Считается ли организация ликвидированной по истечении шести месяцев после публикации об исключении из ЕГРЮЛ в "Налоговом вестнике"

В отношении организации внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности юридического адреса. По истечении 6 месяцев после публикации в  Налоговом вестнике  компания была исключена из ЕГРЮЛ. Считается ли она ликвидированной?

На вопросы читателей отвечает Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Данилова Наталья

В соответствии со Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлены основания и порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. В силу пп. 1-4 этой статьи при отсутствии мотивированных заявлений от заинтересованных лиц юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Согласно подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный этой статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ N 67 от 20.12.2006, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. По нашему мнению, это утверждение справедливо и для случая исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.

В то же время п. 2 ст. 64.2 ГК РФ установлено, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. В рассматриваемой ситуации организация исключается из ЕГРЮЛ по причине наличия в этом реестре записи о недостоверности сведений о ней в порядке, который установлен для исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, но недействующим юридическим лицом в значении, установленном п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, она не является.

В ГК РФ нет прямого указания на то, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по иным основаниям, помимо признания его недействующим, влечет за собой те же правовые последствия, что и ликвидация юридического лица. Однако в силу п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пп. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения (в том числе договорные и иные обязательства) прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ независимо от оснований, по которым оно состоялось, влечет за собой прекращение его правоспособности, в том числе способности нести обязанности (пп. 1, 2 ст. 49 ГК РФ). Гражданское законодательство не предусматривает правопреемство по обязательствам юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ. Следовательно, как и в случае с ликвидацией (ст. 419 ГК РФ), обязательства юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, прекращаются. Поэтому, с нашей точки зрения, правила п. 2 ст. 64.2, ст. 419 ГК РФ по аналогии закона могут быть применены и к прекращению организации, исключенной из ЕГРЮЛ по иным основаниям, помимо наличия у нее признаков недействующего юридического лица.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ) (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 N 12АП-1558/21 по делу N А57-12201/2020, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 N 12АП-2508/21 по делу N А06-6935/2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 N 17АП-12481/20 по делу N А60-24721/2020). Иными словами, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, не является ликвидацией юридического лица, но влечет такие же правовые последствия.