятельство, что между этими сделками еще должна пройти процедура государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, риск не уложиться в срок и заработать" обязанность по направлению обязательного предложения и/или штраф довольно значительный.

Данный способ имеет также один значительный недостаток - необходимость иметь формально неаффилированных подконтрольных лиц, в которых инвестор должен быть уверен, и, опять же, присутствие риска раскрытия оснований подконтрольности и построения цепочки к обязательному предложению.

С введением в российское корпоративное право понятия корпоративный договор (акционерное соглашение) заключение данного соглашения между акционерами АО в целях неиспользования права для направления акционерами заявлений по обязательному предложению также практикуется как способ исполнить заложенную законодательно обязанность, фактически ее не исполняя.

Данный вариант имеет ряд недостатков. Во-первых, он применим только в АО, где есть возможность договориться". Во-вторых, инвестору необходимо будет пройти весь путь и понести обязательные для этого расходы (оценка, банковская гарантия, возможные затраты на консультантов).

Реорганизация как средство привлечения инвестора

Если даже не говорить о ПАО и о заложенной в данную процедуру амнистии" от обязанности по направлению обязательного предложения, то, как таковая, реорганизация - это довольно распространенный способ достижения инвестором и менеджментом АО цели увеличения уставного капитала АО за счет АО, которым владеет инвестор, в распоряжении которого находятся целевые активы.

Говоря об увеличении уставного капитала конкретного АО в ходе процедуры реорганизации, исходя из возможных форм реорганизации АО, предусмотренных п. 2 ст. 15 ФЗ Об АО, отметим, что для данных целей подходит только реорганизация в форме присоединения.

Процедура увеличения уставного капитала в ходе реорганизации по этапам соответствует процедуре эмиссии, упомянутой в начале статьи, со своими особенностями на каждом из указанных этапов.

Так, решением о размещении, в данном случае, будет решение о реорганизации и об увеличении уставного капитала АО, к которому осуществляется присоединение (п. 47.1 Положения о стандартах эмиссии). Если мы говорим об увеличении уставного капитала за счет инвестора (в данному случае АО-донора, принадлежащего инвестору), необходимо просчитать будущий уставный капитал, соотнеся все это с источниками, которые возможно использовать для формирования уставного капитала в ходе такой реорганизации (аб. 3 п. 50.11 Положения о стандартах эмиссии), соотношение долей акционеров (в том числе инвестора) после реорганизации и еще на стадии формирования (создания) АО-донора учесть данные обстоятельства при формировании структуры баланса такой компании. С учетом приведенных параметров подбирается коэффициент конвертации акций АО-донора в акции АО, к которому осуществляется присоединение и который фактически формирует будущую структуру акционерного капитала.

Думаю, имеет смысл напомнить, что реорганизация сопровождается, кроме всех процедур, соответствующих процедуре эмиссии, процедурами уведомления государственных органов и кредиторов в соответствии с требованиям ГК, ФЗ Об АО и ФЗ О государственной регистрации ЮЛ и ИП".

Решение о реорганизации принимается общими собраниями акционеров АО, участвующих в реорганизации. При этом уполномоченный орган АО, к которому осуществляется присоединение, также принимает решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, которое должно содержать перечень информации, во многом схожий с подпиской.

Соответственно, аналогичным образом встает вопрос о наличии в уставе АО объявленных акций, положений, препятствующих увеличению уставного капитала, и, исходя из структуры органов управления, формируется итоговая повестка дня общего собрания акционеров, в которую могут также войти вопросы, связанные с определением количества объявленных акций, внесением изменений в устав и утверждением решения о выпуске акций (при отсутствии совета директоров в таком АО).

Не стоит забывать, что принятие решения о реорганизации является одним из условий, при которых у акционеров, голосовавших против" решения о реорганизации, либо не присутствовавших на собрании при решении данного вопроса, в соответствии со п. 1 ст. 75 ФЗ Об АО, возникает право требовать выкупа принадлежащих им акций. Данное обстоятельство требует определения уполномоченным органом (по умолчанию, в соответствии со ст. 75 ФЗ Об АО, это совет директоров) цены выкупа акций у акционеров. Эта цена определяется с учетом независимой оценки (т. е. в данном случае привлечение оценщика обязательно) и при определении цены акции оценщиком не должны учитываться возможные последствия принятия решения о реорганизации (п. 3 ст. 75 ФЗ Об АО).

Уведомляя акционеров о собрании, на котором будет рассматриваться вопрос о реорганизации АО, уполномоченный орган АО обязан одновременно указать на возможность и условия возникновения у акционеров права выкупа и цену выкупа акций АО (п. 1, 2 ст. 76 ФЗ Об АО). Следовательно, к моменту уведомления акционеров о собрании уже должна быть оценка и соответствующее решение совета директоров (или иного уполномоченного органа).

Особенностью принятия решения о размещении при реорганизации является то, что оно состоит из двух решений (о реорганизации и об увеличении уставного капитала), при этом исходя из положений ФЗ Об АО и содержания устава АО может возникнуть ситуация, когда такие решения принимаются разными органами АО (собранием акционеров и советом директоров, соответственно). Кроме того, такие существенные условия размещения, как порядок конвертации, находят отражение в заключаемом АО, участвующими в реорганизации, договоре присоединения.

Итак, решение о реорганизации, в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ Об АО, для АО-донора должно содержать упоминание о реорганизации в форме присоединения и утверждении договора присоединения, для АО, к которому осуществляется присоединение, кроме перечисленных аспектов, добавляется упоминание об утверждении передаточного акта.

Решение об увеличении уставного капитала, принимаемое уполномоченным (в соответствии с уставом АО) органом управления, в соответствии с п. 53.5 Положения о стандартах эмиссии должно содержать указание на количество размещаемых дополнительных акций в пределах объявленных акций, способ размещения (конвертация) и коэффициент конвертации.

Процедура государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг АО, к которому осуществляется присоединение, может осуществляться одновременно с процедурами уведомления государственных органов и кредиторов. За государственную регистрацию выпуска ценных бумаг при реорганизации уплачивается государственная пошлина в размере 35 000 рублей (согласно подпункту 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер пошлины не зависит от объема эмиссии.

Комплект документов для регистрации дополнительного выпуска акций при реорганизации, кроме заявления и самого решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, должен содержать копии решений о реорганизации, копии уставов всех АО, участвующих в реорганизации, копию договора присоединения, копию передаточного акта, копию документа, подтверждающего нахождение АО в процессе реорганизации (п. 49.1 Положения о стандартах эмиссии).

На момент подачи документов в ФНС на государственную регистрацию реорганизации в форме присоединения должны быть выполнены 2 условия:

  • зарегистрирован дополнительный выпуск ценных бумаг при реорганизации в форме присоединения;
  • закончился срок, отведенный законодательством на уведомление кредиторов о реорганизации.

Фактически момент государственной регистрации реорганизации (прекращения деятельности АО-донора в связи с присоединением) и дата внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ является датой размещения дополнительных акций, размещаемых в ходе реорганизации в форме присоединения (п. 50.4 Положения о стандартах эмиссии).

Как и в случае с подпиской, в течение одного месяца с даты размещения ценных бумаг АО, к которому осуществлено присоединение, обязано направить в регистрирующий орган комплект документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, при этом оплатив государственную пошлину в размере 35 000 рублей.

Особенностью формирования комплекта документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг при присоединении является дополнение комплекта документов копией документа, подтверждающего прекращение деятельности присоединяемого АО.

Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска и последующее внесение изменений в устав АО в части увеличения уставного капитала и уменьшения количества объявленных акций завершают процедуру увеличения уставного капитала.

Сроки рассмотрения документов и основные требования к их комплектности при осуществлении процедуры эмиссии при реорганизации сопоставимы с подпиской. Особенности процедуры реорганизации в форме присоединения, приведенные в статье, отражены в гл. 47-49, 50 Положения о стандартах эмиссии.

В данной статье было рассмотрено довольно узкое направление в корпоративных мероприятиях АО, связанных с процедурой дополнительной эмиссии. Каждый конкретный случай привлечения в АО инвестора индивидуален, и его необходимо рассматривать через призму разных возможных вариантов реализации поставленных инвестором и АО целей.

В современных реалиях постоянного изменения корпоративного законодательства инвестору и менеджменту АО не всегда самостоятельно удается выработать достаточное понимание поставленных целей и порядка их достижения, и увеличение уставного капитала АО зачастую сопровождается привлечением профессиональных консультантов.


[1] Начало статьи см. в № 5 (132) за 2015 год.