Споры о депозитарной деятельности с участием физлица – в компетенции не суда общей юрисдикции, а арбитражного суда
Судебная практика. Внимание, СКЭС. Споры о депозитарной деятельности с участием физлица – в компетенции не суда общей юрисдикции, а арбитражного суда. Коллегия согласилась с доводами заявителя кассационной жалобы, которые ранее ВС РФ признал заслуживающими внимания (Определение от 24 октября 2025 года) .
Фрагменты Определения СКЭС от 25 ноября 2025 года по делу № А40-230895/2024.
«… Деятельность квалифицированного инвестора не может быть приравнена к деятельности, направленной на удовлетворение личных нужд, к ней применяются положения законодательства о ценных бумагах и она не может быть урегулирована положениями законодательства о защите прав потребителей, даже в отсутствие у инвестора, признанного квалифицированным, статуса индивидуального предпринимателя».
«Между тем иск по настоящему делу заявлен предпринимателем, имеющим статус квалифицированного инвестора, присвоенный ему самим брокером в защиту его прав при осуществлении им экономической, инвестиционной деятельности (приобретение ценных бумаг), регулируемой Законом о рынке ценных бумаг и направленной исключительно на получение прибыли.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что возникший спор по делу должен рассматриваться в арбитражном суде на основании пункта 4 части 6 статьи 27 АПК РФ, пункта 8 части 6 статьи 27 АПК РФ, как спор, вытекающий из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей, рассматриваемый с участием лица, независимо от того, является ли он индивидуальным предпринимателем или гражданином, поскольку спор с ним возник при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом».
